Если ещё лет двадцать назад по улицам Вамены разгуливали мужики с котеками, а на базарах сидели полуголые женщины в юбках сали, то сегодня всю эту экзотику можно увидеть разве что на ежегодном фестивале в августе. Пусть прошло уже больше полувека с того дня, как новость об открытии долины облетела весь мир. Пусть живут теперь здесь не только аборигены, но и приезжие со всей Индонезии. Пусть проложены дороги, открыты банки и на каждом углу продается кока-кола.Не смотря на все это, Балием по-прежнему остается колоритным местом, альтернативу которому трудно найти за пределами Папуа.
Сегодня я начинаю серию фото-рассказов об этом удивительном регионе, где можно познакомиться с обычаями и бытом горных аборигенов. Если вы первый раз в Папуа, то тогда вам стоит ехать именно сюда.
Check-in в 6:30 утра, вылет в 8:00. Такую информацию я получил в офисе, где покупал билет. На деле же посадку объявили около двенадцати. Ничего удивительного, ведь в Папуа, как и во всей Индонезии, ничего не бывает по расписанию. Из зала ожидания нас словно стадо овечек повели к самолёту.
Никого не волновало то, что движение на полосе было оживленное. В аэропортах Папуа царит атмосфера тотального разгильдяйства. На взлётно-посадочную полосу может выбежать любой желающий. Зато фотографу счастье, ибо снимать можно везде. Только осторожно. Меня однажды задержали за съёмку и долго возили по полицейским участкам.
Логотип компании ТРИГАНА.
Взлетели хорошо и за бортом осталось озеро Сентани. Перелет занял меньше часа. Я уж было уснул, когда пилот объявил: «Идём на посадку». Тут самолёт резко юркнул вниз. У меня сразу перехватило дыхание, а сидящий рядом папуас чуть подлокотник не оторвал. Казалось, мы идём не на посадку, а на таран.
Я присмотрелся к пейзажу за бортом. Где-то внизу брала свое начало река Балием и рассекала пополам зелёную долину, которая по периметру была окружена горами. Где-то внизу сверкали на солнце металлические крыши домов, которые стояли по соседству с традиционными хижинами. Где-то внизу трудились на полях папуасы и дым от костров, которые они разводили, тянулся высоко-высоко.
Кстати, долина Балием была открыта случайно с самолета. Произошло это 23 июня 1938.
Аэропорт города Вамена.
Груз ожидающий своей очереди.
Практически всё от машин и до подгузников доставляется в Вамену по воздуху.
В маленьком и грязном городке я задерживаться не стал. Мне нужно было добраться до поселка Пикхе, который находился километрах в десяти на север. По городу и окрестностям жители Вамены передвигаются на таких вот микроавтобусах. В одну машину набивается 14 пассажиров. Иногда влезает и больше.
А в такую машину поместятся только 12 счастливых аборигенов. Плюс баулы.
Основным транспортным узлом долины Балием является рынок Jibama. Его ещё называют pasar baru (новый рынок, в переводе с индонезийского). Именно здесь таксисты собирают пассажиров. Машина не тронется с места, пока все сиденья не будут заняты.
Чтобы добраться до Пикхе, мне пришлось ехать через Джибаму. В маршрутке вместе со мной оказался вот такой абориген с котекой. Так как одежда у него отсутствовала, деньги и другие мелочи он держал в пластиковом пакете. Кстати, котеки в Балиеме не такие как в Энаро (пример). Здесь они короткие и тонкие.
Не обращая внимания на тяжеленный рюкзак, который сильно меня замедлял, я решил исследовать pasar baru. Практически весь рынок занят индонезийцами. На снимке приезжий с острова Сулавеси, а в корзинах боевые петухи. Они не выставлены на продажу. Их хозяин устраивает бои, где любой прохожий может сделать свою ставку.
Рынок с индонезийцам не представлял для меня особого интереса. Поэтому я поспешил туда, где торговали папуасы. Они отвоевали себе небольшой участок. Как вы думаете, что же продает этот дядя?
Нет, не колбасу, как может показаться.
Дядя с самокруткой в зубах продает местный табак. Но аборигены всё чаще предпочитают сигареты gudang garam или на худой конец фабричный табак angur kupu. И то и другое made in Indonesia.
Спросом у папуасов пользуются украшения из бисера.
Какого же было мое удивления, когда я увидел, что изготовлением этих украшений занимаются мужчины!
Кроме украшений на рынке можно найти каменные топоры, чучела райских птиц, сумки, ножи из кости казуара, котеки и другие стоящие внимания предметы.
Под открытым небом женщины продают овощи и фрукты.
Только цены вот неправильные. Мандарины, которые выращивают здесь же в Балиеме, продают за 20.000 (шесть штук). То есть выходит по 10 рублей за один мандарин! Связка бананов тоже 20.000. В Макассаре, например, я покупал лапу хороших бананов за 3.000 рупий.
Про цены на свинину вообще стоило бы промолчать. Рублей 600 за кусочек в 300-400 граммов! И это в Вамене, где свиней на улицах больше чем дворовых собак!
Горе тому водителю, который собьёт свинью. Ему придется выложить за неё не меньше пяти миллионов рупий. А если сбитая свинья — самка, тогда плати её хозяину ещё и за каждого не рожденного поросёнка.
Взрослую свинью на рынке Джибама папуасы продают за 10-20 миллионов. Маленького поросенка за 1-2 миллиона.
Бизнес по-папуасски: в 20 метрах от рынка остановился пикап, который приехал из далекой деревни. Сбежались рыночные папуасы, купили поросенка за 800.000, отнесли его тут же на рынок и попытались продать там за 2 миллиона.
Гуляют свиньи без присмотра.
Местные женщины не выходят из дома без таких вот сумок, которые называются нокенами. В нокене удобно носить овощи, фрукты, детей и даже свиней. Много женщин курит. И конечно все они без исключения жуют бетель.
Мужчины же носят вот такие головные уборы.
Называются они карэ-карэ.
По рынку бродили без дела дети. Они не кричали «Хэллоу, Мистер» или подобные глупости. Они молча следовали за мной повсюду.
Забыл упомянуть ещё один здешний вид транспорта — бечак (аля рикша). Они есть на Яве и на Сулавеси. Но в Папуа бечак можно встретить только в Вамене. Кстати, работать рикшей никому кроме местных папуасов нельзя.
До Пикхе я взял бечак, ибо было недалеко.
В этом посёлке стоит дом, который принадлежит семье Франциски. Снаружи он похож на огромный сарай, но внутри очень уютно. Под окном традиционная папуасская хижина. По вечерам в ней собираются мужики и поют песни.
Дом находится в живописном месте. Жаль, что вид портят другие два здания, которые либо заброшены, либо еще строятся. В 2009 году прямо здесь разбился небольшой самолет компании “susi air”.
В Пикхе мне предстояло прожить следующие две недели, в течение которых я собирался совершить вылазки во все уголки долины.
Приехал я один, но Франциска должна была догнать меня вскоре.
С первого же дня мне понравилось в Балиеме. Понравилась погода, пейзажи, атмосфера. Только люди произвели какое-то двоякое впечатление. Но обо всём этом вы узнаете из будущих постов.