...
0
Вязьма – Город со Сказкой. Ч.1я Вязьма, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Вязьма

    Вязьма

    LAT
  • 55.21220N, 34.30943E
  • Я здесь был
    Было: 67
    Хочу посетить
    799

    71 материал по 35 объектам,  1 040 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Вязьма – Город со Сказкой. Ч.1я

     
    30 октября 2009 года|| 17| 6776

    Зачем мы путешествуем? – Охотимся за впечатлениями. Любая поездка это всегда встряска. Впечатления – вещь многослойная, объёмная, это аккумулятор для интеллекта, умственный кислород, замедлитель времени. Любое путешествие - это отдых души, спортклуб для тела.
    «Боже, как ты хороша подчас далёкая, далёкая дорога!», - лучше Гоголя не скажешь, и не опишешь, и не утрамбуешь свои разлетающиеся птицами мысли в такой краткий, но ёмкий главный посыл к очередной поездке.
    У нас три летних дня. Впереди Вязьма и Хмелита – Смоленск и Фленово (Талашкино).
    Какая же она – Вязьма – город с названием, будто вывязанным крючком?
    Дорога от Москвы до Вязьмы.
    От Москвы до Смоленска – 397км, до Вязьмы – 233км. От Вязьмы до Хмелиты – 35км.
    Шоссе – Минское шоссе. Выезд из Москвы – в 7.30.
    По собственному опыту уже убедились – хочешь не попасть в дачные пробки? Хочешь нормально ехать и не тратить время на черепашью скорость? – заводи будильник как можно раньше. Но и даже, несмотря на такой уж наш не совсем поздний выезд, где-то до 3-го бетонного кольца постояли перед разными светофорами в авто-очередях из таких же умных, как и мы. Поэтому в Вязьму приехали около 11 часов утра.

    Гостиница.
    После мониторинга гостиниц в Вязьме, мы озадаченно чесали затылки и вопросительно хлопали глазами – останавливаться было негде. Нет, переночевать, конечно, можно было и в гостинице «Вязьма» (ул.Космонавтов, д.4, (48131) 41465), но общежитский сервис в виде туалета на вашем этаже (большое спасибо), а душа на первом этаже, нас сильно не устраивал. Можно было остановиться и в частной гостинице «Покровское» (ул. Покровская, д.12, (48131) 62988), располагающейся в бывшем кафе, в которой за 1,5т.р. можно остановиться в номере «с окнами», а за меньшие деньги в номерах «без окон», опять же с обязательным туалетом на этаже – но, снова, почему-то не хотелось. :)
    Наш выбор: Парк-отель «Вольские дачи» (227км автомагистрали Москва-Минск, (48131) 25470, www.volskie.ru). Выработавшийся уже у нас туристический рефлекс в виде моментальной стойки на вменяемую гостиницу и «глаз как у орла» не подвёл. Хорошее место. Заранее на трассе перед Вязьмой вы увидите предупредительную стрелку-указатель на поворот направо, через 400м от шоссе – территорию с бревенчатыми коттеджиками, прудиком, беседками, клумбами и шумящим леском. Это «Вольские дачи».
    Проблем с бронированием не было – телефонный звонок, всё быстро и лаконично. Номер наш стоил – 2,2т.р. (без завтрака). Но это я вам скажу, был гигант! Единственное, он располагался на 2-ом этаже, под крышей, и несмотря даже на умеренную летнюю погоду, вечером становилось душновато. Всё-таки кондиционер был бы не лишним. Номера в коттеджах стоят: 1,1т.р. (одноместные), 1,8-2,2т.р. (двухместные), есть от 800-900-1т.р. (с ТВ, но без холодильника). Наш номер – самый дорогой в этой категории, за счёт наличия «зоны отдыха/переговоров с мягкой мебелью и журнальным столиком», а именно с огромным угловым диваном и столиком перед ним. Есть гостевые домики с банями (цены на сайте).
    В гостинице внизу очень симпатичный ресторан с летней открытой терассой. Приятно, знаете ли, завтракать под соловьиные трели, шум деревьев, кукушкины песни и подставлять лицо солнечным утренним лучам. Рекомендуем – сырники, блинчики. Проверено – мин нет :). Вечером ужинали тоже в ресторане. Вполне нормально. Рядом гудела компания охотников, и мы с интересом прислушивались к их живописным байкам «а как я кабана завалил!», «да я с первого выстрела попал», «а он как на меня прыгнет», «да здесь тьфу охота, вот в Чехии на вепря!» и т.д..
    Можно взять рыболовные снасти напрокат. Я сказала мужу, что видела объявление «одна удочка стоит 700р., а две уже – 500р.». На что муж посоветовал мне взять напрокат сразу двадцать удочек, потому что так «ещё дешевле будет» :). В номер можно заказывать еду из ресторана, например пиво с закусками для просмотра футбольного матча :).
    До Вязьмы (от «Вольских дач») – несколько километров по Минскому шоссе, будет левый поворот в центр города,
    До Хмелиты – те же несколько километров по Минскому шоссе, но поворот направо сразу после поста ГИБДД. Поворачивайте именно в этом месте, поскольку отсюда идёт прямая дорога до Хмелиты, и не обращайте внимание на два указателя, зазывно приглашающих повернуть, до поста. Трястись по колдобинам по каким-то деревенским улочным ответвлениям, чтобы вырулить потом на прямую дорогу - зачем? Дорога до Хмелиты – узкая, двухполосная, местами сильно заплаточная, местами более-менее.

    Путеводители.
    У нас были только небольшие отзывы и сухая инфа из интернета. Путеводитель по Смоленщине мы потом купим в Смоленске. А в Вязьме была очень нужна карта города. Не то, чтобы вы не сумеете сориентироваться и не найти интересующие вас достопримечательности – просто хотелось бы более основательно познакомиться со схемой улиц, а не метаться и ехать навскидку наугад. В Вязьме сохранилось много церквей – но без карты найти их будет трудно.
    Где купить карту Вязьмы в Вязьме – не могу ответить. Это очень сложный вопрос. Может в Краеведческом музее (Богородицкая церковь, центр города)? В городе мы не увидели ни одного киоска «Союзпечать» - потенциального помощника в приобретении туристических «водителей».
    Средневнятная карта города: http://www.orangesmile.com/maps/russia/viazma-map.htm.

    Современные картинки Вязьмы.
    Скажу сразу – честно. Мы ехали в старинную Вязьму и облизывались – город казался нам очень вкусным в плане достопримечательностей. Я, как «составитель маршрута», торжественно выделила на его осмотр (вместе с Хмелитой) 1,5 дня, и пролоббировала ночёвку в «Вольских дачах». К дальнейшей точке нашего путешествия – Смоленску, я относилась прохладно. Здесь ведь маленький, уютный, старинный городок, а там – большой, пыльный, людный город. Оказалось – я поторопилась с обобщениями. Ожидания наши оправдались с точностью наоборот.
    Из Москвы мы сразу свернули с трассы в «Вольские дачи», чтобы оформиться в гостиницу и скинуть там вещи. Но у них check out, т.е. выписка в 12, и нам сказали подождать (мы приехали около 11 часов). Поэтому мы уточнили у парня-администратора путь до Хмелиты и рванули сразу туда. Там, осмотр дома-усадьбы Грибоедова и дома-музея адмирала Нахимова у нас занял в общей сложности часа 2-3. Потом (к 15 часам) мы вернулись и заселились в номер, и сразу поехали в Вязьму.
    Вязьму мы осмотрели за 3 часа…, включая заход в «Марио-пиццу» (о ней ниже) на обед.
    Не хочу обидеть вязьмичей, но… вот так у нас получилось. Если у вас осмотр города займет больше времени – напишите, пожалуйста, что конкретно ещё вы смотрели, кроме описанных нами (ниже) в этом рассказе достопримечательностей??
    После поворота с Минского шоссе на Вязьму мы по длинной улице въехали в центр города. Это – огромная круглая просторная Советская площадь. На ней Богородицкая церковь (Краеведческий музей), Памятник воинам Отечественной войны 1812 года, ресторан «Ямской», кафе «Марио-пицца», Дом Культуры и Театр, мостик через Монахов пруд (в этом направлении Иоанно-Предтеченский монастырь), в одном далеке виднеется на горе Троицкий собор, и в другом далеке – развалины какой-то церкви (Петра и Павла?). Народу на площади – ни-ко-го. Ну вот вообще – ни души. Сегодня – 12 июня – всем известный конституционный праздник. У Дворца Культуры выставлены динамики с очень жестокой громкостью. Уши сворачиваются в трубочки ещё за километр. Над площадью мяукает Лагутенко, вопят r’n’b-ишники – и честно говоря, такой музыкальный фон на фоне церквей и возвышающегося Троицкого собора на Соборной горе – смотрятся и ощущаются абсолютно несовместимыми. Это ТАК люди отдыхают в Вязьме? То есть, надо понимать, что ничего более продвинутого вяземская администрация не могла предусмотреть в рамках празднично-выходного дня? К Дворцу Культуры подтягивалась милиция и редкий молодняк с банками пива. Оказывается – это дискотека. Да ради Бога – танцуйте, только зачем динамить вопёж на все окрестности? Искренне не понимаю. Вот поставили бы «Вальс цветов», например, - была бы совершенно другая атмосфера. Но, наверное, это задача из области фантастики.

    Старинный портрет Вязьмы.
    С чего начать?
    С деталей.
    Раньше в Вязьме были: Большая Московская, Смоленская, Введенская, Благовещенская, Верхнекалужская, Успенская, Ечеистова, Малая Панская, Фроловская, Гайдуковский переулок, Блинный переулок, Безымянный переулок, Сухачевский переулок, Ильинский переулок.
    Сейчас: Ленина, Карла Маркса, Парижской коммуны, Ленских событий, 25 Октября, Интернационала, Герцена, Лейтенанта Шмидта, Карла Либкнехта, Стачечная, Восстания, Победы, Софьи Перовской, Бебеля. Также появились новые улицы с такими жизнерадостными названиями как: Железнодорожная, Заводская, Локомотивная, Льнозаводская, Машиностроительная, Моторная и др.
    Бывшая Базарная площадь стала Советской.
    Со статистики.
    Раньше в Вязьме было 24 церкви (нач.20в.). Сейчас – 10, это число включает в себя как действующие церкви, так и бывшие, и развалины.
    С истории.
    Начну с названия: Вязма, Вязьма.
    Позволю себе смелость отойти от классической подачи истории Вязьмы. С ней вы можете легко ознакомиться на сайте города: http://www.mgorv.ru/index.php?go=Content&id=219, посмотреть на историю в интересных картинках: http://www.mgorv.ru/index.php?go=Content&id=188, а также почитать на библиотечном портале: www.vikipedia.ru. В конце концов, согласиться с «массовой» инфой вы всегда успеете.
    Мне смешно читать, как название города трактуют как производное от дерева «вяз» и болота, в котором можно «увязнуть». Не надо считать наших предков, давшим рекам, горам, земле, звездам – дивные по красоте и глубочайшие по смыслу названия - дурачками. Мы просто забыли свой исконный язык, вернее, потеряли к нему ключ. Будем искать.
    Гипотеза первая. Речная. Река Вязьма «вязала», «связывала» между собой великие водные пути Древней Руси - Волгу и Днепр, за что и получила свое название, а затем передала его городу.
    Гипотеза вторая. Двойная. Приставка –га в составе старинного русского слова обозначала – дорогу, путь. Вол-га, например, эту путь куда-то. И так далее. Приставка –ма означает - окончание двойственного числа в древнерусском языке. Вязь – это петля. Вязь-ма – это две петли. Река Вязьма как раз в этом месте имеет удивительное русло – как бы обнимает город двумя петлями или, другими словами, дважды делает поворот полукольцом (петлей) - «обвязывает» «вязью». Расшифровать название Вязьмы можно так: Город, Дважды Обвязанный Рекой. (Форум на http://www.vyazma.name).
    Гипотеза третья. Сомнительная. Вязь-ма это гибрид русского слова «вязь-болото» и финской приставки «ма-земля», что в сложении даёт болотистую землю, местность.
    А можно и по другому. Исходя из совсем другой логики. Наши с вами славные пра-пра-пра-предки несли ответственность перед будущими поколениями и ВСЕГДА в любые слова, любые названия, орнаменты вышивок, напевные сказания-былины и т.д. закладывали смысловое поле.
    «В» - проницание, постижение, возвращение.
    «З» - красота, прекрасное, прелесть.
    «М» - точка опоры, кормящая грудь.
    ВяЗьМа. Постижение красоты, возвращение к точке опоры. Питающая красотой, дающая постижение ч-либо. Мать. Дом. Возвращение к истокам. Оттолкнись, иди, но возвращайся. Может быть так?
    Теперь немного о дохристианской истории.
    Давайте немного критически посмотрим на версию того, что до Крещения Руси наши предки бегали в худшем случае в мохнатых шкурах с дубинами, а в лучшем – в лаптях. К русской истории до 988 года (года Крещения Руси) дальновидно и предусмотрительно прицепили клеймо «языческий период», которое отлично выполняет свою функцию – активно распугивает и вызывает пренебрежение. Байки про «идолов», «капища» и «кровавые жертвы», скомпрометировавшие веру наших предков, появились после вползания и расселения семитских общин на территории Руси. (Почитайте серьёзнейшего и авторитетного историка Льва Гумилёва). Славянские боги жили в Синей Сварге – стране в небесах. Они же сварганили Землю, бросив камень Алатырь в Океан.
    Наши предки обладали колоссальными родовыми тысячелетними знаниями, создали учение о звездном небе - Малое и Большое Коло (Круг) времен с несколькими смысловыми уровнями, понять которое без особых знаний просто невозможно, его не могут разгадать даже современные ученые. Наши предки – досконально – знали звёздное небо. Главная особенность славяно-русской веры состояла в том, что всё в мире едино – и боги, и человек. Истина, т.е. добро и зло, свет и тьма – всегда одна, это вечная категория. Поэтому то наши прадеды-«язычники» почти безболезненно перешли от своих богов-«идолов» к православию, т.е. вере, славившей законы Прави.
    Не надо бояться своей истории.
    А ещё они любили Землю, Природу, относились к ней как к величайшей ценности. Умели строить города, выбирая для них энергетически сильные места, используя ландшафтное зрение и особое зрительное восприятие – систему прозоров, когда город был виден издалека, открывался не сразу, с какой-то точки просматривалась роскошная панорама, когда учитывался даже цвет разных деревьев и т.д.. Поэтому зрелище выстроенных ими городов с детальнейшим учётом и уважением к пейзажу и ландшафту, заставляло не только удивляться, но и думать, созерцать, размышлять, наставлять, склонять к добру. Нам сегодняшним, привыкшим к безликим, уродским, обессмысленным, современным застройкам, какие там пэйзаж и ландшафт - этого не понять.
    Все вышесказанное относится к Вязьме. Предки вязьмичей – кривичи-«язычники», конечно же, имели свои места силы (они находились в современном центре Вязьмы, Соборная гора – точно одно из них), поклонялись своим богам (Перун - древний славянский бог, буйный сын Сварога и Лады, стоял на современной улице города – Ленина, на месте которое сейчас занимает Налоговая инспекция, а раньше стояла православная церковь). Ещё древние вязьмичи почитали бога Ярого (молодого, весеннего) Солнца – Ярилу, молодого юношу, с венком из весенних цветов на рыжих волосах, на белом коне. И место, где возможно была «ярилина поляна» или «ярилина плешка», найти в Вязьме достаточно просто. Я посмотрела, нет ли Георгиевской церкви (обычно на таких древних местах всегда возводились православные церкви во имя святого с фонетически похожим именем, в данном случае Георгий – Егорий - Ярило)? Конечно есть – это храм Петра и Павла (Георгиевский), который сейчас находится в запущенном состоянии.
    В Вязьме существовал ещё клятвенный Ротвин колодезь («Рота» - означает клятва). Совершались сделки и прочность договора скрепляли глотками воды из него. Такой вот «языческий обычай» – почитание Воды. Не забываем ведь, что Вязьма – это Город, Дважды Обвязанный Рекой.
    Теперь о княжеской истории Вязьмы.
    Когда основана Вязьма? Кем?
    Ответы почти все гипотетические. Есть результаты археологических раскопок, есть крохи сведений в уцелевших штучных летописях.
    Первое «древнерусское укрепленное поселение» располагалось на реке Русятке (2км к Ю-З от Вязьмы) и «хронологически Русятское городище (6-11вв.) было предшественником города Вязьмы (12в.)». Вероятно, первый город сгорел в пожаре и нашел себе новое место современной Вязьмы. (Эта территория была заселена ещё и тысячи лет назад до нашей эры).
    В 10 веке в Вязьме на возвышенности строится первая Крепость/Детинец – деревянная, с земляным валом, глубоким рвом, а также дубовым тыном и тремя срубными башнями. Это был – Большой или Верхний город.
    Кто первый князь в Вязьме? В летописях есть только имя – Андрей, отчества не указано. Поэтому существует масса версий. Наиболее правдоподобная и логичная гипотеза, что Вяземские князья ведут свой род от Смоленских князей - Ростиславовичей. В Смоленске выстраивается такая княжеская цепочка: Владимир Рюрикович – его двоюродный брат Мстислав Давидович – его сын Ростислав Мстиславович, у которого три сына: Глеб Князь Смоленский, Андрей Князь Вяземский, Фёдор Князь Ярославский.
    В 1300 Князь Андрей Ростиславович получил Вязьму в удел.
    В нач.17в. – по указанию царя Михаила Романова реконструируется старая Крепость/Детинец (Большой город) – обновляются валы, углубляются рвы, вместо деревянных - 6 каменных башен. Одна из них – массивная, кряжистая, угловая с маленькими «глазками»-амбразурами Спасская башня – сохранилась, её можно посмотреть. Кольцо Большого города охватывало Малый город (Кремль).
    Немного истории современной.
    В Вязьме жил и работал в Городской земской больнице молодой выпускник медфака Киевского университета Михаил Булгаков (1917–1918гг.) Правда, в самой Вязьме он находился совсем немного, буквально несколько недель - молодого врача распределили в село Никольское Смоленской области (читайте булгаковский рассказ «Полотенце с петухами»).
    Наши талантливейшие харизматичные актёры Александр Папанов и Людмила Касаткина – из Вязьмы!
    Про герб Вязьмы.
    На гербе – «в серебряном поле пушка на золочёном лафете», с восседающей на ней птицей Гамаюн. Для наших предков-«язычников» - Гамаюн – это вещая райская птица, не имеющая ног, она вьёт гнезда на райском дереве, прилетает весной из Рая на Землю и приносит с собой райское благоухание, это символ счастья, богатства, власти. Существовало поверье, что человеку, на которого падала её тень, будет сопутствовать удача. Герб Вязьмы похож как две капли воды на герб Смоленска, отличие в крошечном «титле» над пушкой – в славянской письменности это знак сокращения, а на гербе он говорит о подчиненном статусе Вязьмы к Смоленску. Но главное – считается, что эти города находятся под крылом удачи сказочной русской птицы.

    2 Святых, хранящих Город.
    Вязьму Там на Небе – хранят два Святых.
    Аркадий Вяземский и Новоторжский, и Герасим Болдинский и Вяземский чудотворцы.
    Преподобный Аркадий – из Вязьмы, из середины 15 века. Блаженный человек «не от мира сего», вел жизнь «Христа ради юродивого», всегда «пребывал в боге» - в молитве, безмолвии, просил подаяние. На берегу речки Вязьмы облюбовал себе большой камень-валун, на котором ночью молился. Блаженный давал людям мудрые советы, а перед праздниками любил подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход, и этим напоминал вязьмичам о том, что главное – это очищение души. А ещё – отогнал от города, окружённого тремя болотами, всех змей. Сказал: «в Троице славим Боже, да не будет сего гада во граде Вязме и за тридесять поприщ» - и до сегодняшнего дня ни в самом городе, ни в его окрестностях «несть» змей и ужей. А ещё явился во сне одному вяземскому повару и попросил его, чтобы вязьмичи любимое им место в Вязьме оградили от всего «скверного и нечистого», а тот камень, на котором он молился «охраняли». И на этом месте сначала построили церковь, а потом Аркадьевский женский монастырь (кон.18в.). Однажды на Олешинской улице, где раньше жили родители Аркадия, случился пожар – погорели все дома, кроме того, где родился будущий святой. На иконах святой Аркадий Вяземский и Новоторжский обычно изображается в короткой («по колени ноги голы») зеленой одежде, и либо с зеленой сосновой веткой в руке «чтобы отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостат», либо стоящим на камне на коленях с поднятыми к небу руками. Вязьмичи очень любят своего святого Аркадия. Он спас город от поляков в Смутное время – появился в образе юноши-воина на коне с мечом в руке, сказал: «Я – Аркадий, град этот – моё отечество» и запретил идти на Вязьму. А ещё люди видели его фигуру в черной монашеской мантии с раскинутыми руками над городом - за день до бомбардировки Вязьмы, в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года, когда город был полностью разрушен.
    Блаженный Аркадий – загадочная личность. Между верующими в Торжке и в Вязьме есть разногласия по поводу личности святого Аркадия.
    Вязьмичи, говорят, что святой ушёл из Вязьмы в Торжок в Борисоглебский монастырь к своему духовнику преподобному Ефрему и называют святого Аркадия Чудотворцем Вяземским и Новоторжским.
    Новоторжцы – не согласны. Они уверяют, что есть два святых Аркадия – Вяземский и Новоторжский. Мощи святого Аркадия Новоторжского целебоносные и к ним приходили приложиться сотни паломников. А в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был канонизирован, и вяземцы воспользовались совпадением имён, и к подписи на иконе «Святой Аркадий Вяземский» добавили «и Новоторжский». Вследствие этого «усилился приток богомольцев и увеличились доходы местного притча»/сведения из «Тверского патерика» 1907 года.
    Преподобный Герасим Болдинский и Вяземский Чудотворец – из Переславля Залесского из середины 15 века. Принял постриг ещё совсем мальчиком. Потом жил отшельником. В Дорогобужском лесу по видению рядом с селом Болдино основал Болдинский монастырь. В Вяземском лесу рядом с Вязьмой – Иоанно-Предтеченский монастырь. В Брянском лесу – Введенский монастырь.

    Продолжение следует.

    (с) http://www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
    http://pamsik.livejournal.com/ - новые фотографии из путешествий

    Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно при наличии гиперссылки на сайт и указания имени автора.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    12 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Вязьма
    сообщить модератору
      Читайте также
      Наверх