Куршская Коса, имея в ширину всего от нескольких сот метров до пары километров, как бы разделяет Балтику: с одной ее стороны открывается выход в открытое море, а с другой — на Куршский залив. Что же касается дюны Эфа и, вообще, дюн, которые слагают косу, то это — целая история.
Около шести-семи тысяч лет назад геологические процессы сформировали тело косы, ветер, навевая дюны, создал ее рельеф, а из попавших в неплодородный песок семян растений постепенно выросли леса. Но в 16-18 веках люди, которые здесь заселились, начали эти леса вырубать. И так довырубались, что, лишившись их, дюны снова пришли в движение и стали засыпать поселки, дороги и прочие существовавшие на тот момент на Косе коммуникации. Некоторые рыбацкие поселки так и погибли под песками, другие, например, поселок Морское, называвшийся при немцах Пиллкоппен (по имени замка, коий в нем стоял), трижды переносили в новое место, пока, наконец, пески не были побеждены.
А победили их только в самом конце 19 века. Точнее, именно тогда люди поняли, что это вырубленные леса привели дюны в движение, и стали их искусственно укреплять: на них заново были высажены деревья. А кроме того, вдоль той части Куршской Косы, где идут дюны, построен высокий (от 3 до 12 метров) и широкий (от 10 до 70 метров) песчаный вал — авандюна, которая предохраняет косу от штормовых волн и постоянно дующего западного ветра, за счет работы которого, в частности и приходили в движение дюны. Занимались изучением и причинами движения дюн, а также способами и возможностями их укреплять немецкий инженер Мюллер и дюнный инспектор Эфа, в честь которых теперь на Куршской Косе названы самые высокие дюны.
Увидеть сосны Танцующего леса можно здесь:
Дюны и сосны - часть 2. Танцующий лес