Около пражского зоопарка есть необычайно красивое место – Тройский замок, который иногда называют чешским Версалем. Ну Версаль, конечно, не Версаль. Но посмотреть очень даже стоит.
Добраться до него очень легко – сначала на метро до станции «Nadrazi Holesovice», а затем автобусом 112 до остановки «Zoologická zahrada».
Первое впечатление было волшебным – смешение красно-кирпичного цвета замка с зеленью прилегающего сада. И все это – на фоне пронзительно синего неба.
Тройский замок представляет собой первый летний загородный дворец в Праге, построенный по заказу графа Вацлава Войтеха из Штернберга в 1678-1685 гг. по барочному проекту французского архитектора Жана-Батиста Матея. Дворец был предназначен и для проведения особых торжеств, и для отдыха членов королевской свиты после охоты.
При осмотре дворца снаружи внимание сразу же привлекает эффектная двухмаршевая лестница, ведущая в сад, которая украшена колоннами и статуями в виде античных богов и титанов. Дрезденским скульпторам – Георгию и Павлу Германовым – удалось передать атмосферу античного времени и представить взору посетителей битву между богами и титанами, навсегда теперь уже застывшую в камне. Скульпторам удалось даже символически изобразить Тартар – глубочайшую бездну, в которую Зевс низвергнул титанов, расположив ее немного ниже первого марша лестницы.
Таким образом, мы видим, что название «Троя» появилось не случайно, а связано именно с античной атмосферой дворца.
Гостями дворца были, как упоминалось ранее, охотники из королевской свиты. Граф Штернберг строительством Трои совершил своеобразный прорыв: создал для охотников место отдыха и развлечений, которого они были лишены ранее.
Очень жаль, но фотосьемка во внутренних покоях запрещена, и у меня не осталось фотографий главного зала замка – Габсбургского, оформлением которого граф Штернберг выражал императору Леопольду I свой почет и желание всячески угодить. Этот зал своей отделкой не повторяет ни один европейский декор. Он абсолютно самобытен! Над его украшением работали такие мастера, как братья Авраам и Исаак Годиновы из Антверпена. Как и Жан-Батист Матей, оба окончили Итальянскую школу мастеров. Потолок Габсбургского зала выполнен в технике Микеланджело и обладает ошеломительным визуальным эффектом – кажется, что зал на несколько метров выше, чем на самом деле!
Заслуживают внимания и так называемые китайские комнаты, в которых можно увидеть стенную роспись XIX века и коллекцию керамики.
В целом, интерьер замка наполнен барочной мебелью и картинами, изображающими сцены охоты, а также портретами королевских псов и коней из разных владений, служащими для кульминации аристократической атмосферы. Кстати, анималистические картины были очень популярны в Европе: кинологи раскошеливались на кругленькие суммы во имя запечатления своих питомцев в веках. Название дворца также отражено и в потолочной росписи, изобилующей античными мотивами.
В 70-80-х годах XX века замок подлежал реконструкции и после обновления стал частью Галереи Главного Места Праги (GHMP), которая экспонирует здесь коллекцию полотен чешских художников XIX-XX веков.
Тройский замок также служит для проведения различных акций, концертов и других культурных мероприятий, в том числе – является местом съемки так художественных, так и документальных фильмов.
На территории дворца находятся прекрасные сады с газонами, зелеными лабиринтами, фонтанами и статуями.
О статуях, думаю, надо сказать отдельно. В пространстве парковой зоны мирно сосуществуют как ровесники строительства замка (по крайней мере - по внешнему виду), как и представители современного искусства.
И зеленый лабиринт, ведущий к нему:
И последняя, особенно понравившаяся мне как психологу по образованию:
«Pomník Sigmunda Freuda» («Памятник Зигмунду Фрейду»), 2007-2011, бронза. Автор: Michal Gabriel. Фрагмент
PS: Фотографии не подвергались обработке в Photoshop (цветокоррекции и т .д.). Я хотела отразить красоту этого чудесного места максимально реалистично. Надеюсь, мне это удалось.