Если честно, я не очень хотела ехать в Карловы Вары. Почему-то в моем сознании прочно укоренился стереотип, что это курорт для старушек и старичков. Так что собралась я туда, по большому счету, для галочки – мол, как это: живя в Праге, не посетить Карловы Вары?
Но я ошибалась. Причем – очень сильно. Карловы Вары встретили меня необыкновенно праздничной атмосферой. Отчасти из-за Международного кинофестиваля, который традиционно проводится здесь в июле в стенах отеля «Термал»; отчасти – из-за толп молодежи, на этот фестиваль приехавшей и праздно шатающейся по городу в ожидании очередного киносеанса; отчасти – из-за живописнейшего пейзажа и раннего утра, обежавшего плавно перетечь в жаркий и насыщенный событиями и впечатлениями день. А в целом – из-за атмосферы этого курорта – беззаботной и целительной, наполненной журчанием источников и смехом детей.
Наше знакомство с городом началось с главпочтамта, как и рекомендуют все путеводители. Это здание, построенное в 1903 году архитектором Фридрихом Зетцем, стоит как бы на границе между торговой и курортной частями Карловых Вар.
На высоте четвертого этажа - над пилястрами между окнами - стоят четыре аллегорические скульптуры, символизирующие телеграф, железнодорожное сообщение, корабельный транспорт и почту.
В свое время карловарская почта принадлежала к самым современным предприятиям связи в Австро-Венгрии. За высокое качество строительства здание почты было внесено в реестр памятников, охраняемых государством.
Напротив главпочтамта простирается Сад Сметаны с клумбой, на которой живыми цветами выложена сегодняшняя дата.
В глубине Сада Сметаны, словно замок, стоит здание Елизаветинской лечебницы, названной в честь австрийской императрицы. Ее торжественное открытие состоялось 17 июля 1906 года.
Посмотрев от главпочтамта направо через реку Теплую, можно видеть здание курортного отеля «Термал», который ежегодно распахивает свои двери Карловарскому международному кинофестивалю.
«Термал» был построен в 1967-76 гг. по проекту архитекторов супругов Махониных. В него входят гостиничный комплекс, фестивальный кинозал на 1200 зрительских мест и пять конференц- и демонстрационных залов на 600 человек. Частью ареала также является плавательный бассейн длиной 50 метров, к рассказу о котором я еще вернусь. Кстати, с террасы этого бассейна, открытой для свободного посещения, можно полюбоваться панорамными видами Карловых Вар.
Здесь же находятся три керамические статуи «Почесть источникам» карловарского скульптора Властимила Кветенского (1976).
Спустившись по крутой дорогу в долину, можно увидеть дом благородной архитектуры, в котором более 30 лет находился Научно-исследовательский институт бальнеологии, а ныне располагается курортный отель «Павлов».
У входа – мемориальная доска, посвященная Ивану Петровичу, который, оказывается, посетил Карловы Вары в 1927 году. Вообще, стоит отметить тот факт, что русского физиолога в Чехии чтут: отель и улица его имени - в Карловых Варах, станция метро – в Праге…
Перейдя дорогу, оказываемся перед городской библиотекой, барочная скульптура Карла IV на которой представляет настоящую художественную ценность.
На постаменте скульптуры на песчаниковом рельефе изображена легенда об открытии карловарских источников императором Карлом IV, охотившимся на оленя.
Пройдя немного правее, можно попасть в сад Антонина Дворжака с памятником композитору, выполненным в 1974 году карловарским скульптором Карелом Кунешом.
Украшение парка – чугунная колоннада Садового источника (1881), творение венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.
Вид с террасы бассейна отеля «Термал»:
Садовый источник:
Немного углубимся в город и увидим Лечебницу III, отрытую 1 мая 1866 года. Проект этого величественного здания в духе английской неоготики разработали архитекторы И.Реннер, Э.Лабицкий и Г.Хайн. Лечебница является не только курортным учреждением, но и культурным центром города. На втором этаже находится концертный зал Антонина Дворжака, на сцене которого выступают великие деятели мировой культуры, а также проходят знаменательные общественные события.
При рытье фундамента Лечебницы в 1863 году был найден обильный минеральный источник. Он был выведен прочь от здания к месту, где сегодня струится источник «Свобода», до 1918 года носивший имя императора Франца Иозефа. Вплоть до 1872 года его вода применялась только в лечение ваннами. Деревянная беседка над источником была построена в 1897 году.
Рядом находится самая большая карловарская колоннада – «Млынская», построенная в 1871-1881 гг. по проекту Иозефа Зитека, создателя Пражского национального театра. Здание колоннады было подвергнуто уничтожающей критике, его сравнивали с кегельбаном, грядками моркови и кресс-салата. Из-за недостатка средств колоннада, первоначально замысленная как трехэтажное строение, была уменьшена до одноэтажной. Долгое время жители не могли привыкнуть к странной постройке, которая, по их мнению, исказила центр города. Этот случай наглядно демонстрирует, как спорны и неоднозначны бывают эстетические и художественные взгляды. В 1893 году колоннады была продлена за Скальный источник. Здание в три нефа с колоннами в стиле неоренессанс занимает площадь 132 на 13 м.
Млынская колоннада укрывает источники «Скальный», «Млынский», «Либушин», «Князя Вацлава» и «Русалочий».
Широкий простор перед колоннадой возник в 1949 году с возведением моста над рекой Теплой. Напротив колоннады можно увидеть непрерывный ряд домов улицы Гейзерной – типичную карловарскую архитектуру рубежа XIX и XX веков. Фасады домов обильно украшены штукатуркой (дома «Глория», «Астория», «Пастер» и др.).
Особенно выделяется фасад в стиле модерн курортного дома «Пастер», на фронтоне которого можно увидеть красивый мозаичный триптих с аллегорией бальнеологии.
Исключение составляет типовое здание универмага фирмы «Батя» конца двадцатых домов XX века, выполненное из стекла и бетона.
Совсем близко от него внимание привлекает фахверковый дом «Петр», построенный еще в первой половине XVIII века. Когда-то здесь была гостиница «Золотой вол». Напротив стоял дом «У павлина», в строительстве которого в 1711 году принимал участие русский царь Петр Великий.
Об этом событии говорит мемориальная доска на доме «Петр».
Пройдя вперед, можно увидеть дом «Завойски» , который является ярчайшим примером архитектуры стиля модерн в Карловых Варах. Четырехэтажный жилой дом был построен в 1900 году венским архитектором Карлом Хайбеком. В 1924 году партер дома был не слишком удачно перестроен Освальдом Поливкой. В интерьере сохранились многочисленные первоначальные элементы. Дом в стиле модерн выдержан в достойном восхищения единстве стиля. Владельцем его сначала был Феликс Завойски, а затем дом купил пражский предпринимательский банк.
Напротив дома «Завойски» находится деревянная Рыночная колоннада, построенная в 1883 году как временная, всего лет на пять, но стоящая здесь уже более ста лет. Несколько лет назад была проведена ее реконструкция.
Колоннада укрывает «Рыночный» источник, источник Карла IV и временный вывод Нижнего замкового источника.
Над источником Карла IV можно полюбоваться массивным металлическим рельефом. Изображающим открытие Карлом IV карловарских источников. Создал его около 1930 года мастер художественной обработки металла Адольф Церклер из Бочова-над-Теплой.
Над Рыночной колоннадой на гранитной скале возвышается Замковая башня. В эпоху средневековья она была частью небольшого замка, построенного по велению Карла IV в середине XIV века. Во время городского пожара в 1604 году замок сгорел дотла. И от него осталась только башня. В 1608 году она была отремонтирована. А в XVIII веке перестроена в стиле барокко. В прошлом с галереи башни фанфарами приветствовались именитые гости курорта. И сегодня, в дни особо торжественных событий, с башни звучат фанфары. Кроме того, здесь можно посидеть в ресторане, интерьер которого оформлен в старинном стиле.
Под Замковой башней можно осмотреть зальное здание Замковых лазней.
Нижний Замковый источник, а ныне и весь ареал, сторожит «Дух источников» -рельеф головы хранителя источников, вытесанный из арагонита. Символическое воскрешение духа источников состоялось 05.05.2001 года по случаю открытия курортного сезона.
Рядом с «Духом источников» стоит барочный столп Святой Троицы (1716). Его еще называют «чумным», потому что он был установлен в знак благодарности за то, что чума, свирепствовавшая в 1713 году по всей Чехии, обошла город. Автором скульптурной группы является скульптор из Жлутиц Иозеф Освальд Венда. Столп украшают статуи Святого Войтеха, Святого Августина и Святого Флориана, фигуры ангелочков и светильники в форме шестиконечных звезд (символ католического ордена крестоносцев с красной звездой). В верхней части скульптурной группы на земном шаре находится Святая Троица и Богоматерь («Коронация Девы Марии»).
В 20 метрах от столпа Троицы, по правой стороне улицы, стоит знаменательный гетевский дом «У трех мавров». Гете очень любил Карловы Вары и тринадцать раз (с 1785 по 1823 гг.) был здесь на лечении. Десять раз он останавливался в этом доме. Со второй половины в XVIII века вплоть до 1910 года дом сохранил свой первозданный вид с богатым украшением фасада в стиле рококо. В 1910 году он был перестроен венским архитектором Фридрихом Оманном.
О пребывании в нем Гете свидетельствует мемориальная доска.
Гейзер - самый знаменитый термальный источник Карловых Вар. С самого начала его использования Гейзер бы укрыт навесами, а позднее все более благоустроенными павильонами и колоннадами. Нынешняя колоннада была построена в 1971-1975 гг. по проекту архитектора Ярослава Отрубы. Она заменила деревянную временную колоннаду, построенную в 1939 году вместо демонтированной чугунной.
Гейзер - самый знаменитый термальный источник Карловых Вар. С самого начала его использования Гейзер бы укрыт навесами, а позднее все более благоустроенными павильонами и колоннадами. Нынешняя колоннада была построена в 1971-1975 гг. по проекту архитектора Ярослава Отрубы. Она заменила деревянную временную колоннаду, построенную в 1939 году вместо демонтированной чугунной.
Гейзер извергает из двухкилометровой глубины 2000 литров воды в минуту. В прогулочном зале колоннады можно попробовать воду из отдельных фонтанчиков разной температуры (если не ошибаюсь – от 30 до 72 градусов).
Лестница, расположенная около колоннады, ведет к самому ценному памятнику церковной архитектуры Карловых Вар – храму Святой Марии Магдалины, который покровительственно возвышается над Гейзером. Храм является образцом высокого барокко в Чехии. Он был построен в 1732-1736 гг. по проекту пражского архитектора Килиана Игнаца Динценгофера.
Если спуститься от храма не по лестнице, а по ведущей вниз дороге, можно увидеть дом «Термия», в котором при своем первом пребывании на курорте жил композитор Антонин Дворжак, о чем напоминает мемориальная доска.
Прежде чем перейти на другой берег реки Тепла - на Старый Луг – следует взглянуть на здание Городского театра им. Витезслава Незвала, который был построен в 1884-1886 гг. на месте старого городского театра. Здание является образцом мастерства венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германна Гельмера, которые прославились по всей Европе как строители театров. Ороме того, архитекторы Феллнер и Гельмер построили и целый ряд других карловарских зданий и определили таким образом архитектурный характер курортного города в стиле историзма и модерн.
Перейдя на другой берег Теплой, мы оказываемся на улице Старый луг – самом любимом месте прогулок в городе, - на которой находятся удивительнейшие дома. Например, мемориальное кафе «Элефант», в котором Гете отпраздновал свой 37-й день рождения. Своим названием заведение обязано статуэтке золотого слона, которая находится над дверью. В 1848 году здесь состоялась встреча Франтишека Палацкого, Карла Гавличека Боровского и других активистов. «Элефант» представляет собой лучшие традиции карловарских кафе, которые содействуют созданию курортной атмосферы.
В доме № 334 («Мальтийский крест») была открыта в 1788 году первая типография братьев Фраников. Фирма «Франик» просуществовала в Карловых Варах вплоть до 1945 года.
«Остенде» - одна из новых гостиниц.
В самом конце Старого Луга видна высокая гранитная скала, на вершине которой в 1795 году был установлен большой деревянный крест с изображением Христа на металле. Крест приказал установить глава консистории Кеглевич из Грана. Поэт Гете рисовал этот крест во время пребывания на курорте в Карловых Варах. Около 1975 года крест таинственно исчез, и только в 1990 году группа карловарских художников восстановила его в первоначальном виде.
Чуть дальше - около излучины реки Тепла - находится самый старый карловарский отель - гранд-отель «Пупп».
Перейдя на противоположный берег реки, можно увидеть здание Лечебницы I, которую называют также «Императорской». Этот самый пышный курортный дом в Карловых Варах был построен в 1895 году в модном тогда стиле, требовавшем изобилия декорации, в которой строители соединили элементы историзма и модерн. Над входом можно увидеть имена выдающихся карловарских врачей, в частности доктора Давида Бехера, который проживал в городе в 1725-1792 гг. Ступенчатый главный фасад производит монументальное впечатление благодаря двум аллегорическим скульптурам Древней силы и Лечебной силы, автором которых является хебский скульптор Карел Вильферт. Здание напоминает театр, что еще раз говорит о том, что его архитекторами были Гельмер и Феллнер. К сожалению, в наш приезд перед Лечебницей I проходила рекламная кампания автомобильного бренда, что не позволило насладиться его красотой в полном виде.
В парке перед зданием установлен памятник Карлу IV работы пражского скульптора Отакара Швеца. Из трех статуй императора, которые находятся в Карловых Варах, это была установлена последней (1956).
Возвратившись обратно на противоположный берег реки Теплой, следует пройтись по тропинке им. Гете.
Отсюда хорошо видно евангелическую церковь, построенную по проекту архитектора Цайсига.
На правой стороне можно увидеть почетные мемориальные и благодарственные доски - выражение благодарности курортных гостей за выздоровление или облегчение болезни. Надписи являются особенностью Карловых Вар, аналогией брошенных костылей в французском Лурде. Надписи находятся на обеих сторонах реки между Лечебницей I и Галереей искусств.
Благодарственная доска — выражение благодарности курортных гостей за выздоровление или облегчение болезни
Благодарственная доска — выражение благодарности курортных гостей за выздоровление или облегчение болезни
Благодарственная доска — выражение благодарности курортных гостей за выздоровление или облегчение болезни
Эта часть долины уже 200 лет носит название «Поля Доротеи» по имени герцогини курляндской, которая посещала эту романтическую долину во время своего пребывания в Карловых Варах. Граф Клам-Галлас, ее поклонник, приказал построить здесь «Беседку Доротеи» (1791). Этот обзорный павильон, выполненый в стиле классицизма, сохранился в своем изначальном виде. Его можно увидеть напротив Галереи искусств.
Со скалы вблизи беседки глядит на нас голова льва (1859) – металлопластика работы берлинского скульптора Августа Кисса.
Остановимся перед памятником немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гете. Бюст из белого мрамора был создан в 1883 г. скульптором Адольфом Донндорфом. Сильные чувства Гете к Карловым Варам являются темой нескольких десятков специальных и беллетристических произведений.
Примерно 150 метров за памятником Гете находится Галерея искусств. Здание было построено в 1912 году архитектором профессором Зайцом. Первоначально этот объект был построен для промышленной палаты в Хебе как помещение для выставки товарных образцов. Галерея искусств находится здесь с 1953 года и знакомит посетителей с современным чешским искусством ХХ века.
Строгий протяженный фасад Галереи искусств приведет нас до каменного памятника Фридриху Шиллеру (1909).
Рельефной портрет в камне создал карловарский скульптор Макс Гиллер по проекту Фридриха Оманна. Шиллер посетил Карловы Вары только один раз в 1791 году. Говорят, что он с удовольствием ездил на осле по карловарским лесам.
На противоположной стороне дороги установлен памятник польскому поэту Адаму Мицкиевичу, который также посещал город. Бронзовый бюст создал карловарский живописец и скульптор. Бржетислав Вернер в 1947 году.
В прекрасном парке, за бюстом поэта, стоит похожий на замок санаторий «Ричмонд».
В парке перед «Ричмондом» установлен великолепный памятник музыкальному гению Людвигу ван Бетховену. Композитор посетил Карловы Вары в 1812 году. Выразительную фигуру выдающегося композитора создал карловарский скульптор Хуго Угер.
Между памятником Бетховену и парком-отелем «Ричмонд» находится японский сад камней, вызвавший у меня, как у любителя японской культуры, настоящий восторг.
Вот что написано о нем в информационном стенде: «Идея создания японского каменного парка принадлежит госпоже Масуми Шмидт-Мураки - верному другу города из Японии. Японская традиция нашла в Карловых Варах вдохновенный отклик уже более чем сто лет тому назад. Этот новый каменный парк стал проектом ведущего Мастера своего дела доцента Каньжи Номуры. Это особый вид парка типа «дзен», который предназначен для медитации. Без использования воды он должен выразить элемент воды. В мире "дзен" это означает создать из Пустоты нечто осязаемое, то есть из духа материю. Парк круглой формы с внутренней аркой символизирует жизненные принципы Инь и Янг - соединение положительного и отрицательного в единое гармоничное целое, либо Европу и Азию, либо остров мужчины и остров женщины.
Объект парка обладает способностью действовать как «приемник» и «передатчик» положительных волн и вибраций из космоса и магнетизма земли. Энергия «заряжает» камни, которые, в свою очередь, способны передать ее восприимчивым людям. Камни должны привести к гармонии человеческого духа и здоровье!
Парк можно считать естественным храмом. Отдельные вертикально расположенные крупные камни представляют аналогию европейских менгиров - должны служить жилищем богов. Примечательно, что парк был создан в конце так называемой линии источников, пересекающей Карловы Вары как ось, вдоль которой бьют все горячие источники. Мастер Номура расположил парк в прекрасном уголке природы с сильным магнитным излучением.
Белый гравий символизирует море между восточным и западным полушариями Земли. С восточного берега рвется в море по направлению на запад камень в форме судна. Посреди моря выступает небольшой камень, который представляет Хану Бэльц, японку, вышедшую замуж за немецкого врача доктора Эрвина Бэльца, переехавшую в Европу и оказавшую огромное содействие сближению японской и европейской культур. Камень также может означать Добро, стремящееся объединить Восток и Запад или, например, мифическую черепаху либо человека ищущего, который в море или лабиринте мира мечтает о рае - Нирване. Этот многозначный камень нуждается в достаточном освещении, ему нужен свет. Свет приходит от каменного фонаря, представляющего символ Будды, - поскольку Будда есть свет. В фонаре японского парка никогда не зажигаются свечки на европейский манер, поскольку сам фонарь есть свет. Он должен указывать заблудшим правильную дорогу, утешать страждущих и объединять тех, кто в прошлом нан¬если друг другу боль и обиду.
Специалисты японского паркового дела в ходе работы в Карловых Варах руководствовались кредо: «Следуй камню!» Этот главный принцип записан в старейшей книге о возведении парков в Японии от 10 века. Необходимо понять желание и волю каждого камня, так как камень не мертвая материя!
Японские специалисты стремились понять наши камни и разобраться в их душе!».
Вот план карловарского японского сада камней, взятый мной на сайте http://www.zvezdacz.ru:
Вблизи сада в белой беседке струится единственный в Карловых Варах холодный (14 градусов) минеральный источник "Стефания", вкус которого напоминает наши "Ессентуки 17" свои сероводородным вкусом и запахом.
Вдоволь насмотревшись на достопримечательности этого городка, свой день мы закончили в бассейне отеля "Термал", на ⅓ наполненном минеральной водой из Гейзера. Стоимость удовольствия составляет 90 крон на 1,5 часа. Кроме того, с собой необходимо взять 20 крон одной монетой для использования ящика для хранения одежды.
Конечно, было очень жаль покидать Карловы Вары. Тем более, что абсолютно неохваченными остались лесные променады, таящие множество загадок и достопримечательностей. Но, пообещав себе обязательно приехать сюда осенью, когда листва станет желтой и багряной, мы с легким сердцем отбыли домой, в Прагу.