Стоит признать, что Сан Педро — это одно из редких мест в Центральной Америке, в котором хочется остаться подольше (конечно, с моей личной точки зрения). Но мы все же и здесь не отступили от правила «каждая ночь — на новом месте». И на следующее утро отправились в Сантьяго-де-Атитлан.
В окружении вулканов
Поселок расположен на южном берегу озера Атитлан, прямо напротив Панахчеля, в окружении вулканов. Прямо напротив через залив виден вулкан Сан Педро (на который мы уже поднимались), а прямо над поселком возвышаются вулканы Толимен и Атитлан.
В Сантьяго-де-Атитлан мы попали в воскресенье. И опять же, как и в Сололе — в рыночный день. Две улочки и прилегающие к ним переулки заняли установленные прямо на проезжей части и тротуарах торговые лотки (в остальные дни недели их здесь нет). Все улицы заполнил празднично одетый народ.
Сейчас большинство туристов приезжает в Сантьяго именно по воскресеньям — посетить местный рынок (чтобы до него дойти, нужно пройти из конца в конец всю сувенирную улицу — а это почти 1 км заставленных сувенирами лотков). На рынке можно встретить не только приехавших поторговать индейцев майя с соседних горных деревень, но и местных жителей. Хотя в воскресенье они ходят не только на рынок, но и в церковь. И еще вопрос, где народу больше.
Церковь
Испанские миссионеры уже в XVI веке крестили всех местных индейцев. И, казалось бы, за прошедшие с тех пор почти пять веков все здесь христиане-католики. Но не совсем так. С одной стороны в последние годы все активнее начинают действовать протестантские церкви. Например, наш катер причал в тот самый момент, когда у пристани как раз шла церемония крещения. Христиане-евангелисты крестили новых членов церкви погружением в воду. Девушки и молодые парни прямо в одежде спускались в озеро прямо в одежде, заходили примерно по грудь и ждали своей очереди — по одному из подводили к двум мужчинам-миссионерам, которые контролировали процесс погружения в воду — не просто приседанием, а погружением с головой, откинувшись назад. В это время одна из прихожанок на берегу читала псалмы. А вокруг собралась плотная толпа, преимущественно из женщин и детей. Интересно, то одеты они были не по-европейски (как два миссионера в воде), а в свои национальные костюмы.
Культ Дона Педро
Вообще, национальные традиции оказались живучими не только в одежде, но и в религии. Формально став католиками, местные индейцы не спешили отказываться и от своих культов.ж В результате в Сантьяго возникла своя синкретическая секта. У нее есть даже свое название — Ла Костумбре (La Costumbre). Это сложная смесь средневекового католичества XVI века, которое принесли сюда испанцы, и языческих культов древних майя.
Самое яркое выражение этой своеобразной секты — установленные в церкви многочисленные куклы-идолы, сделанные местными умельцами. Есть в этой секте и свой бог — Максимоан, представляющий из себя причудливую смесь древнего бога майя, Иуды Искариот и Святого Симеона. Жители Сантьяго де Атитлан называют его Дон Педро де Альваро или просто «Старик». Статуи с его изображением очень высоко почитают. Перед ними не только молятся, как это принято у христиан, этим статуям приносятся жертвоприношения, как у язычников, - цветы или фрукты, но чаще всего более ценные с точки зрения местных жителей вещи — пиво, водку, табак или деньги (за которые можно купить выпить и покурить).
Церковь Апостола Иакова
Церковь Апостола Иакова построили в Атитлане в 1547 году. Вдоль стен установлены вырезанные из дерева статуи святых, одетых как куклы в традиционную для местных индейцев одежду. А в украшениях церковной кафедры можно разглядеть и изображение маяйянского бога маиса — это тоже часть местного культа.
Во время гражданской войны в Гватемале, горные племена индейцев майя активно поддерживали повстанцев, воевавших с правительственными войсками. Поэтому армия периодически проводила карательные экспедиции в горах. А спецслужбы выявляли тайных сторонников партизан в городах.
Не обходили они своим вниманием и церкви. Так в 1981 году прямо в церкви Апостола Иоанна по подозрению в поддержке партизан расстреляли американского миссионера Стенли Ротера.
Вообще в годы гражданской войны в Сантьяго было неспокойно. Например, в 1990 году военные (из расположенной на окраине поселка части) при подавлении беспорядков открыли огонь по толпе. В результате по официальным данным погибло 13 человк. По неофициальным же данным во время войны свыше 300 местных индейцев просто «пропали без вести».
Бюджет
Виза. Въезд на срок до 90 дней — безвизовый.
Валюта. Кецаль. 1 доллар США = 7.55 кецалей
Транспорт. На моторной лодке из Панахачеля в Сан Педро — 25 кетцалей. Из Сан Педро в Сантьяго на лодке — 20 кетцалей. Из Сантьяго в Панахачель — 20 кетцалей.
Проживание. «Роландо» в Сан Педро — 100 кетцалей. 2-мест номер в гостинице «Вилла Лупита» в Панахачеле — 70 кетцалей.
Питание. Пиво Галла 0.5 — 14 кецалей, пиво SOS 1 литр — 20 кецалей. Жареная рыба — 40 кецалей. 3-литровая бутылка «Пепси» - 14 кецалей. Вегетарианская лозанья — 35 кецалей. Спагетти — 30 кецалей. Молочный коктейль — 20 кецалей. Молоко 0.9 литра — 11 кетцалей.
Достопримечательности. Посещение рынка и церкви в Сантьяго-де-Атитлан — бесплатно.