На Турцию пришёлся самый длинный отрезок пути (1821 км) нашего автостопного путешествия вокруг Чёрного моря. Турки его называют Карадениз. И это, пожалуй, самая удивительная страна на маршруте, где произошло больше всего впечатляющих случаев, связанных с добротой и гостеприимством местных жителей. Что касается природы, то мой напарник Дима, выросший и живущий в Крыму, сказал об одном из курортов турецкого Причерноморья: " лучше мест я пока ещё не видел".
Когда мы ехали в джипе с водителем Тураном в сторону Турции, нам хотелось поскорее увидеть чудо-город Стамбул, в котором проживает около 20 миллионов людей, примерно четверть всего населения страны.
На турецкой границе мы задержались всего около получаса, несмотря на многолюдие туристов и оформление Тураном документов на авто. Нам поставили в паспорт двойную
турецкую мультивизу на 3 месяца за 30 долларов. Турки заинтересованы в потоке туристов, поэтому особо не присматриваются и долго не задерживают.
Первое, что сразу же замечаешь, въехав на территорию Турции — это отличные дороги. Широкие, новые, с понятными знаками и чёткой разметкой. Даже там, где идёт ремонт, всё ясно обозначено и обставлено изобилием оранжевых конусов. Заблудиться просто нереально! Ещё одна особенность — это светящиеся биг-борды на автобанах. Но не с рекламой, а с нужной информацией для водителей.
Туран нас вёз первые 100 км через города Кыркларели, Пынархисар и около 22-00 высадил возле автовокзала в городе Люлебургаз. Попав впервые в Турцию и оказавшись среди её жителей с восточной культурой, да ещё в тёмное время суток, мы вначале почувствовали себя неуверенно от неизвестности. Поэтому решили не рисоваться на улицах города, а уйти ночевать за город. На самой окраине заметили недостроенный частный дом, куда быстро и незаметно зашли. Там на 2-м этаже разбили палатку и уснули, как убитые, несмотря на лай какого-то турецкого пса.
29 МАЯ.
Уже утром мы вернулись в город и прошли по главной улице на другой его край, чтобы выехать в сторону Стамбула. Попутно мы знакомились с турками и собирали первые впечатления. Конечно, самым необычным было то, что многие к нам проявляли интерес и хотели помочь. А один мужчина, увидев, что Дима фотографирует город, подошёл и начал требовать, чтобы сфотографировали огромный перстень на его пальце.
Население Люлебургаза насчитывает вместе с окрестностями 117 606 человек. В ходе Первой Балканской войны Люлебургаз стал центром кровопролитной Люлебургазско-Бунархисарской операции болгарских войск (28 октября — 2 ноября 1912 года). После поражения Турции в Первой мировой войне и согласно Севрскому миру город, как и почти вся Восточная Фракия, отошел к Греции. Греческие войска оставались здесь вплоть до 1923 года, когда согласно решениям Лозаннской конференции Греция была вынуждена передать Восточную Фракию туркам. Коренное греческое население было вынуждено покинуть город.
Добрались до автобана Эдирне — Стамбул только к 11-30. Мы имели в Стамбуле номер телефона нашего соверующего Амирхана и намерены были встретиться с ним пораньше, чтобы вместе посетить в 14-00 русскоязычное собрание Свидетелей Иеговы. С человеческой точки зрения успеть уже было невозможно, потому что до Стамбула ещё оставалось 160 км, времени на дорогу чуть более 2-х часов, а ещё найти Амирхана и собрание в 20-миллионном городе, вытянувшемся на 150 км вдоль Мраморного моря! Но мы надеялись на Бога Иегову и он сделал чудо. В 11-45 нам остановился джип "хёндай", водитель которого по имени Шериф охотно взял нас до Стамбула. Сначала он ехал медленно, рассказывая нам про Турцию. Примерно в 12-15 я попросил Шерифа сделать звонок с его мобильника Амирхану и он позволил. Когда я сообщил Амирхану, как мы ещё далеко и даже попросил нас не ждать, тот сказал: "дай телефон водителю". После короткого разговора на турецком Шериф сосредоточился, добавил газу до 180 км/час и по последней полосе просто полетел в Стамбул. Мы не понимали турецкого, но мы понимали, что всё будет хорошо, ведь мы надеемся на Иегову. Стамбул нас встретил изобилием машин на улицах и непрекращающимся ни на секунду шумом. Шериф нервно обгонял многие машины и попутно созванивался с Амирханом, а мы просто смотрели на
Стамбул и поглядывали незаметно на часы. Проехав около 20 км по огромному городу, Шериф нас довёз до Таксима, центра города, где передал Амирхану в 13-40. Позже мы узнали, что Шериф должен был высадить нас при въезде в Стамбул, но узнав о нашем положении, согласился отвезти, куда нужно. И сделал это бескорыстно!
Амирхан отвёл нас в кафе и для начала покормил. А уже ровно в 14-00 мы сидели в Зале Царства на христианском собрании в окружении любвеобильных братьев и сестёр разных национальностей. Я ещё больше убедился в том, что Бог благословляет, особенно когда отдаём приоритет духовному. На самом же собрании мы получили настоящее духовное освежение и изобилие радости от знакомства и общения с новыми друзьями.
После встречи в Зале Царства Амирхан захотел показать нам город. И вместе с ним, его женой Аидой, дочерью Симой и сынишкой Бабышом мы отправились на экскурсию. Мы просто вылезали из окон машины, чтобы получше увидеть и сфотографировать пролив Босфор, в котором проплывало видимо-невидимо кораблей разной величины. Уже на
азиатской стороне мы любовались городом со специальной площадки обзора на горе. Затем прогулка по азиатской набережной и ужин в ресторане "Burger King"... И море
впечатлений!
На ночлег Амирхан отвёз нас к Мурату и Ноне, туркменской паре, работающим здесь в Стамбуле. У них в гостях были Улугбек, Шехи и Зульфия, — тоже туркмены, приехавшие на заработки в Турцию. Нас ждал радушный приём, трогающее сердце искреннее гостеприимство и ужин на полу, как принято у туркменов. В этой квартире не живут богато, поэтому когда Нона сказала: "скажите, что вам нужно, мы пойдём купим", меня это тронуло до слёз. Мурат не разрешил мне застелить постель, объяснив это просто: "ты гость, а значит должен сидеть и не думать об этом". Думаю, что славянским народам есть чему поучиться у восточных народов в отношении гостеприимства и самопожертвования.
30 МАЯ.
Утром нас забрал Амирхан и отвёз на окраину Стамбула по направлению на Анкару. Вручил на дорогу большой пакет еды, по баночке пива и по 10 лир на ужин. Мы расставались уже друзьями, хотя только вчера познакомились.
(Продолжение следует)