Мыс Жыгылган.
Когда-то огромный кусок известнякового панциря Тупкараганского плато выдавил из под себя мягкую глинисто-песчаную подушку и опустился, растрескавшись на блоки размером с дом.
Если внимательно посмотреть на спутниковые снимки этого района, можно заметить, что подобные катастрофы происходили здесь и раньше. Жыгылган — наиболее молодая из них и от того наименее подвергшаяся эрозии.
Сейчас здесь есть прокатанная джиперами дорожка и база браконьеров на берегу. Конечно же мы не могли отказать себе в удовольствии покататься между скальных глыб ;)
Выбравшись наверх, мы направились к последнему пункту программы на сегодняшний день — источнику Тамшалы
Сам источник не является классическим родником, который мы привыкли видеть, — это целый водоносный пласт, выходящий на поверхность на одном из обрывов.
Вода солоноватая, на вкус не очень приятная, но она образует цепочку довольно больших водоемов, вокруг которых сформировалась своя экосистема.
День подходил к концу и нужно было двигаться дальше. Уже затемно добрались до Актау — центрального города в этом регионе.
5 мая
Утром бодро пробежались по автосервисам и магазинам запчастей, договорились про ремонт и пока ждали машину прогулялись по городу.
После ремонта решили не задерживаться и наверстать потраченное время. Проехали по одной из самых глубоких впадин в мире — Карагие.
Мимо нефтяных полей у поселка Жанаозен. И встали на ночь где-то в степи.
6 мая
Ночью была веселая гроза, а утром мелкий дождик. “Кажется приехали..” — подумал я. Дело в том, что проезжаемость дорог в этом районе очень сильно зависит от их состояния и в частности сухости.
Часто в степи встречаются такыры — плоские ровные котловины небольшой глубины, в которых в сезон образуются мелкие озера. После высыхания таких озер остается глинистое дно, покрытое коркой. Если такыр просох хорошо — ехать по нему одно удовольствие, хоть 100 км/ч. А вот если вчера прошел дождь...
Глина, напоминающая пластилин замешанный на клее, мгновенно забивает протектор. На днище, в арках, под бамперами — мы начинаем везти лишнюю сотню килограмм.
Преодоление подъемов становится ну очень веселым.. в одном месте, при въезде на какой-то из уступов плато, пришлось даже включить блокировку с понижайкой и загадать желание. Потому что если не... — пришлось бы снова ехать через такыр и наворачивать километров 200 в объезд.
Въехав на Чинк уперлись в почти построенную дорогу до Бекет-Аты, самой известной подземной мечети.
После Бекет-Аты новая дорога кончается и мы уходим по грунтовкам в направлении Бейнеу. На удивление скорость удается держать чуть ли не больше, чем на первом грейдере. В Бейнеу заправляемся под горлышко — впереди большой перегон без возможности найти дизельное топливо, и отмываем килограммы глины, успевшей застыть до состояния цемента. Не доезжая до границы, сворачиваем с дороги на поспать. К границе решили приехать часа в 3 ночи.
7 мая
План можно считать удавшимся, подъехав к границе, мы продолжили спать в очередях. Из Казахстана нас выпустили довольно быстро и цивилизованно — новый терминал, никакой суеты. А вот КПП Узбекистана — просто песня. Толпа орущих узбеков, около ворот “главный” со “списком”. Без знания узбекского объясняться не очень удобно. Мы были 18ми, довольно быстро список перерос за 60. Пограничники обрабатывают по несколько машин в час, так что через 3-4 часа мы въехали на территорию. Чуть более подробный досмотр, заполняем обязательство на обратный вывоз ТС, и мы в Узбекистане.
Наш путь лежит в сторону Аральского моря, к поселку Комсомольск-на-Устюрте. Поселок практически мертвый, кругом на несколько километров валяется металлолом . Поднимается пыльная буря, мы подъезжаем к Восточному Чинку. Фотографировать невозможно, встав на краю обрыва на потоке ветра можно лежать.
Внизу ветра поменьше, сегодня мы будем ночевать на дне уже не древнего, а вполне себе современного моря...