9 января. День восьмой.
Рассвет наша компания встретила на подъезде к Вене. Столица Австрии встретила нас не очень приветливо. Весь город был покрыт снегом сантиметров на десять-двенадцать, причём дул приличный ветер, поэтому, когда мы вышли из автобуса, почти сразу захотелось вернуться.
Русскоязычный гид, встретившая нашу группу, отрабатывала свой хлеб весьма достойно, но внимание к себе вполне не привлекала, поскольку "скакать" по снежной хляби, которая вскоре стала подтаивать, было, мягко говоря, неприятно. Характерно, что снег выпал, очевидно, не ночью, а признаков активности в работе коммунальных служб не наблюдалось.
Побродив по площади Theresten вокруг да около памятника императрице Марии-Терезе, затем по площади Heldenplaz («Героев») около дворца Хофбург, мы вышли на пешеходные улицы Вены, которые были, слава Богу, прибраны. Кафедральный собор Св. Стефана тоже не порадовал: был закрыт драпировкой на реставрацию. Венская опера заманивала нас вечерним спектаклем, но посетить его у нас не было времени.
Проголодавшиеся и замерзшие, мы ждали, когда это экскурсионное мучение завершится. Наконец, это свершилось, и гид подсказала нам идею подкрепиться в ресторане самообслуживания. Чем мы, не мешкая, воспользовались. Ресторан Rosenberger оказался довольно большим, затейливым по интерьеру, с хорошей кухней. Цены для Австрии (а они довольно высокие по сравнению с соседними странами) – средние. Обед на двоих обошёлся 40 евро (в Германии он стоил бы на 10 евро меньше).
Насытившись, мы направились назад к дворцу Хофбург (резиденции австрийских императоров), где нас поджидал знакомый гид, чтобы продолжить свою экскурсию уже в самом дворце.
Рассказ об обитателях Хофбурга- императорской династии Габсбургов, сложных перипетиях отношений Франца-Иосифа и Елизаветы (Сиси)- целая история, которая сопровождалась показом документов, вещей, помещений. Следует отметить, что сам император Франц-Иосиф жил в очень скромных условиях для особы такого уровня. Столь аскетичного убранства помещений я, пожалуй, и не видывал у глав государств прошлого и настоящего времени. Зато вещи, украшения Елизаветы, которая, кстати, почти не жила в этом дворце,- по-настоящему роскошны.
После посещения музея мы решили прогуляться по Вене.
Однако вскоре погода нас решила окончательно доконать (пошёл дождь), и остаток дня пришлось вынужденно провести в венских супермаркетах, где бойко шли рождественские распродажи. Жена была довольна. Наконец-то, её потребительский азарт был удовлетворён! Мои размышления о том, что подобное, причём по более дешёвой цене, можно приобрести и в России,- не особенно воспринимались.
Перед отъездом мы забрели в одну из многочисленных кофеен, где с удовольствием выпили кофе со знаменитыми венскими пирожными. Рекомендую!
Расставшись без особого сожаления с Веной, к слову сказать,- городом очень красивым, но не в зимнее время, мы устремились к ночлегу на территории Чехии. Часов пять пути, мягко говоря, пощекотали нервы, поскольку дождь к ночи прошёл, но на дороге образовалась корка льда. Она делала наш автобус почти не управляемым. Мастерство водителей, а так же то обстоятельство, что наша дорога была не очень оживлённой в части движения транспорта,- всё это способствовало тому, что мы благополучно добрались до пограничного с Польшей чешского городка Frydek Mistek.
Надо было видеть, как наша компания добиралась с автобусной стоянки до дверей отеля. Это напоминало стадо коров, гарцующих на льду. Несколько человек свалились на обледеневший асфальт вместе со своим скарбом. Слава Богу, обошлось без травм. Только тут многие осознали реальную опасность нашего переезда из Вены.
Местный отель Centrum оказался довольно большим, но каким-то совковым. Номера большие, но холодные, мебель какая-то «старообрядческая», видимо, 80-х годов 20 века изготовления. Радиоприёмник и телевизор- тоже явно из прошлой эпохи.
10 января. День девятый.
Выспавшись и позавтракав, мы с возможной осторожностью добрались до автобуса, повторив вчерашний путь, и выехали по направлению к польской границе.
По началу, казалось, мы застрянем в дорожных пробках, потому что вчерашний гололёд дополнился выпавшим ночью снегом. Вскоре после выезда из гостиницы мы остановились в хвосте небольшой колонны. Пробка образовалась из-за большегрузной фуры, которую развернуло поперёк дороги. Положение усугублялось тем, что дело происходило на небольшом подъёме, проезд между фурой и краем дороги- минимальный. И это делало перспективу благополучного проезда, учитывая то, что при разгоне автобус начинало заносить,- сомнительной.
Наши водители, не желая рисковать, остановились. Но тут, обогнав нас, эту проблему успешно решил другой туристический автобус. Это, видимо, взбодрило наших водителей, и они решили последовать примеру своих коллег. Всё получилось! Дальше дорожные условия улучшились, и мы спокойно покатили по неторопливым польским дорогам.
Немного однообразную дорогу, скрашивал показ фильмов, концертов, а затем и пение под караоке. Нестройные голоса соотечественников стали звучать ещё бодрее, когда гид предложила всем испить невесть откуда взявшегося итальянского вина за здоровье англичанина Кука- родоначальника туризма. Приятная неожиданность! Нашей публике повторять приглашение не пришлось.
После прохождения польско-белорусской границы, уже въезжая в Брест, мы искренне поблагодарили наших водителей и замечательного гида- Татьяну из Минска. Это, действительно, идеальный гид, которому удалось здорово организовать нас, обеспечить туристов интересной устной информацией, картами городов, краткими глоссариями в каждой стране, тематически подобранными фильмами, чаем, кофе и другими приятными мелочами, о которых я говорил ранее. Будучи, с одной стороны, мелочами, они сделали поездку комфортной на всём её протяжении.
11 января. День десятый.
Поздно ночью мы, выйдя из автобуса, погрузились в поезд Брест-Москва, который был вполне приемлемым и ни в какое сравнение не шёл с тем, на котором мы добирались до Бреста. Часов 15 пути – и мы на знакомом Белорусском вокзале прощаемся со своими попутчиками. Им легче. В большинстве своём они- москвичи и жители центрального региона, а нам предстояло ещё трое суток пути из Москвы в Абакан. Но что делать! Издержки места жительства, впрочем, уже привычные!
Что ж очередное путешествие подошло к концу. Как писали древние, прощаясь: «Vale et me ama» («Будь здоров и помни меня»- заключительная формула писем у древних римлян).
P.S/ Через пару недель у нас уже возникла новая идея на очередное лето, но это уже другая история!