Он же Жора, он же Гога, он же Юрий Иваныч, он же Альбрехт Венцель (Венцеслав) Евсевий Валленштейн – тот самый парень, чьему огромнейшему состоянию и тщеславнейшему желанию быть богаче и круче всех, мы обязаны появлению дворца и садов вокруг.
Краткая биография – отпрыск старинного рода, перебежчик из одной веры в другую, жених богатой вдовы, наследник не менее богатого дяди… неплохой стартовый капитал. Хорошая родословная и деньги – банальное начало, но какой, однако, взлет! Валленштейн – один из самых известных имперских главнокомандующих, неважный политик и честолюбец, ужас, летящий на крыльях ночи, человек, которого опасался сам император Римской империи. И он же – интриган и бизнесмен, спекулянт и ростовщик, наживавшийся на скупке/продаже/перепродаже всего, до чего могли дотянуться его руки. Благодаря этим, с одной стороны, взаимоисключающим качествам, Валленштейн к 40 годам стал одним из богатейших людей Богемии.
Наличие огромного состояния позволяло Валленштейну скупать земли, строить замки и дворцы. И, конечно же, он не мог отказать себе в маленькой слабости – иметь собственный дом в столице (типичное желание нуворишей, кстати). И начал с размахом - Валленштейн выкупил 22 дома, дворец Трчков, кирпичную фабрику и множество садов. В итоге получился симпатичный комплекс – трехэтажное замкнутое строение с двумя внутренними дворами, крыло конюшен и отдельное двухэтажное здание с двором и манежем.
За дворец ничего не скажу – скажу за сад. Во-первых, он разделен на две части – побольше с интересной лоджией и водоемом и поменьше с оранжереей и бассейном. Во-вторых, неважно, где какая часть, потому вы что попадаете сразу в мини-лабиринт из ровненько подстриженных кустарников, стоящих скульптур и гуляющих павлинов. Статуи неожиданно возникали из-за углов, озадачивая мускулатурой и образами. Присмотревшись, а потом и сверившись с буклетом, поняла, что вокруг сплошная греческая мифология – боги, дети богов, животные богов. Как и положено у греков – многие позы весьма провокационные, и если у вас бурная фантазия, приготовьтесь, посмеяться можно вволю. Но на самом деле, все скульптуры, безусловно, очень хороши, хоть и являются копиями. Подлинники были коварно похищены шведами.
Если продвигаться по лабиринту к югу, выйдете к «сталактитовой стене» – очумительное зрелище, издалека напоминающее размноженный «Крик» Мунка. Или мучающиеся души, пытающиеся выбраться из реки Забвения. В общем, что-то такое зловещее и ужасное. Просто прелесть. Я долго ходила вокруг да около, пытаясь отковырять камушек на память. Камушки не отковыривались, что говорит нам о том, что если шведы и пытались унести стену вместе со скульптурами, им это просто не удалось. Как и мне.
Если идти от стены прямо, выйдете к бассейну со скульптурной группой, мощными рыбинами и шустрыми утками. Рыбы шевелили плавниками, всплывали к самой поверхности и как бы намекали – дай еды, турист, не скупись. Да и вообще, вся живность в этом саду ленива и бесстрашна – утки плавают перед носом, не обращая внимания на щелкающие фотоаппараты, павлины валяются на каждом шагу и иногда даже с криками прогоняют слишком наглого туриста, посмевшего преградить им путь…
Очень красивый сад, который действительно стоит посмотреть. Особенно, если вам хочется немного тишины – здесь удивительно уютно и мирно.
Валленштейн недолго радовался своему прекрасному дворцу - через год он был убит, оставив здание своей семье, которая и владела им до 1945 года. Сейчас здесь заседает Чешский Сенат.