Когда зима вступает в свои права и календарно и морозной погодой, особо приятно вспомнить отдых в октябре на границе Средиземного и Эгейского морей.
Наши средства массовой дезинформации часто целенаправленно чернят Турцию туристическую. И забывают рассказывать о красоте природы многих регионов. Однако соотечественники голосуют «ногами», увеличивая каждый год многомиллионный поток туристов, направляющихся отдыхать в эту «всероссийскую здравницу». Один из таких уголков – бывший район Мармариса, недавно приобретший административную самостоятельность – Ичмелер.
Мы с женой и сыном отдыхали в отеле Club Oylum Prestige **** в конце туристического сезона в Ичмелере со 2 по 16 октября 2010 г. Это отель я выбирал задолго до поездки, так как в регионе Мармариса мы до сих пор ни разу не бывали. А до прошлого года я не встречал предложений наших туроператоров на отдых в это время года. И лишь отправляясь отдыхать в Чамьюва в октябре 2009 г., случайно узнал, что некоторые четырёхзвёздочные отели Ичмелера работают и в октябре.
Среди них был и весьма недорогой из предлагаемых — Oylum Prestige. По приезде в Ичмелер, я обнаружил, что ситуация на городском пляже сильно отличается от того, что мы видали последние два года в октябре во время отдыха в Анталийском регионе – в посёлках Текирова и Чамьюва. Там примерно половина отелей была в закрыта и в кризисный 2009-й и в предкризисный 2008-й. Соответственно, пляжи отелей были уже без лежаков и зонтиков, что очень было хорошо видно, когда я летал над морем, воспользовавшись парасейлингом.
А на городском пляже Ичмелера, где большинство отелей имеет свою территорию, практически все участки были в «рабочем состоянии». Те туристы, кто несправедливо называют Ичмелер «деревней», на мой взгляд, глубоко неправы. В отличие от тех же Текировы и Чамьюва, практически вся жилая часть городка нацелена на туристический бизнес. Традиционно первая и вторая береговые линии заняты большими многоместными отелями, с которыми работают наши туроператоры.
На главной улице, ведущей от пляжей вглубь городка множество ресторанчиков, баров, заполненных туристами, живущими в небольших отелях и апартаментах, располагающихся в глубине Ичмелера. Я много гулял в этих местах и везде видел ухоженную городскую территорию, а отнюдь не сельский пейзаж с огородами, большими фруктовыми садами и домашней птицей. В первую неделю октября стояла тёплая солнечная погода, городской термометр около одного из обменных пунктов, показывал днём до +33ºС.
В конце нашего пребывания было несколько пасмурных дней, один даже с дождями. Но при этом воздух днём прогревался до +26 ºС. Море оставалось стабильно тёплым. Возможно, это связано ещё и с тем, что бухта Ичмелера закрыта со стороны моря островами, не дающими возможность прорваться прохладному воздуху со стороны Атлантики. Да и мелководье, характерное для городского пляжа, очень хорошо прогревалось солнцем, даже скрытым изредка облаками.
Выбирая Ичмелер в качестве места отдыха в бархатный сезон, я старался быть поближе к местам, откуда легко и удобно совершать самостоятельные поездки по округе Мармариса. И в то же время, мне хотелось избежать суеты и шумной жизни этого знаменитого своей «тусовочностью» города. К тому же из-за обилия отелей в Мармарисе пляжная полоса города весьма переполнена отдыхающими. В Ичмелере тоже нет свободного от лежаков и зонтиков пространства на городском пляже.
Но за портом, в сторону, противоположную Мармарису, расположен дикий в настоящее время пляж. Раньше он принадлежал отелю, расположенному на склоне горы над ним. Но теперь его здание похоже на призрак – ещё не разрушенный временем, но уже совсем не живой. Кстати, море у этого пляжа значительно более глубокое, чем на основном городском. Я бывал там несколько раз и всегда единственными его посетителями были рыбаки.
Ичмелер в конце сезона был весьма тихим уютным городком. Единственное исключение в части вечерней тишины составлял бар расположенный напротив нашего отеля Club Oylum Prestige, в котором часов до одиннадцати вечера гремела музыка. Но в номерах, выходящих внутрь территории отеля, эта музыка не была слышна. А в глубине Ичмелера, где расположены небольшие отели и апартаменты, тишина лишь изредка нарушалась проезжающими автомобилями.
Ещё одно достоинство Ичмелера в том, что из него легко добраться на долмуше в следующий в сторону, противоположную Мармарису небольшой посёлок Турунч. Этот курортный городок, расположившийся в уютной подковообразной бухте, доступен только по дороге через перевал из Ичмелера и по морю. В конце туристического сезона интервал движения долмушей немного возрастал по сравнению с высоким сезоном, но в течение всего светового дня туда можно было добраться минут за 20. В следующие за Турунчем бухты с посёлками Амос и Кумлюбюкю долмуш не ходит, но туда ведёт вполне приличная асфальтированная дорога.
При подготовке к самостоятельной поездке в Бодрум я обнаружил небольшую автостанцию в Ичмелере. Она расположена в глубине посёлка недалеко от почты и дороги, ведущей из Мармариса в Турунч. Правда, нужного мне маршрута там не оказалось, но из дальних рейсов были в Анталию и Памуккале. Привожу действующие на момент нашего присутствия цены на автобусы ближних и дальних маршрутов из Ичмелера и Мармариса. Проезд на долмуше от Ичмелера до Турунча – 5 лир, до Мармариса – 2 лиры, до Бодрума – 18 лир, до Датчи – 11 лир.
До самого нашего отъезда уличные турагентства продолжали зазывать на экскурсии. Вот какие цены (на одного человека) они предлагали. Однодневная экскурсия в Эфес — $55, в Памуккале — $60, Дальян – Каунос на автобусе — $30, на яхте по морю — $25, круиз по островам Эгейского моря — $20, двухдневная экскурсия Эфес-Памуккале — $110, круиз по бухтам на яхте из Ичмелера — $10. Такси, традиционно весьма дорогой вид транспорта, особенно в Турции, иногда оказывался вполне приемлимым по цене.
Так, однажды мы с сыном, ожидая долмуш в Турунч на остановке в Ичмелере, получили предложение от остановившегося рядом водителя такси отвезти нас за вполне умеренную цену. Он предложил довезти нас прямо сейчас за 15 лир. Учитывая, что в долмуш должен был подойти минут через 20, а время нас поджимало, мы согласились. Кроме того, водитель обещал сделать остановки в самых лучших точках маршрута для фотосъёмки Ичмелера и Турунча.
Как только мы выразили согласие, водитель попросил подождать его пару минут и куда-то уехал. Вернулся он очень быстро, но уже с двумя пассажирами, что и объяснило такую низкую для такси цену поездки. В другой раз сын поехал в Турунч один и таксист, направлявшийся туда забирать кого-то по заказу, предложил отвезти его за стоимость проезда в долмуше, т. е. 5 лир.
А вот в традиционном для рынков Турции искусстве торговаться у меня не было таких успехов, как в предыдущих поездках в курорты Анталийского региона, когда иногда удавалось снизить цену в два раза, а на треть – практически всегда. Возможно, виной тому, как я читал в некоторых отзывах, был в основном европейский контингент отдыхающих. Принято считать, что туристы из Англии и некоторых других европейских стран совершают покупки за называемую продавцом цену.
В один из последних дней я даже потерпел полное фиаско в попытке сбить цену. Сын, уже вернувшись в Москву, попросил купить костюм для танцев живота своей приятельнице. Накануне мы были на рынке в Мармарисе и видали такие за 15 лир. Решив, что за такую же цену удастся купить и в Ичмелере, я нашёл в одном магазинчике неподалёку от отеля требуемый костюм. Однако продавец, несмотря на явное отсутствие покупателей, не желал отдавать его и за 20 лир, мотивируя это тем, что он брал его за вдвое большую цену.
Так и расстались, каждый при своём мнении. На моё удивление, даже купленный на рынке арбуз, оказался безвкусным, как какой-нибудь кормовой, иногда попадающийся в ресторанах отелей. Из всего этого я сделал вывод, что регион Мармариса – не для шопинга, ставшего привычным для российских туристов. А вот природную красоту этих мест мы оценили так высоко, что решили приехать сюда на отдых когда-нибудь снова.
Октябрь 2010