Обычно все археологические открытия в Мексике происходили по одной нехитрой формуле. Местные жители знали что «где то там в джунглях стоят города богов». Археологи шли по указанному адресу. Взбирались на холмы. Видели вокруг такие же холмы. И понимали, что копать надо именно тут.
В середине прошлого века Паленке уже был частично раскопан. Но, мексиканский археолог Альберто Рус Луилье заинтересовался самой большой пирамидой, так называемым Храмом Надписей. И в 1948-ом году на вершине постройки поднял одну из тяжелых плит, заткнутую каменными пробками. Разумно предположив, что раз пробки – значит внутри что то есть. Поход, который ему открылся пришлось расчищать 4-е года. Но, в конце его ждала награда – первая нетронутая усыпальница майянского царя. Хотя то, что было изображено на крышке саркофага – со временем затмило и останки царя, и историческую ценность всего города.
Поймать живых термитов, чтобы их съесть – оказалось делом нехитрым. Надо просто послюнявить палец. Приложить к термитнику и ждать пока к нему прилипнет пара насекомых. Они меньше муравьев и не кусаются. Гид упорно их называл не жуками, а животными «Eat the animals!». На вкус – животные парадоксальным образом напоминали морковку. Жевать их было даже не так противно, как пересоленную жаренную саранчу в Таиланде.
Еще гид – с гордостью показал – наполовину разоренные могильники. Обычные продолговатые ямы в земле. Спускаешься – и нога сразу наступает на человеческие кости. Такое безхозяйственное отношение к древностям – я видел только в Греции. Где большинство разбросанных по стране античных храмов – стоят даже без ограждения.
Нас интересовали только два вопроса. Как попасть в Храм Надписей и спустится в усыпальницу царя. И почему – довольно большой город Паленке – был брошен жителями.
На первые вопрос – гид отвечал в том смысле, что будь мы даже двумя Томами Крузами – он ничем не смог бы помочь. А по поводу второго – высказался со знанием дела.
Дело в том, что майянские города – были почти все брошены, когда в Мексике высадился десант Кортеса. И что случилось с громадной цивилизацией – до сих пор покрыто мраком. Есть версии, что майанцы – не разбирались в мелиорации. И, истощив почву вокруг своих городов, – были вынуждены уйти в леса. По другой теории – они извели себя кровосмесительными браками и гражданскими войнами. (Воевали, кстати, они действительно много). Но, мы никак не могли поверить, что цивилизация которая, скажем, создала календарь, более точный, чем наш нынешний, Григорианский, не совладала с наукой обработки почвы.
Стоя на верхнем ярусе королевского дворца – гид пожал плечами и спокойно резюмировал «Ну а что вас удивляет? Вот наша цивилизация уже и в космос летает. А решила она свои насущные, земные проблемы? Научилась боротся с голодом, болезнями, войнами? Нет! Так и майянцы».
Обойти город Паленке – можно за 2 часа. А за 2-а дня – изучишь каждый его уголок. Правда если не знать, куда смотреть – многие интересные вещи – не увидишь. И даже гиды не помогут. Они рассказывают официальную версию происхождения города. И от себя – добавляют что-то – очень неохотно.
Ну, скажем, только вернувшись из Мексики – я узнал, что Паленке – это возможно более молодая постройка – поверх древнего города. Который построили неизвестно когда неизвестно кто. Мол стояли руины. Пришли майя. И на фундаменте загадочных сооружений – соорудили то, что мы видим сейчас.
Вот, например – королевский дворец. Его стены – из мелкого, необработанного камня. Скрепленного раствором. А заходишь за его северную часть – и возле земли видишь – громадные прямоугольные плиты. Наподобие египетских. Стоят друг на друге. Без раствора. И углы – настолько прямые – что явно обработаны пилой или фризой. При этом – они – только внизу дворца. Чуть выше – начинается убогая кладка.
Вопрос – почему плиты только внизу? Раз майянцы умели их делать – можно было из них соорудить весь дворец.
Да и не вяжутся прямые углы – с инструментами индейцев. Железа они не знали. А каменными зубилами такой четкости не добьешься.
Или лестница к одному из храмов. Та же самая картина. Нижние ступени – прямоугольные плиты. Чуть выше – как отрезало. Мелкий неровный камень. Как будто нижние ярусы города – воздвигали специалисты-метростроевцы. А дальше – деньги у царя закончились. Инструменты потерялись. Тщеславие улетучилось. И завершать работу – он пригласил гастарбайтеров.
Ну и конечно майянский календарь и саркофаг царя.
Усевшись на одну из исполинских плит и даже не догадываясь, что сидим возможно на одной из загадок истории – мы провели короткое совещание.
Во все пирамиды пускают. А в Храм Надписей – нет.
Объясняется это тем, что туристы пачкают стены рисунками. (Как будто в других местах они это не делают).
А саркофаг – там. Внутри пирамиды. И это не просто крышка от гроба. Это уже загадка – в духе «Секретных материалов».
Вот изображение этой крышки – в том положении, как ее нашел Альберто Рус Луилье.
Теперь поворачиваем фотографию на 90-то градусов против часовой стрелки. И внимательно смотрим. Ничего не напоминает?
Когда это впервые проделал один ученый – все специалисты майянской культуры разделились на два лагеря.
Одни говорили, что это просто изображение дерева, внизу которой в неестественной позе лежит (или сидит) царь Пакаль (или просто какой то молодой человек).
Другие утверждали – что царь действительно сидит. Только в естественной позе. И не под деревом. А на летательном аппарате.
Обратите внимание на положение рук. Ног. На вытянутую форму объекта. На подобие лобового стекла перед лицом человека и языки пламени сзади.
Но, все это можно увидеть теперь только на фотографиях и сувенирах. Спуститься в усыпальницу – невозможно. Мы, как два истинных журналиста, даже отыскали директора раскопок Паленке, миссис МакДональд, долго трясли международными удостоверениями и просили, чтобы нас пустили туда – за деньги, на 5 минут и под присмотром охраны.
Ни в какую!
Тогда мы решили прорываться с боем.
В принципе – попасть на саму пирамиду легко. Заходишь в джунгли. Обходишь ее сзади. А дальше – быстро-быстро перелезаешь низенький заборчик и ты уже на вершине. Только вход в подземелье – с другой стороны.
Чем быстрее делаешь это – тем больше шансов не засветиться.
Пригнувшись мы побежали ко входу в усыпальницу.
Вид, открывавшийся с вершины – ошеломлял. Вот уж дейсвительно – высотное строительство в каменном веке.
Охраны не было. Видно мы попали во время обеденного перерыва.
Вход в подземелье – рядом. Один шаг. И никаких решеток!
Наверное нужно было напиться и тогда бы мы не стали корчить из себя интеллегентов.
Уже внутри храма – прямо рядом со входом спал охранник.
И мы – как два трезвых человека с высшим образованием поступили глупо.
Мы его разбудили.
И попросили разрешение спуститься.
Охранник был по-моему сам навеселе. Но, дальше произошло непредвиденное.
Он нас не пустил.
К такому мы били готовы – и показали ему деньги. 300 долларов. (Хорошие деньги в Мексике. Это как минимум половина его месячной зарплаты).
300 долларов за 5-ть минут! И нас никто не видел!
Нет. Нельзя. Спускайтесь!
Больше денег дадим! Назови сумму!
Нет. Спускайтесь немедленно, а то позову охрану.
Немыслимая честность, учитывая, что мексиканцы – как русские – за деньги готовы сделать многое.
Это было поражение.
Наш на голову разгромленный отряд понуро побрел назад.
(Людей охранник, кстати, вызвал. И через 10 минут – на пирамиде была уже целая команда надсмоторщиков).
Загадочная пирамида – устояла перед натиском любопытства и американских дензнаков!
В подавленном настроении – мы нашли нашего гида и попросили, чтобы он рассказал о второй загадке Паленке. Майянском календаре.
— Обнаружили его здесь. И после расшифровки – оказалось, что заканчивается он 25 декабря 2012 года. Многие считают, что тогда будет конец света. Хотя мы, специалисты, в это не верим. Просто начнется новый цикл.
Гид немного подумал. Посмотрел на Храм Надписей и произнес вероятно местную шутку с мистическим оттенком.
— Хотя, не знаю, как вы… А я уже много лет – все товары покупаю в кредит! )