• На углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки стоит особняк, выстроенный в 1900—1902 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского. 
Начать думаю лучше с наружнего устройства. Так выглядит бывшая главная-парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через черный ход.
  • Фасады здания облицованы глазурованным кирпичем, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов, а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Такая экстравагантность во внешней отделке прекрасно сочетается с рациональностью и комфортом внутренней планировки, изяществом интерьеров. 
Однако необычность облика этого здания связана с принадлежностью Рябушинского одновременно к старообрядчеству и буржуазии. С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя
  • Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.
  • Во второй половине XIX – начале XX века в Западной Европе, а затем и в России широкое распространение получило художественное направление под названием модерн (от фр. moderne — современный) или ар-нуво (фр. art nouveau – новое искусство). Модерн проявлялся в архитектуре, изобразительном искусстве, в оформлении интерьеров, в прикладном искусстве и даже в книжном деле. К тому времени широкую известность в Москве получил архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926). Черты модерна в его произведениях проявились на рубеже веков. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил за свои работы серебряную медаль. К тому времени одним из самых известных его сооружений был особняк З. Г. Морозовой в Москве, построенный на деньги российского предпринимателя и мецената С. Т. Морозова. К оформлению интерьеров этого здания был привлечен малоизвестный еще художник М. А. Врубель
  • Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.
  • Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо работницы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей виллы, на что ответил в газете Рабочая Москва: Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей недвижимой собственности.
По воспоминаниям писателя М.Слонимского известен такой случай. Однажды некий льстивый гость поднял тост За хозяина дома!. Лицо Горького стало почти алым, и он перебил вопросом: За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! после чего встал и вышел из комнаты.
  • Когда началось строительства дома на Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры, внутренняя отделка, участие в которой принимал М.А.Врубель, поражает великолепием.
  • Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.
  • Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.
  • Как говорят по один только ручкам в доме можно писать поэмы. Я соглашусь с этим мнением.
  • Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.
  • Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.
  • Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь
  • Вместо дверей Шехтель соорудил широкие арочные проемы, в вестибюле – ширму-витраж. Сами помещения – большие и просторные, украшенные лепниной. Каждая деталь дома – от рисунка паркета до формы осветительных приборов — создает единую композицию.
  • Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке на нее напрвлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой..
  • Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».
  • Бывший главный вход.
  • Библиотека.
  • Столовая. Самая большая комната служила столовой, гостиной. 
Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. 
Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства. 
В этой комнате велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Этот термин обобщал живую реальность, практический опыт большой группы писателей — Маяковского, Фадеева, Леонова, Шолохова, А.Толстого, самого Горького — всех тех, чье творчество ориентировалось на идеи социальной справедливости. 
Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб.
  • Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями. творческая деятельность Горького в эти годы была огромна.
Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя, там, где он жил — в Сорренто, Тесседи в Крыму, на подмосковной даче. Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой, — вспоминал Маршак. 
во второй половине дня горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.
  • Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки). На сегодняшний день здесь собрана одна из крупнейших коллекций. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.
  • Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.
  • Спальня. Здесь только необходимое. Спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича.
По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: Народные русские сказки, собранные А.Афанасьевым, Песни Беранже, произведения Р.Роллана и стихи Н.Языкова, книги К.С.Станиславского и В.Г.Короленко и др. Иногда горький в шутку называл себя профессиональным читателем. На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от трудно протекавшего крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.
  • Изголовье кровати.
...
0
Дом-музей М.Горького (особняк Рябушинского) Москва, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Москва

    Москва

    LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35337

    1545 материалов по 1 540 объектам,  55 818 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5246
    ERCHOV 2466
     
    2
    shelphur
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 9 дек 2010

    Дом-музей М.Горького (особняк Рябушинского)

     
    24 апреля 2011 года|| 13| 342622

    Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи, наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Музей начал свою работу в 1965 году. Экспонаты рассказывают об истории семьи и домовой церкви.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    62 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
      Читайте также
      Наверх