Этой ночью я тоже замёрз, но не так сильно, как в первый день, даже несмотря на то, что было даже холоднее. Но когда я опять раньше Саши на час выполз из палатки, чтобы пойти греться в машину, я увидел изумительный вид. Ночью, в темноте, когда мы ставили здесь палатку, мы не могли представить, как здесь будет красиво утром.
Я согрелся, и пока Сашка ещё спал, покатался туда обратно в поисках лучших ракурсов, осмотреться, где мы вообще оказались. С виду была глушь глушью, далёкая провинция, сравнимая в России с малонаселёнными районами Алтайского края. В разных сторонах света виднелось 3 села. Второстепенная дорога уходила куда-то на юг.
Потом проснулся и Саша, мы позавтракали. Было светло, и проезжающие мимо водители сразу понимали кто мы и только сигналили в знак приветствия. Пассажиры маршруток с любопытством рассматривали нашу палатку и машину из окон.
Около 7:30 утра мы уже были готовы продолжить маршрут. Сегодняшний день даже по плану должен быть оказаться не простым, но и не сложным: мы планировали доехать даже чуть дальше Харрана, а это около 400 км. Для сравнения, за вчера мы проехали столько же, но большую часть времени ходили пешком, а сегодня программа прогулок была скуднее. Проезжали горные пейзажи, небольшие селения. О малонаселённости этих мест можно судить о том, как просто и органично здесь смотрятся следы каких-то диких животных на снегу.
Саша ввёл в навигатор координаты Немрут Даги — национального парка с каменными головами, этакий турецкий аналог маои на острове Пасхи. Навигатор рассчитал маршрут… и в какой-то момент мы свернули с основной дороги на второстепенную, которая уходила высоко в горы. Асфальт кончился на высоте в 1600 метров над уровнем моря, дорога становилась всё хуже, а горы — всё красивее.
По карте мы приближались к какому-то озеру. Навигатор нам предлагал пересечь реку, впадающую в него, и уйти по дороге вдоль него на юг, а потом свернуть в районе городка Челикхан на восток. Грунтовка опять уходила на перевал, не доезжая до которого мы оказались вот в такой ситуации.
Больше того, сдавая задом Сашка угодил в сугроб, из которого выбирались ещё минут 15. Пытались даже надеть цепи на колёса, но и из этой затеи ничего не вышло. Машину из сугроба в итоге вывел я, Саша пересел обратно за руль и мы продолжили изучать долину озера. Навигатору не было больше никакого доверия, поэтому ездили по наитию. Оказалось, что выбраться отсюда можно только тем же путём, как мы сюда и приехали. Итог блужданий — пара десятков красивых фотографий, 100 км пробега и 3 часа потерянного времени.
Дальше поехали по распечаткам. Наверное, летом по этому маршруту и можно добраться до Немрут Даги, но всё равно не советовал бы. Указатель на Немрут находится на D300 уже после Малатьи. Дальше дорога переваливается через одну гряду гор, пересекает небольшую речку и начинает взбираться в другие горы. По указателям до Немрута здесь уже недалеко.
К сожалению, в Немрут мы не попади, середина марта здесь ещё не сезон. Оказавшись в ближайшей к национальному парку деревне и поинтересовавшись дорогой, в ответ мы услышали «Немрут йок!». Турок пытался изобразить снег, так как в самой деревне его уже не было. Проехав несколько километров, мы проверили его слова лично. Хоть здесь ещё не такие сугробы как около водохранилища в нескольких фото выше, нет сомнений, что дальше снега было больше, и мы бы всё равно не проехали.
По заявлениям местных, в сторону Шанлыурфы дорога есть, и мы довольно быстро её нашли, хотя были очень большие сомнения, что это именно она. Больше, у меня лично были сомнения, что это вообще дорога. Но к счастью она всё-таки начала спускаться с гор в долину, где уже была совсем другая погода — настоящая весна. Эта фотография сделана через 45 минут после предыдущей.
На равнину мы спускались уже на пустом баке. Лампочка горела уже не первый десяток километров, но дотянуть до заправки нам всё-таки удалось. В полях здесь росла настолько зелёная трава, что я не мог оторвать от неё глаз. Честно, такой зелёной травы я не видел ещё ни разу в жизни. На заднем плане горы, в которых мы только что были.
Через реку уже построили новый мост, но навигаторе дорога проложена ещё по старому каменному, который виден в левой части кадра.
Потерянных в горах около водохранилища 3 часов нам как раз начало не хватать. Уже было 3 часа дня, а до Шанлыурфы — около 150 километров, то есть часа 2 езды. В 5 уже темнело… По дороге засняли несколько пейзажей, но равнинные виды гораздо скучнее горных.
В Шанлыурфу мы приехали в сумерки. Её посещение скорректировали с учётом сложившихся обстоятельств: было решено пробыть здесь до самой ночи, осмотрев что можно в темноте, а спать уехать под Харран, который посмотреть уже на рассвете следующего дня. Мы оставили машину на парковке и пошли гулять в старые кварталы. Оказались как в восточной сказке, честно. Жёлтое уличное освещение, пустынные улицы из двухэтажных домов… Мы быстро поняли свою ошибку, что я в машине забыл штатив, а Саша — запасной аккумулятор. Пошли искать выход из лабиринта переулков, наткнулись на небольшую пекарню, в которой пекли и сразу же продавали лаваш. Вокруг толпились дети, которых родители прислали купить хлеба, пройти мимо них незамеченными, разумеется, не получилось. Дети и сотрудники минипекарни с радостью позировали, последние даже пригласили нас внутрь снять с другого ракурса, а напоследок даже подарили лепёшку лаваша. Ещё у меня остался листок с их почтовым адресом, чтобы я мог прислать им фотографии.
На пути за штативом, мы купили на вечер пива. С штативом вернулись в те же переулки. Уже совсем стемнело. Фотографии получились на самом деле сказочными. Уличная братва из мальцов бегала за нами по пятам, просила сфотографировать, а заодно отвешивала пинки исподтишка и кидалась пакетами с мусором в голову. От такого приёма мы поспешили ретироваться в сторону старого рынка.
(ISO 400, f/6.3, 15 s, FL 18 mm, subj. distance ∞.)
Рынком нас Сашей не удивишь, тем более закрытым. Только немногие лавочники задержались здесь так допоздна, уборщики подметали улицы. От рынка мы направились в сторону крепости и центральной мечети.
Здесь уместно вставить историческую справку. Шанлыурфа (тур. Славная Урфа, в древности — Эдесса) — третий по значимости паломнический центр мусульман после Мекки и Медины, «город пяти пророков» ислама. Здесь жили пророки Ибрахим (Авраам) и Иов. И согласно традициям ислама Авраам родился именно здесь. (Согласно традициям христианства Авраам, родоначальник всего еврейского народа, родился в городе Ур на территории современного Ирака. Доподлинно конечно ничего, что касается библейских персонажей, установить нельзя, но названия городов похожи, а дальше у вопрос топонимики и возможно просто случилась путаница в названиях. Когда-то вообще добрая половина городов региона называлась Александрия, как в них было не запутаться?) Ещё согласно христианской вере, апостол Фома был основателем сирийской церкви в Эдессе. Его останки были перевезены сюда после его кончины из Парфии или Индии и погребены в этой церкви.
Центральным местом паломничества в Шанлыурфе являются мечеть Халиль-Раман и относящийся к нему пруд Авраама, наполненный святыми и неприкосновенными карпами. Легенда рассказывает, что пророк Авраам, брошенный в костер, спасся, превратив огонь в воду, а горящие поленья — в карпов. Однако, рыбы в пруду были священными ещё задолго до возникновения христианства и тем более ислама: Эдесса была одним из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящён богине Атергатис, и в священных прудах содержались рыбы, ей посвящённые.
Вот это всё мы должны были увидеть в дневном свете. Но прогулялись лишь в ночи, что-то безусловно упустив из внимания. Например, в крепость мы конечно же не попали, что-то скрылось в тени. Тем не менее, место достаточно приятное. Вечерами прогуливаются одинокие турки, молодые парочки, целые семьи. Чуть пораньше работали и кафе. Большинство фотографий отсюда сделаны Сашей, потому что на рынке и у меня сел единственный аккумулятор, а до кафе с розеткой мы ещё не дошли.
Очередная местная легенда: Пророк Авраам боролся против идолопоклонничества в период правления императора Немрута . Так как император был против идеи монотеизма он приказал бросить пророка в костер с холма где был расположен замок . Попав в костер пророк начал молить бога о том ,чтобы он не допустил его гибели. Согласно истории горящие сучья разбросанные по всему озеру превращались в рыбы. В место куда , дочь Немрута, Зулейха прыгнула вслед за Авраамом преобразовалось в озеро которе в нынешнее время известно под названием Айнзелиха . Рыбы обитающие в обеих озерах по нынешний день считаются святыми и рыбная ловля в этих озерах запрещена местными жителями.
Поужинав около рынка, мы вернулись к машине и поехали на юг, в сторону Харрана и, более глобально, Сирии. До Сирии от Шанлыурфы всего-то километров 45. Найдя подходящее место на краю поля, мы выпили пивка, расставили палатку и легли спать. Уже третью ночь подряд в палатке, между прочим.
Сашина версия рассказа про этот день: Ночная Урфа или как нас закидывали мусором местные мальчишки.