На Мальтийских островах нет озер, поэтому любой прудик или болотце кажется достойным внимания объектом. Маленькие водоемы называются по-мальтийски "ghadira". И, хотя так называется любая более-менее широкая и глубокая лужа, на архипелаге есть несколько топонимов с этим словом. На севере Мальты это и залив с пляжем, и птичий заповедник в окрестностях Меллихи, на Гозо – маленький естественный водоем на юго-западе острова под названием Адира та' Сан Рафлу.
Он получил свое название от стоявшей неподалеку часовни архангела Рафаила. Сюда приходили гозитанки стирать одежду... Представьте себе женщин в длинных юбках и платках, с бельевыми корзинами, вереницей спускающихся к воде. Готово? Осталось лишь пригласить в эту сценку главного злодея.
О существовании прудика, которого не видно с дороги, к сожалению, было известно и пиратам. Во времена «темного средневековья» и даже в первые два века правления госпитальеров они были частыми «гостями» на Гозо, приезжая сюда пополнить запасы ворованного добра и «живого товара». Как-то ночью они спрятались в зарослях у Сан Рафлу, и первые же три молодые девушки, пришедшие спозаранку постирать бельишко, были схвачены ими. Все развивалось по простому и жестокому сценарию: молодиц оглушили, волоком дотащили до бухты Шленди, погрузили на корабль и отплыли с пленницами в неизвестном направлении. Напрасно родители ждали дочерей дома, напрасно прочесывали окрестности Сан Рафлу...
Трагическая, но обычная история для Гозо, до которого не было дело никому из правителей архипелага, кроме что римлян, подаривших острову независимость от Мальты, и Бога (кажется, далеко не случайно жители острова намного религиознее мальтийцев). К счастью, страшные будни истории острова далеко позади.
Этот прудик мы обнаружили совершенно случайно – просто ехали через весь остров наугад (мой муж, как и большинство мальтийцев, весьма посредственно знает географию Гозо). Но недаром говорится, что если куда-то идти, куда-нибудь да выйдешь... За деревней Санта Лючия (Santa Lucija) по дороге, ведущей к мысу Рас иль-Вардия (Ras il-Wardija), взору открылись великолепные, ветром умытые просторы юго-западного побережья Гозо. Воскресная дорога была пустынна, если не считать двух фигур в сутанах на фоне неба с маленькими игривыми облачками. Неспешным шагом они удалялись по направлению к четко вырисовывающему на горизонте силуэту храма Шевкии. Символичная такая картинка.
Вскоре за низенькой каменной оградой показались густые заросли тамарисков... Известно, что эти деревья часто растут у воды – а что за вода может быть на высоком плато?
Но ни тамариски, ни растущий поблизости высокий тростник нас не обманули. В желто- зеленых зарослях, как старинное зеркало в резной раме, искрилось на солнце иссиня-черное озерцо. Мне на ум сразу пришли строки из известной кинопесни про «в графском парке черный пруд» - вот только (увы), лилий в Сан Рафлу нет. Но зато есть что-то не менее умилительное...
Озерцо полно всякой разной живности – там ныряют мускусные утки, черепахи выползают погреться на камень, а по бережку рассаживаются лягушки, чтобы поквакать (редкий мальтиец слышал в своей жизни их «пение»!) Не иначе, какая-нибудь «сердобольная душа» (а то и несколько «любителей братьев наших меньших») решили подарить своим питомцам счастливую жизнь и выпустили их в Сан Рафлу. Все обитатели прудика не походят на диких животных: ни мускусные утки, ни черепахи на Мальте не водятся, а квакушки на берегу Сан Рафлу не похожи на единственный вид амфибий на Мальте - пятнистую лягушку (Discoglossus pictus).
Чуден Сан Рафлу при тихой, ясной погоде, когда на небе светит солнце, и воздух, кажется, еле слышно поскрипывает от чистоты и прохлады (о, этот воздух Средиземноморья в декабре!). Если подняться из низины и оглядеть с дороги окрестности, взору откроются дух захватывающие панорамы Шленди и западного побережья Мальты. А своеобразным вознаграждением будет ясно вырисовывающийся вдалеке силуэт острова Филфла, которую с Мальты видно только на южном побережье!