На прошлой неделе мы посетили села Бахта и Русское, затем остановились на берегу р. Быстрицы. Сегодня мы форсируем водную преграду и отправимся изучать очередное старинное село, раскинувшееся на ее противоположном берегу.
Как я уже писал, московский тракт давно утратил свое значение. В наше время он превратился в тупиковую дорожную ветку, которая обрывается у реки Быстрица, поэтому автомобильное движение на этой трассе минимальное. В зимнее время дорога представляет из себя абсолютно белоснежную, чистейшую трассу, по которой изредка проносятся автомобили или местные жители на снегоходах.
2.
На берегу, в нескольких километрах от с. Русского тракт обрывается, а разрушенный мост красноречиво говорит нам, что дальше дороги нет. От моста остались лишь одинокие стояки, и восстанавливать его, похоже, никто не собирается.
3.
На противоположном берегу раскинулось село Быстрица.
4.
В летнее время переправиться через реку можно либо в брод, либо вплавь, а зимой можно перейти по ледовой переправе.
Чтобы попасть в село на авто, нужно сделать порядочный крюк по Победиловскому тракту, минуя поселки Стрижи и Торфяной.
5.
На берегу нас ждал неожиданный сюрприз. Наш дальнейший путь преграждала порядочная полынья, в центре которой болталась одинокая льдина.
6.
Мы беспомощно топтались у воды, подходящей альтернативы не было, очень не хотелось поворачивать обратно, а строить переправу было не из чего.
Мы облазили все окрестные сугробы в поисках подходящего стройматериала , но зима выдалась слишком снежная, берега сияли первозданной чистотой, ни единого подходящего полешка, ни единой палки или, хотя бы ветки нужной толщины.
7.
Ареал наших поисков ограничивался шириной тропинки, сойти с которой означало утонуть по уши в глубоком снегу.
В общем, надежды таяли как мартовский снег, а мне было втройне обидно.
В который раз, оказавшись на этом берегу какие либо обстоятельства мешали мне перебраться на берег противоположный.
Эта река могла так и остаться для меня непреодолимым Рубиконом, поэтому оказаться на другой стороне становилось скорее делом чести, чем сиюминутной прихотью.
8.
И вот удача! Удалось "нарыть" доску.
9.
Импровизированный мостик, хоть и со скрипом, но выдержал всех нас.
Ура, путь открыт!!!
10.
Первый житель Быстрицы это разомлевший на солнышке мартовский кот с исцарапанной мордой, не знаю, к худу это или к добру.
Кот так кот, лишь бы не баба с ведром.
11.
Поднимаемся в гору. Здесь я бывал однажды, еще в детстве. Воспоминаний практически не осталось, ощущаю себя Колумбом, только что ступившим на американский берег. Здесь конечно не Америка, но сразу чувствуется какая-то поразительная индивидуальность, какое-то неуловимое отличие от остальных окрестных сел и селений.
12.
Первым делом привлекли внимание резные наличники с озорными рожками на окнах одного из домов. Не успел я подивиться этим чудесам, как обнаружил такие же у дома напротив, затем на следующем доме и еще...
Видимо, работала целая династия мастеров, легко прослеживается свой уникальный стиль.
13.
Село довольно чистое и ухоженное. От реки дорога забирает в гору, там, на холме сельский клуб - центр культурной жизни. Перед входом памятник воинам землякам.
14.
Из-за крыш домов появился Троицкий собор, как-то сразу и почти неожиданно. Купол колокольни виден со всей округи, за десятки километров от этого места. И тем удивительнее, что такая громадина оставалась для нас скрытой, до того момента пока мы не подошли к ней почти вплотную.
15.
Но обо всем по порядку. Село было основано в 1595 году предположительно выходцами из Великого Новгорода. Новгордцы основали поселение на высоком берегу реки Быстрицы как бы особнячком от своих дальних сородичей, тех которые четыремя столетиями ранее основали саму Вятку. С тех пор Быстрица так и держится на почтительном расстоянии от Вятки, а разрушенный мост еще более усугубил ее горделивое одиночество.
Намеренное отчуждение легко объяснить, село выросло на важной переправе и долгое время жители получали всевозможные стратегические и коммерческие выгоды от своего удобного местоположения.
16.
Во всем чувствуется трепетное отношение сельчан к своим историческим корням.
Небольшой обелиск с высеченной датой основания села и с названиями ближайших деревень - для своих напоминание, для чужих предупреждение.
Рядом с первым обелиском есть второй памятник, он был установлен около Троицкой церкви в год празднования 400-летия села Быстрица.
17.
Следующий памятник - сам Троицкий храм.
Первая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была построена еще при царе Горохе, пардон - при Алексее Михайловиче Романове (Тишайшем), вернее в год его рождения 1629 г.
18.
Есть легенда про то, как местные жители планировали построить храм совсем в другом месте и оставляли там икону на ночь, но к утру чудесным образом икону неоднократно находили на другом конце села. Благодаря этому знаку и было решено построить храм именно там, где появлялась икона.
Подобные легенды существуют во многих местах, например, в Нагорске (в этом городе мы встречали Новый год). Там история с Христорождественской церковью очень похожа, тем более, что другим образом выбор места в овраге, для строительства храма, трудно объяснить.
19.
Через 134 года храм был перестроен в каменный, а еще через сотню лет прошла очередная реконструкция силами Нижегородских мастеров.
20.
Нижегородцы изготовили иконостас, расписали стены внутри храма, а вот колокольню по какой-то причине оставили незавершенной, по крайней мере, со стороны кажется, будто не хватает еще одного яруса. Колокольня завершена непропорционально маленькой маковкой.
Так это или не так, но Троицкий храм все равно остается самым высоким сооружением во всей округе, а его купола видны за много верст от этого места.
21.
К тому времени как мы добрались до Быстрицы, служба уже закончилась и в храме было удивительно пустынно.
У меня появилась возможность ни кому не мешая сделать несколько снимков внутри храма.
22.
В годы гонений местные жители каким-то чудом смогли отстоять храм и он один из немногих оставался действующим на протяжении всех безбожных лет советской власти.
Возможно, и этот храм подвергался частичному разграблению, когда из других храмов вывозилась тоннами всевозможная церковная утварь.
23.
В церкви сохранился очень красивый иконостас и настенная живопись.
Кругом царил таинственный полумрак, около икон горели свечи, а вокруг не было ни души.
Мы оставались наедине с собой и с богом.
24.
Затаив дыхание, мы переходили от образа к образу.
25.
На ряду с другими старинными иконами, в церкви есть настоящая реликвия, это икона Смоленской Богоматери, написанная примерно в те же годы, когда был построен каменный храм.
26.
27.
28.
В храме очень необычный пол, он вымощен огромными металлическими плитами.
29.
Среди известных сельчан числится имена и фамилии: о. Тихоницкого, причисленного к лику святых, о. Серафима Суторихина и о. Исмаила, расстрелянного в 1937 году, а так же А.М.Васнецова - будущего известного художника, который работал в селе учителем в конце XIX в.
30.
Именно здесь Апполинарием Васнецовым был создан один из его первых рисунков "Идеальная деревня будущего" (1876 г.). Я не смог обнаружить на нем знакомых объектов, но говорят, на рисунке изображено село Быстрица.
Так же пишут, что Васнецов работал над росписями в Троицком соборе, но документального подтверждения этим фактам я не нашел, тем более что Васнецов через два года уехал в Москву и только о времени отъезда можно судить как о полноценном начале его творческого пути.
31.
Здесь на Троицкой площади перед храмом наше путешествие заканчивается, а Московский, он же Сибирский, он же Екатериненский тракт продолжается.
Здесь конечная автобусная остановка, до Кирова поедем объездной дорогой по Победиловскому тракту, весь путь займет чуть более часа.
32.
И напоследок небольшой нюанс. За пять минут до рейсового автобуса отходит маршрутное такси, что видимо, чуть дороже, но быстрее.
Те, кто не доверяет водителям маршруток, лучше подождите пять минут.
PS. По поводу моста через Быстрицу появилась такая информация:
"Мост (бетонный) был демонтирован после проседания вроде бы двух опор, они "пошли". Говорили, что в этом месте много ключей, они и привели к проседанию. После демонтажа каменного в 70-е годы на лето строился деревянный мост, который срезало половодьем. В конце 70-х мост не стали строить, чтобы ограничить транспорт на луга, бывшие кормовой базой совхоза Луговой. Местные организовали перевоз от автобуса на лодках, может и сейчас действует. Ниже моста Быстрица неглубокая - по пояс, так что вброд перейти можно без проблем".