Африканская бабочка и её жители. 27. За гранью понимания...
Спускаемся по камням вниз в песочную долину. По дороге встречаем колоритного охотника с огромным копьём. Хотелось бы знать, на кого можно в здешних горах промышлять таким оружием? Крупные животные давно отсюда ушли, или их перебили.
Отец Андону рассказывал, как во времена его юности община охотников выследила и убила одинокого слона. Догоны долго шли по следам отбившегося от стада самца. Слон уснул, ему воткнули в брюхо четыре копья с привязанными верёвками, за которые периодически дёргали, увеличивая рану. Два копья сразу выскочили, а два остались. Взбешённый от боли слон гонялся за людьми, но через сутки догоны праздновали победу.
Чуть отъехав от Юга, прощаемся с Андоном. Гид он оказался знающий, мы много узнали о его народе. Бандиагара остаётся в стороне, кружим по песчаным барханам. Ещё 30 лет назад догоны в Буркина-Фасо на велосипедах ездили, теперь колёса в песке увязнут. Здесь видно, как наступающая Сахара уничтожила своего врага – зелёную растительность, и далее, вплотную подойдя к крепости Бандиагара, атакует её миллиардами песчинок.
Вновь поднимаемся на плато по извилистой дороге.
Наша цель – деревня Санхо. Она не далеко от города, путь туда не занял много времени. Останавливаемся у входа в деревню. Два обложенных камнями прудика обросли зелёной травой и мусором, а некогда, в отсутствии колонки, это были колодцы.
Тут мы впервые увидели в стране догонов собратьев- туристов. Это были два японца. Спрятав лица в маски, а руки в нарукавники, они как от чумы выбегали из деревни. На мой взгляд, если так бояться Африки, не стоит сюда вообще приезжать. Как в омут, как в крещенскую купель, смело заныриваем в деревню, сразу обрастая свитой из детей.
В Санхо имеется мечеть и мусульманская школа для мальчиков. Ребята, сидя на голой земле что-то поют, выводя арабской вязью надпись на дощечках.
Рядом с медресе двухэтажный дом, куда приходят на ночь холостые мужчины. Здесь нужно объяснить подробней.Один раз в три года в Санхо проводится обряд обрезания детей в возрасте от 12 до 15 лет. После юноша живёт и питается в семье, но ночевать , до той поры пока он не женится, уходит в мужской дом. На отполированных скамейках домика перекантовалось не одно поколение догонов. Внизу спят кто постарше, вверху ночуют совсем юные.
Близость города вносит свои плоды в жизнь деревни, сюда приезжают редкие туристы.
Домики ухожены и украшены тотемной лепкой. Мусора на кривых улочках нет. Охотники в Санхо вывешивают на стены домов шкурки-фетиши добытых зверьков, самое интересное — их не воруют. Наверно местные подростки спят в мужском доме и не фетишат по ночам.