Сегодня предлагаю совершить небольшую прогулку к западу от Вятки по старому Московскому тракту, он же — северная часть Великого Сибирского тракта.
Под Сибирским трактом нужно понимать название дороги, появившейся еще в XV веке протяженностью около 6000 км, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до г.Чита на востоке, а далее через степи Монголии и прямиком до Великой Китайской стены.
Мы далеко ходить не будем, а лишь заглянем в некоторые старинные села, появившиеся в окрестностях Вятки примерно в те же стародавние времена, когда и был проложен сам Московский тракт.
Первая наша остановка запланирована в селе Бахта, далее заглянем в село Русское, а затем переправимся через речку Быстрицу и закончим наш поход в одноименном селе.
2.
Бахта — старинная набивная хлопчатобумажная ткань, еще это гагачий пух, от татарского названия хлопка, хлопчатой бумаги. Так же есть река Бахта в Сибири правый приток Енисея.
Если взаимосвязь названия села с Сибирью хоть как-то прослеживается, то какое отношение село имеет к хлопчатобумажной ткани, мне выяснить не удалось.
3.
Село стоит на реке Чахловица и ее притоке речке Бахтинке.
Главная Бахтинская гордость и достопримечательность — Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь была построена в 1776 году.
4.
Сто лет назад в селе было две школы: церковно-приходская женская, и земская мужская, а ее приход состоял из 38 селений и почти 5000 прихожан.
С приходом советской власти храм был частично разрушен и использовался для хозяйственных нужд.
В здании располагалось сельхозпредприятие — тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик.
5.
В 99-том, когда настоятелем храма стал священник Виктор Пересторонин в храме начали проводиться службы и восстановительные работы.
6.
Еще три года назад Троицкая церковь выглядела так.
7.
8.
На сегодняшний день силами сельчан полностью восстановлена колокольня, вставлены окна и отремонтирована крыша.
9.
Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует.
Некогда расписные своды покрывает почерневшая от времени и сырости штукатурка. Под ее чернотой трудно разглядеть даже те жалкие остатки фресок которые каким-то чудом все же уцелели.
10.
На сводчатых потолках то ли копоть, то ли грязь.
Кое-где все же проступают святые лики. Здесь, в 99-м случилось первое чудо, над входом во второй предел проявился лик Богородицы.
В полумраке было трудно, что либо разглядеть, тем более шла служба, поэтому лик Богородицы я не увидел.
11.
Время поджимало, но я успел сделать несколько снимков внутри храма. Это остатки росписи, которая когда-то покрывала все стены и потолки.
12.
Когда мои глаза немного привыкли к полумраку, я смог разглядеть еще несколько святых образов.
Все потускнело и обкрошилось, у многих образов вандалами выбиты глаза.
13.
В селе сохранилось немало старинных домов и домиков, которые растянулись вдоль тракта на порядочное расстояние.
14.
В общем-то здесь преобладает типичная для 19-го века архитектура, в основном это довольно крепкие одно-двухэтажные кирпичные дома с высоким цоколем.
Домики без особых изысков, но довольно уютные.
15.
Нам вслед задумчиво глядит хозяйский Бобик, скучающий на привязи. Ему невдомек, что когда-то мимо его хозяйства проходили длинные вереницы каторжан, закованных в такие же цепи, как и он сам.
Именно благодаря этим несчастным наш тракт имеет и третье название — Екатерининский тракт.
16.
Мы отправляемся по Московскому (Екатерининскому) тракту дальше на запад, следующее село на нашем маршруте — Русское.
Нам было легче, кандалами мы не бряцали, а шли очень даже налегке, любуясь утренними картинами просыпающейся природы.
17.
Екатерининским тракт стал называться с 1 июня 1783 года, когда вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы по ним в непогду путники могли ориентироваться.
(По моему относительно 4-х аршин источник ошибается, скорее всего речь идет о сороках аршинах).
Тех старинных берез я почему-то не заметил, да и мало их осталось. С тех пор много воды утекло.
18.
Село Русское в этих краях появилось сравнительно недавно, вместе с постройкой здесь в 1901 году Михайло-Архангельской церкви.
Церковь объединила 15 деревень с двумя тысячами местного населения.
19.
Кружевные очертания храма с головой выдают его гениального создателя — вятского архитектора И.А.Чарушина.
Надо сказать, что храм этот не оригинален, десятью годами ранее в Удмурдском селе Красногорское по проекту того же Чарушина была построена Покровская церковь. Идея оказалась настолько удачной, что архитектор с небольшими изменениями воплотил ее в жизнь еще, как минимум два раза, сначала здесь в Русском и еще через несколько лет (1915 г.) была построена Космо-Дамиановская церковь в селе Трехречье.
Свой поход в Трехречье я описывал в прошлогоднем обзоре "Золото Трехречья".
ankor-21.livejournal.com
20.
Трехреченская Космо-Дамиановская церковь — младшая сестра-близняшка Русскосельской Михайло-Архангельской церкви.
Сравните!
21.
Село Русское возникло на бедных и непригодных для земледелия территориях, но как ни странно голодающее крестьянство выручил все тот же старый Московский тракт — единственная связь России с Сибирью и Уралом. В селе стали появляться придорожные гостиницы, постоялые дворы и питейные заведения, а следом за ними появилось и кое-какое производство.
Во времена коллективизации зарождающиеся местные фабрики и другие производства были национализированы.
Известен факт хитроумного противостояния крестьянства, когда двух уполномоченных комбеда умертвили путем спаивания самогонкой на меду.
Кто же от такой халявы откажется? Пили дармовое пойло до тех пор пока не померли.
22.
С приходом советской власти все изменилось, в первую очередь утратилось значение Екатерининского тракта, село начало хиреть.
Михайло-Архангельскую церковь не разрушили, но как и многие подобные храмы приспособили под другие нужды.
7 января 1940 года Кировским райисполкомом было принято решение о закрытии церкви. Долгие годы здание храма использовалось под столовую, зернохранилище, потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию.
23.
В 1970-х годах по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма было решено создать краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства, каким-то чудом было разрешено потратить на восстановление и ремонт 175 тысяч полнокровных советских рублей.
По тем временам — это огромнейшие деньги, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из местных жителей сожалеет о потраченных средствах.
Сегодня храм является главной ценностью и достопримечательностью всего села.
24.
На Вятке середина марта, в городе уже слякоть и грязь, а здесь первозданная чистота и утренний иней.
25.
Напротив церкви есть красивый старинный особняк, который кто-то нагло уродует на глазах у всего народа.
26.
Русское так же, как и Бахта, растянулось вдоль тракта на несколько верст.
27.
Симпатичных домишек здесь, пожалуй, даже больше, чем в Бахте.
28.
Перед многими дворами высажены шикарные кедры.
29.
30.
31.
32.
Старинных Екатерининских берез я так и не заметил, зато сразу за последними дворами начинаются прекрасные сосновые леса.
33.
По мере нашего продвижения через село я постоянно ловил себя на мысли, что за нами очень внимательно наблюдают.
34.
На этом месте сделаем небольшую остановку. Нам осталось переправиться через реку Быстрицу, где на ее высоком берегу раскинулось село с таким же названием.
Про село Быстрица мы узнаем более подробно в следующей части моего рассказа.
35.
До встречи.