Африканская бабочка и её жители. 26. Переезд в деревню Юга
Колдун из деревни Юга известен далеко за её пределами. Люди идут сюда за помощью, несут подарки и деньги. Бусы на шее мага – его амулет, его главная сила. Когда старик умрёт, его родные снимут бусы и спрячут в укромном месте. По словам Андома, где-то в другом месте, уже родился мальчик, который примет титул. Преемник периодически впадает в некое состояние похожее на эпилепсию. Колдун и мальчик, не зная друг друга лично, в такие моменты устанавливают контакт.
Преемник, после смерти старика, придёт в Юга, и будет яростно искать бусы. Найдя амулет, он станет официально колдуном. Конечно, у родственников покойного появляется возможность для получения отката, но африканцы рьяно верят в колдовство. Те люди, кто видел, как преемник ищет бусы, вспоминают это с содроганием. Человек в этот момент совершенно безумен и напоминает поведением раненого зверя.
Я в магию верю, сталкивался лично, но считаю, что она не происходит по принципу: деньги – услуга – деньги – услуга…. Некоторые мои малийские спутники прошлый год ездили в Бенин и посещали колдовскую деревню, где верховному магу привозят его непутёвых коллег и верховный отлучает их от ремесла. В группе российских туристов был известный психиатр Вольдемар (имя изменено). Учёный муж отрицает магию и часто мелькает во всевозможных телепередачах на данную тему. Так вот, Вольдемар тогда просто достал верховного колдуна вопросами , «когда он умрет», «пусть это произойдёт завтра на глазах у всех в 17 часов».
Действие перешло некие рамки приличия, психиатр, как гость, вёл себя крайне бестактно, но верховный Вольдемару ничего не ответил. На следующий день, когда группа ехала через горы на автобусе, впереди, на глазах у всех, аккурат в 17 часов перевернулся грузовик. Люди зароптали, кто-то даже предложил высадить из автобуса Вольдемара, который сразу притих.
Но с другой стороны, если каждая африканская команда имеет колдуна, почему они не Чемпионы Мира?
Если существуют китайские церемонии, то не уступают им и колдовские догонские. Жена ведуна придя к колодцу, должна обязательно три раза сказать, кому она понесёт воду. Женщины услышав, пропустят её вперёд, сразу после неё воду брать нельзя, нужно подождать. Веками отработанны церемонии при походе его жены за просо, за зерном, за сукном… Колдун может и должен гулять по деревне, но в его дом заходить нельзя. При встрече на улице необходимо отвернуться и пропустить старика. Давать ему и брать от него, что-либо нельзя, нужно положить на землю, совершать это должен специальный человек. Нельзя и общаться напрямую, только через этого посредника. Одним словом, полно всяких прибабасов.
Даём посреднику денежку, и он кладёт кадо возле колдуна.
Удивительно, но больше чем родной чёрной магии, африканцы боятся белой магии. Если после нашего визита кто-то как-то не так себя почувствует, колдуна будут просить провести обряд очищения деревни.
Юга вплотную подходит к постройкам теллемов, ранее в них жили и сами догоны. Не так давно деревня переселилась чуть ниже, но у теллемов остался огон. Он и только он может и должен находиться в старом месте, поддерживать связь с предками. На камнях надписи, на разных языках запрещающие подниматься на территорию огона. Нашему гиду посчастливилось один раз там побывать, на специальной церемонии.
Если кто-то заинтересовался подобной темой, тут мой рассказ о магии в Камеруне. Камерун. Ч - 13. Деревня Дупа + пару слов о чёрной магии