КалТех, он же Калифорнийский технологический институт — это, в первую очередь, место действия сериала «Теория большого взрыва», а в довесок — один из лучших в мире университетов, по каким угодно рейтингам не покидающий топ-10, ежегодно тратящий только на исследования 300 мегадолларов, значительная часть которых идет из НАСА, имеющий беспрецедентное соотношение в одну Нобелевскую премию на каждые 1400 выпускников, и конкурирующий с Гарвардом, МIT, Стэнфордом, Принстоном и далее по списку по всем параметрам кроме размеров.
КалТех — университет неприлично маленький. Всего 900 андеградов и 1200 аспирантов. Для сравнения в Массачусетском технологическом институте (MIT), главном идеологическом враге КалТеха (который тут любовно называют «Other Institute of Technology» или «Caltech East: School of the Humanities»), соответствующие цифры выглядят как 4200 и 6100. Сравнительно скромное число студентов и преподавателей естественным образом отражается и на размерах кампуса, который можно по периметру обойти минут за 30.
Кампус — это набор аудиторий, лабораторий, административных и жилых зданий, а также лужаек и колоннад, обильно присыпанных зеленью, фонтанчиками, абстрактными скульптурами, цветами и всем, что по идеи должно создавать студентам атмосферу полной душевной гармонии и единения с наукой.
Скажу по секрету, что получается: о вечном тут думается плохо, а вот интегралы считаются на ура.
По всей территории растут мандариновые деревья и, специально для эстетов, оливковые. Маслины можно с рюкзаком ходить собирать.
Ну и пальмы, естественно. Калифорния все-таки.
Основная архитектурная единица кампуса — лаборатория, которых здесь несколько десятков. К страшному названию каждой лаборатории, характеризующему область творимой в ней науки, принято добавлять имена заслуженных калтеховских деятелей или спонсоров.
При пристальном взгляде выясняется, что не только лаборатории, но даже лавки носят чьи-то имена.
Из приятных мелочей радуют глаз ящики «Millikan Library Book Return». Попользовался книгой из библиотеки, кинул в ближайший книгосборник, специальный человек с утра проехал все забрал и вернул в библиотеку.
Кстати, здание библиотеки Милликана является чуть ли не самым высоким в Пасадене.
По всей территории расставлены столбики «Emergency». Если вдруг что, достаточно нажать кнопку и через 5 минут тебя придут спасать медики с полицией.
С безопасностью тут вообще все серьезно. По приезду секретариат просит оставить несколько телефонов, по которым тебя можно искать, а также контакты ближайших родственников. В специальном руководстве написано, что если есть малейшие опасения, что твой сосед по комнате подозрительно долго не объявляется, звоните по такому-то номеру, и университет начнет допрашивать всех кто его видел, вскрывать скайпы и фэйсбуки и вызывать вертолеты с морской пехотой.
В КалТехе есть большой спортивный центр с бассейнами, теннисными кортами, футбольными полями и фехтовальными залами. Но в целом со спортом тут все плохо. Специфика университета сказывается. В стране, где студенческие лиги куют 99% кадров NHL, NFL, MLS и NBA, одна баскетбольная команда для университета — нонсенс. Да и ту командой сложно назвать: в 2007 году CalTech Beavers, обыграв New York Bard Colledge, прервали слегка затянувшуюся серию из 207 поражений подряд. Национальный рекорд. Удивительно, но символом спортивного КалТеха является почему-то бобер, а не белка, особей которой на территории кампуса больше чем студентов.
Вместо спортивных площадок калтеховские студенты предпочитают развлекаться на трибунах. Например, пару лет назад они пролезли на стадион футбольной команды UCLA (University of California Los Angeles) и поменяли разложенные на креслах цветные бумажки. Когда во время игры фанаты UCLA по команде подняли бумажки, вместо запланированных «GO UCLA» красовалось «CalTech».
Вообще студенты тут живут явно неплохо. В качестве общаги — дворцы в мавританском стиле, а на досках объявлений — золотистые ягуары с белым кожаным салоном на продажу.
А парковка у КалТеха в солнечный субботний день легко может выглядеть так:
PS: каждый второй (кроме шуток) студент КалТеха отличается азиатской внешностью. Здесь улетучиваются последние сомнения относительно того, кто будет диктовать моду в науке через 20 лет.