Африканская бабочка и её жители. 19. Догонский миф
Находясь в стране догонов, я просто не отходил от местного гида, Наташа замучила гида моими вопросами, мне показывал что-то жестами итальянец Пауло.
-Максим! Ну почему ты такой тупой?- в сердцах воскликнула спутница Марина, говорившая с гидом на французском.
А тупой я потому, что всё хотелось понять, во всё вникнуть, но информация поступала порой совершенно противоположная. Я переспрашивал по 5 – 6 раз. Наташа переводит с бамбара одно, Марина с французского другое, а старший группы с английского третье. В результате я скомпоновал некие записи, но если русскоязычные догоноведы разнесут в пух и прах мой опус, прошу у читателей прощения за возможные информационные ошибки .
Три джипа совершают поочерёдно что-то похожее на петлю Нестерова и спускаются метров на 50 в небольшой каньон. Присоединившийся к нашей группе гид Андон предупреждает, ходить везде только за ним. В священных местах нельзя наступать на ритуальные камни.
Выпрыгиваем из машин, и чуть отойдя от дороги, видим, на плоской плите сидит старик. Тело укрыто курткой, а голые, обветрившиеся ноги, с потрескавшимися пятками, кажутся сделанными из чёрной пластмассы. Андон привёл нас к марабу, у догонов мусульман это колдун. Здешний народ частично принял ислам, но лишь условно, многие придерживаются традиционных верований.
Догоны считают себя детьми бледной лисицы. Когда-то давно лис был другом одного охотника и приходил к нему в гости. Наступил голодный год, охотник долго не мог принести домой еду. Жена стала ворчать: « К тебе лис ходит, а нам есть нечего. Убей лисицу, мы его съедим.» Муж не соглашался, но баба оказалась хитрее. Когда хозяина не было дома, она выставила оружие у входа, дабы создать видимость присутствия.
Подошёл лис, хитровка стала зазывать зверька в гости, но тот разгадал её намерения и убежал. С тех пор лис стал общаться с охотником только за пределами деревни.
Марабу живёт в селении обычной жизнью, но с духами общаться отправляется за деревню, в специальное ритуальное место, где к нему приходит предок догонов – бледный лис. Желающие знать будущее или отогнать злых духов, пользуются услугами марабу. Колоритный старик на колдуна совсем не похож, уставший от жизни дед, у которого вовсе нет озорных чёртиков в глазах.
Его ритуальное поле разбито на огородики, где в песке натыканы палочки и прорисованы линии.
Желающие погадать несут за сеанс, кто что может. Колдун выделяет специальный огородик, тыкает туда палочки, что-то поёт и ждёт результатов. Случайно наступить на место гадания, значит подвергнуть себя и догонов опасности. Необходимо будет проводить обряд очищения, принеся в жертву курицу или целого барана.Угощаю колдуна шоколадкой, где нарисовано 100 долларов. От сеанса магии мы все вежливо отказываемся, оставляя марабу наедине с его огородом. Молодые ребята помощники Андона проявляют к старику необыкновенное почтение, объясняя, как есть шоколадку. Гид просит не оглядываться на колдуна и идти строго за ним, след в след.
Проходим мимо мечети. Впереди в скале прорисовывается жерло пещеры, сверху догонские домики. Заходим в пещеру, где торговцы разложили свои сувениры. Туристов не было уже несколько дней. В мою ладонь втыкается, промороженная словно ледышка, детская ручка, прося что-то приобрести. Покупаю догонскую шапочку с бубенчиками. В зависимости от того в каком мужчина настроении, какого он возраста, что он хочет совершить, игривые хвостики или убираются, или торчат наружу много чего обозначая. Приеду домой, и как в известном анекдоте, буду учить жену разбираться в моём настроении.
Пещера имеет выход на другую сторону, где встречая нас, поют песенку замёрзшие дети. Это такой обычай, всем гостям поют песню. Андон показывает ещё одно сакральное место на краю обрыва. Высота приличная, не менее 250 метров, но стоящая в воздухе пыль закрывает панорамный обзор. Камни на краю обмазаны чем-то белым, словно кто-то пролил побелку. Здесь догоны общаются с предками. Молоко перемешивается с просо, получается белый раствор, которым угощают духов.
Через пещеру возвращаемся назад, вновь поют дети, получая за это кадо. Машины уехали вниз, увезя с собой полного Костю, а нам предстоит спуск в долину через деревню. Гид вновь предупреждает, идти за ним след в след.