Как-то, гуляя по алтайским горам и озерам и, притащив на себе в перевал груженные велосипеды, мы наконец оказались на таинственных Пазырыкских курганах. Которую неделю мы без цивилизации, без новостей и прогнозов. На перевале за нами увязались ребята из Тюмени, на своей белой «Ниве» они так и ехали второй день, то рядом с нами, то отставая, то уезжая вперед. И в этот вечер они пришли к нашему костру, со своими вопросами и рассказами.
Место то, престранное, скажу вам, очень даже странное. Древние курганы, захоронения ойротов- предков нынешних алтайцев. И над всей этой мистической местностью светила полная луна, освещая курганы, край леса, жуткий одинокий куст белены, оказавшийся прямо перед входом в палатку Сереги… За разговорами сразу не заметили, что стало темно, исчезли тени… и тут один из нас произнес - а, ведь это затмение… и действительно, луна была уже закрыта на две трети… То было первое, увиденное мной лунное затмение и сейчас уже точно не помню своей реакции, ощущений в тот момент.
А вот второе - в памяти очень четкое, вроде снимка фотографического. Помню каждое мгновение. Весь вечер и ночь отображены в памяти.
Крым. Весна. Поход по пещерным городам.
В этот день мы все же умудрились попасть в Мангуп Кале- пещерный город со своими легендами и тайнами… после сбиться с пути и вместо перевала влезть на вершину горы и выйти к отвесным скалам, долго искать в лесу тропу и спуск в долину. И уже к вечеру очутиться в красивейшем ущелье с небольшим прудом, найти живописную поляну с чистой травой, убранной стоянкой и всего одной группой туристов.
Берег, плавно выгнутый, спускался к воде, противоположный берег высокий и скалистый с густым сосновым лесом, выше над лесом - горы. Все это отражалось в воде, лягушки на том берегу серенады лягушачьи выводили. Солнце уже не палило, а ласково и добро согревало уставших горе-туристов.
Костер, ужин, сонные и сытые, неторопливо вспоминаем дневные злоключения, и они уже воспринимаются с иронией и шутками. Темнеет, как на юге, быстро и сразу. Незабываемый момент, когда кромки гор подсвечиваются по контуру снизу сзади, появляется тонкий светящийся ореол, и через мгновение проявляется край луны, маленькой чечевичной линзочкой, она на глазах увеличивается, особенно это заметно, когда отводишь взгляд на соседние вершины, и потом снова наблюдаешь за ней.
Такой луны я не видела раньше. Четкая, объемная, хорошо видны моря… пятна на ней.
Забавно отреагировал на луну наш юный друг Петя. Глядя в бинокль, у него вырвалась смешная фраза:
-Ой, да она не круг, она шар, и висит ни к чему не привязанная, и на ней полоски такие, она такая выпуклая!
Действительно, в простой бинокль были видны и кратеры, и моря, и горы…
Весь пейзаж окружающий напоминал полотна Куинжи…
А потом было затмение. Сначала исчезла лунная дорожка в пруду, притихли лягушки, стали пропадать тени, словно кто-то плавно вел ручку реостата…
Мы сидели, тесно прижавшись друг к другу, закутавшись в спальники, передавали бинокли, делали какие-то замечания, отдельные фразы, отдельные слова… похожие на капли, звуки изменились, ты сам изменился… и это, это непередаваемо, невозможно вывести в слово,по крайней мере мне, что в то время происходило с мной, с миром… безмерность неба… звезды, запахи… люди…
Нет, пожалуй не смогу об этом полно рассказать, жаль конечно… Есть фотографии, но это только момент, мгновение.. а не все то, что было.