Ледяной дождь, задержка вылетов и беспорядки в Шереметьево в декабре 2010 года — это, конечно, история давно минувших дней, но, мне кажется, она очень показательная. Хотел выложить раньше, но из-за отъезда в США и Мексику черновик забросил… сейчас о нём вспомнил. Выкладываю.
ДО ВЫЕЗДА О том, что многие рейсы задержаны мы, конечно, знали — об этом писали и показывали все новости. Но наш рейс Москва-Франкфурт, намеченный на 16:20, на сайте аэропорта изменил свой статус лишь в 5 утра — «Перенесён на 21:40».
Утром, часов в 11, мы позвонили в аэропорт Шереметьево. Нам ответили, что точной информации нет. Ответ звучал странно: «Приезжайте и узнавайте информацию на месте». А около полудня позвонили из «Аэрофлота»: «Ваш рейс совмещён и перенесён на 21:40. Приезжайте за три часа до вылета». Всей семьёй мы порадовались за такой сервис и занялись своими делами, заказав на вечер такси.
В АЭРОПОРТУ У стоек регистрации были очереди. Подозрительную информацию показывало только табло вылетов. 109-й рейс высвечивался на двух экранах: на одном — в 21:40, на втором — «Перенесён на 2:00». Но в только что полученных билетах у нас стояло время вылета 21:40, поэтому мы поспешили пройти паспортный и таможенный контроль.
В зоне после паспортного контроля почти все кресла были сдвинуты «лицом» друг к другу — так на них можно более-менее удобно лечь (хотя до удобства, там, конечно, далеко). У окна девушка играла на скрипке, на полу кто-то спал.
У дверей, где должна была быть посадка на наш самолёт, стояла толпа людей и слушала якобы сотрудника авиакомпании (документы не показывал и был не в форме компании), представившегося старшим диспетчером Павиным Игорем Владимировичем. Рядом с ним, правда, стоял второй с печальным лицом — в форме, но постоянно молчал. Сначала Павин предложил людям выстроиться в три очереди: ожидающие с 26-ого, с 27-ого и те, кто только приехал. Для того чтобы садиться в самолёт, который «сейчас подъедет». Женщин и детей планировалось пускать без очереди.
Через пару часов выяснилось, что в этом выходе объявлена посадка на другой рейс, а наша будет в соседнем. Павин и там продолжил общение с толпой, объявив голосование на тему: «Куда полетит самолёт, который здесь стоит?» Ситуация казалось абсурдной, но всё же люди начали голосовать. Сначала вариантов предлагалось 2: Франкфурт (человек 300 ожидающих за 3 дня) и Дюссельдорф (вылеты хотя бы раз в день, но были, поэтому желающих было всего человек 10). Ясное дело, большинство подняло руку за Франкфурт. Павин начал снова расставлять людей в очереди по датам, чтобы «все смогли нормально улететь».
Но через полчаса выяснилось, что во Франкфурт самолёт лететь не может. Объявленная причина: «Франкфурт закрыл воздушный коридор». Павин начал спрашивать, полетят ли люди в Дюссельдорф? Это предлагалось в обмен на письменное заявление об отказе от претензий к компании «Аэрофлот». В шутку я пару раз выкрикнул, что хочу в Нью-Йорк и готов отказаться от претензий.
Когда же большинство решило, что можно из Дюссельдорфа во Франкфурт доехать наземным транспортом (города не так далеко друг от друга расположены), Павин объявил, что самолёт летит в Берлин. «Так решил Центр управления полётами, я ничего сделать не могу. Вы можете полететь в Берлин, если напишете отказ от претензий».
То, что города находятся в разных концах страны ему, вероятно, известно не было. На вопрос о багаже он ответил, что его в любом случае нужно будет искать во Франкфурте, так как система полностью автоматическая. При этом людям ни перерегистрироваться, ни менять билеты не нужно было бы. Более абсурдной ситуации я вспомнить не могу.
Больше часа у дверей на посадку продолжались споры и попытки понять, почему за 3 дня ни один самолёт не вылетел во Франкфурт. Пассажиры пытались хоть как-то связаться с руководством авиакомпании, но там либо не отвечали, либо бросали трубку.
Где-то в это время начал активно писать в твиттер.
23:22 — Народ отобрал микрофон и требует начальство. «Диспечер» продолжает врать.
23:24 — Микрофон отобрали и звонили в Аэрофлот: — Проявите смелость, подойдите... тьфу, трубку бросили.
23:25 — Микрофон взяла женщина: «Мужчины, вы впереди, мы за вами. Идём к начальнику смены. Там может быть ОМОН»
23:35 — На Берлин подходят люди. То есть три дня, три города... впереди ночь. В соседних залах требуют Хельсинки и что-то ещё. #svo
23:46 — Девочка со скрипкой улетела в Симферополь. Без неё стало как-то совсем грустно...
23:47 — Зато есть другая. В слезах бегает и матом кричит, что во Франкфурте умирает дедушка.
В твиттере у меня быстро стала собираться аудитория, в основном из людей, кто тоже планировал лететь во Франкфурт, но на следующий день. Вопрос о ситуации в аэропорту задавали мне, спрашивали стоит ли приезжать или сдать билеты. Представители «Аэрофлота» по телефону продолжали отвечать, что за информацией нужно ехать в аэропорт! У них что, никто не знал, что за 3 дня не было ни одного вылета? Зачем нужно было продолжать пригонять людей в аэропорт?
11:52 — Немецкое телевидение передало, что Франкфурт расторг договор с Аэрофлотом... Это говорит какая-то женщина по микрофону.
11:55 — Кто знает, где проверить информацию про договор???
Про договор друзья поискали в немецких СМИ, но ничего не нашли. Вероятно, это была простая «утка», чтобы люди летели в Берлин.
К часу ночи часть людей ушла искать начальника смены, для этого пришлось выйти за паспортный контроль (пограничники обещали пустить обратно). Так как я бегал по аэропорту с ноутбуком, ко мне подошёл парень из Челябинска, который сидел здесь с первого дня задержки рейсов. Его пригласили друзья отметить новый год во Франкфурте, вот он к ним и летел.
— Ты знаешь блог Медведева? — сказал он. — Можешь написать ему про нас?
— Думаешь поможет?
— А что ещё делать? я здесь уже четвёртый день сижу.
Написали в блог к Медведеву.
01:43 — Пришёл ОМОН. «Либо садитесь на Берлин, либо пошли вон!» Отличный сервис у #aeroflot #svo
01:46 — Как вообще можно сажать в самолёт на Берлин людей, которые по всем документам летят во Франкфурт или Дюссельдорф? Это вообще законно?
01:47 — «Граждане, кто летит в Берлин, багаж вам будет досылаться в конечный пункт. С вами ничего не летит»
Рейс на Берлин к двум часам ночи усадили и отправили. Все уже понимали, что ночью мы никуда не вылетим, так как Франкфурт аэропорт на ночь закрывает. Потихоньку начали знакомиться с другими пассажирами. Было несколько активных лидеров среди наших: мой отец, две женщины и ещё один мужчина, который третий день сидел в аэропорту с грудным ребёнком. Была женщина, которая летела с опухолью на обследование во Франкфурт. Были две девушки, которые на праздники решили слетать в Германию, и из 8 дней уже третий сидели в аэропорту. Были немцы, но мало. А ещё один голландец в шортах, он ждал рейс в Амстердам, но, не дождавшись, улетел в Берлин.
С рейсом в Берлин была ещё забавная ситуация. Оказалось, что забыли оповестить о вылете vip-зал, и пассажиры бизнес-класса никуда не улетели.
04:19 — Бесит ведь не задержка рейса, а полное отсутствие информации: что, где, когда, кто?
04:27 — Маленький мальчик, просидевший здесь три дня: «Мам, пойдём домой?! зачем нам эта Германия?»
К 5 утра вернулась группа, которая ходила искать начальника смены. После долгих разговоров он пообещал отправить в 8 утра самолёт на Франкфурт. Запись этой беседы тоже частично есть, но не очень хорошая. Разве что на начальника смены посмотреть.
Около 6 утра на табло загорелось сообщение, что рейс во Франкфурт будет из ворот №15 (ночные события было у 31-ых). Все туда побежали, но... оказалось, что 15-ые — это в зоне внутренних рейсов и туда мы даже пройти не можем.
Информация на табло снова изменилась, и люди побежали к выходу №5 (в другом конце аэропорта). На 8 утра там была объявлена посадка на наше направление. Почти целый час над дверью горел экран «Франкфурт 8:00. Счастливого полёта!» Но и в 9 утра никто не подошёл нас сажать на рейс. Люди потихоньку разошлись по сидячим местам. Одному мужчине стало плохо — он упал не дойдя, до кресел. Вызвали скорую.
В 10:30 подошли две женщины из «Аэрофлота» и объявили, что здесь будет проходить посадка на рейс в Дюссельдорф, экран при этом продолжал показывать Франкфурт. Можете представить себе реакцию людей, которые уже четвертый день сидели в аэропорту...
Надпись на экране всё же изменилась и к этому же выходу стали подходить пассажиры на Дюссельдорф. Их было ещё человек 150. Не знаю, как там никого не задавили, но давка всё же случилось. Даже прибежал ОМОН.
Почему нельзя было отправить пассажиров в Дюссельдорф на любые из двух других ворот рядом — для нас так и осталось загадкой. Можно было бы понять, если бы двери были в «рукав», подсоединённый к самолёту, но нет же, они вели к автобусу. Было ощущение, что всё делается целенаправленно. Наши начали снова звонить начальнику смены, который обещал вылет в 8 утра, но он уже не брал трубку.
Часть пассажиров сдалась и поехала по домам.
Я вспомнил про свои рабочие контакты в СМИ и начал обзвон: Первый канал, Рен-ТВ, НТВ, Эхо... И везде отвечали: «Журналист в аэропорту, но он не может пройти в зону за паспортным контролем. Вы можете как-то передать видео? Давайте запишем ваш голос. Что у вас там?». Пресс-релизы и новости на сайте у «Аэрофлота» отчитывались, что всё уже налажено и вошло в расписание. Твиттер гендиректора «Аэрофлота» сообщал то же самое.
10:52 — Взяли в кольцо какого-то сотрудника.... чувствую, не отпустят его, пока не будет ответа.
11:42 — Менты, кажется, на нашей стороне. Они звонили начальству #aeroflot, но там и им не ответили. Они обещают нас не трогать.
Того единственного найденного сотрудника «Аэрофлота» держали в кольце несколько часов, прося только об одном — связаться с руководством. (Говорили, кстати, что сотрудникам «Аэрофлота» было разрешено передвигаться по аэропорту не в форме, чтобы не выделяться из толпы.) Он же звал на помощь милицию и ОМОН, но они нас уже не трогали.
Милиция и ОМОН показали себя в то утро с двух сторон. С одной — они встали на нашу сторону, с другой — некоторые из них позволяли себе курить везде, где хотелось, а это говорит о многом.
Передали видео на Первый канал, записали голос по телефону.
11:50 — Объявили посадку. Уверен, что просто покатают на автобусе, чтобы отпустили этого чувака из #aeroflot. Посмотрим #svo
Никто толком не верил, что нас действительно отправят. До этого уже были случаи, когда пассажиров катали на автобусе и возвращали обратно. Но мы всё же пошли на посадку. Опять же, ни о какой перерегистрации билетов речи не шло. Нас отвезли к самолёту, который стоял у тех самых 15-ых ворот в зоне внутренних рейсов с 6 утра. Сидя в самолёте люди всё ещё не верили, что улетят.
В самолёте оказалось на 10 человек больше, чем он мог вместить (при этом были и те, кто приехал пару часов назад). Сначала стюардессы начали просить людей сесть друг другу на руки. После прошедшей ночи данное предложение абсурдом никому уже не казалось. Но чуть позже по громкой связи были названы 10 человек, кому нужно выйти из самолёта, так как, «если они полетят этим рейсом, у них будут проблемы на границе в Германии». Чтобы никто не отказывался, пришла милиция… Позже стало известно, что фамилии людей были выбраны пилотом наугад.
Стюардессы сказали, что самолёт был готов к вылету ещё в 6 утра. Пилот извинился за действия наземных служб и сообщил, что питания на рейсе по каким-то причинам не будет. В 12:00 Первый канал показал сюжет о ситуации в аэропорту. В 12.30 наш самолёт вылетел во Франкфурт.
ФРАНКФУРТ Очень многим багаж на том рейсе не прилетел. Кто-то остался ждать следующего рейса (дальше они летали каждые 3 часа), мы же отправились к знакомому.
Нам повезло, на следующее утро мы вернулись в аэропорт и получили свои чемоданы. Некоторым повезло гораздо меньше — кому-то багаж приехал через день, кому-то после нового года.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИСК Ещё в аэропорту мой отец начал собирать контакты всех, кто должен был лететь во Франкфурт, чтобы после праздников потребовать с Аэрофлота компенсацию. 11 января началась переписка, присоединялись люди с других рейсов. Оказалось, что подобная инициативная группа была не одна. Все они позже соединились в одну. Сейчас в ней больше 1000 человек. Руководят процессом юристы. Не знаю, что из этого получится… но сам факт подобной борьбы уже радует.
МЫСЛИ ПО ТЕМЕ Когда я с Машей и Алёной летел из Ушуайи в Эль-Калафате (это всё на юге Аргентины), самолёт был задержан на 9 часов. Сотрудники авиакомпании извинились и объяснили причину задержки. Нас поселили в пятизвёздочный отель (при том, что цена билета была около 100 долларов), куда отвезли на автобусе, и накормили очень вкусным горячим обедом в ресторане этого отеля.
Когда мы с Питером летели домой после велосипедного путешествия по Европе, самолёт был задержан в Барселоне часа на 3. Сотрудники авиакомпании извинялись и объясняли ситуацию каждому пассажиру (задержка была из-за забастовок во Франции). А после прилёта выдали каждому пассажиру сертификат на скидку в 20 евро, хоть задержка произошла и не по вине авиакомпании.
Почему же «Аэрофлот» не смог организовать нормальное информирование? почему на пассажиров просто наплевали? Почему, насколько мне известно, никто из руководства авиакомпании не ушёл в отставку? Вопросов слишком много.
НАДО ЗНАТЬ Права пассажиров при задержке рейса