Кто занимался художественной вышивкой, знает, какой это кропотливый труд. Стежок за стежком, и постепенно они, хаотично наложенные, как сначала кажется, образуют изумительную картинку с выпуклым рисунком. При ближайшем рассмотрении целостный рисунок вновь распадается, незаметно растворяясь в переплетении тончайших переливающихся нитей. Когда-то и сама училась вышивать, пробуя разные техники, но хобби это не стало — слишком утомительно для зрения.
Особенно красива шелковая вышивка, перешагнувшая границы Китая, где она возникла более 2000 лет назад. Она прочно закрепилась и в соседнем Вьетнаме, став его достоянием. Там, в тишине художественных галерей и арт-мастерских, с любопытством и наблюдали за вышивальщицами, низко склонившимися над своими творениями с тонкой, как волос, иглой в руках. Побывали и на выставках уже готовых изделий искусства чин тео, как называют во Вьетнаме художественную вышивку картин шелком, мало отличающихся от написанных маслом или художественной фотографии. Шелковые картины можно встретить везде, не только на выставках и арт-салонах, даже в аэропорту Далата, где бродили среди шелкового буйства в ожидании вылета.
Процесс этот трудоемкий и длится не один день, порой, растягиваясь до нескольких месяцев и даже больше, ведь картины вышиваются вручную. Перефразируя вьетнамскую пословицу, можно сказать так: - надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелковую картину.
Сначала на картоне делается карандашный набросок будущей картины. Затем рисунок едва видимым тонким абрисом наносится на ткань. Более опытные мастерицы этим приемом не пользуются и вышивают уже по памяти. Во всяком случае, у отдельных вышивальщиц никакого контура на ткани не заприметили.
Когда-то в древности в работе использовались шелковые нити лишь нескольких цветов. Но со временем цветовая палитра расширилась до полутора тысяч оттенков, позволяя создавать колоритные пейзажи и натюрморты в богатой разноцветной гамме и достигать тончайших полутонов и тени. Не случайно мастерство вышивальщицы во многом зависит от того, насколько она тонко чувствует цвет, способный меняться при разном освещении. А способность обладать хорошим вкусом — обязательное условие этой профессии — тоже немаловажная деталь.
Зачарованно глядим, как картина оживает, играя бликами света, преломляющегося в гранях матовой с блеском нити. Ведь она имеет форму тетраэдра. Именно это свойство и отличает ее от других, позволяя не только окрасить в столь богатую цветовую палитру, но и создать картинку из одного цвета с разными оттенками, изменяя лишь направление стежка.
Всматриваемся в творение шелкопряда — оно неоднородно, а состоит из множества тончайших нитей. Всего их насчитывают 16, и каждая играет своими гранями от падающего на нее света. Иглы тоже не простые — короткие, не больше 2.5 сантиметров, с маленьким ушком, чтобы след от прокалывания был незаметен. Ошибаться никак нельзя, так как лишние дырочки будут видны сразу. Ткань натягивают на специальную раму, чтобы можно было менять натяжение нитей.
Кроме односторонних картин, имеющих изнанку, вышивают и двухсторонние - обе с лицевой стороной. Но нигде не видно узелков. Новую нитку сначала закрепляют мелкими стежками, а уже потом покрывают вышивкой. Такие картины устанавливают на подставках, чтобы обе стороны были видны. А односторонние, разгладив, натягивают на картон и помещают под стекло в раму. Причем, если рама покупателю не понравится, ее заменят другой, тут же выполнив заказ.
Традиционные сюжеты картин — вьетнамские пейзажи и сценки крестьянского быта, так любимые иностранными туристами. В арт-салонах такие стоят сравнительно дорого, но все равно желающие находятся. Впрочем, небольшие картинки можно найти и по вполне приемлемой цене. Но судя по всему, существуют какие-то трафареты. Видели, что в разных мастерских различных городов вышивают картины с одним и тем же сюжетом.
Но особенно красивы картины с изображением цветов и букетов, в чем вьетнамские мастерицы действительно значительно преуспели, создавая настоящие шедевры.
Самой большой во Вьетнаме считается картина "Возвращение к истокам" размером 3,30 на 2,80 метра, вышитая вручную в 2008 году в г. Далате 9 мастерицами за 235 дней. 5 художников воплощали несколько высокопарный сюжет с размышлениями об истоках жизни каждого человека. Далат вообще славится своими вышивками, выполненными рукодельницами самой известной во Вьетнаме фирмы XQ, где мы тоже побывали, посетив их необычный здешний салон.
Мастерицам этой фирмы подвластно буквально все, вплоть до копий фотографий, с которых вышивались картины. Особенно удачным оказался портрет лидера кубинской революции Фиделя Кастро в его лучшие годы, каким совсем маленькой, возможно, из-за устрашающей бороды как у сказочного Карабаса, запомнила в открытой машине, проезжавшей мимо искренне ликующей толпы по улицам тогдашнего Свердловска, куда он приезжал в далеком 63-м. По-моему, рядом с ним стоял и кругленький Никита Сергеевич, но тот как-то в памяти особо не задержался, настолько бравый и подтянутый Фидель затмевал всех своим колоритным видом. Легендарный команданте, без сомнений, с благодарностью принял вышитый портрет, подаренный ему Вьетнамом. Теперь можно любоваться лишь копией фотографии этого портрета, как и фотографиями вышивок с портретами других примелькавшихся и не очень «видных деятелей» современности, выражаясь официозом времен «застоя».
Наверняка остались довольными своим отражением и мастерством вьетнамских рукодельниц высочайшие особы Тайланда и Малайзии, глава самого Вьетнама и соседи-премьеры, чьи вышитые портреты, вернее, фотографии с их портретов, красовались на стенде очередного арт-салона в Хюэ.
На фоне восточных лиц особо выделялись двое, явно выпадавшие из этого ряда, — не подвластный годам узнаваемый кубинец и полноватый, несколько даже грузный, с тройным подбородком, солидный мужчина европейской внешности с забытым обкомовским взглядом, пригвоздившим нас к стенду. С некоторым сомнением прочитав поясняющую надпись, кто такой, мы застыли столбами, если не сказать больше. «Видный деятель» заснеженной страны и современности оказался неподвластен изящным пальцам вьетнамских вышивальщиц, так и не поддавшись их мастерству. Говорят, что чувства и мысли вышивальщицы отражаются и в ее картинах. Любопытно, о чем она думала в таком случае… Правда, были иные предположения, что мастерица увидела объект таким, каким увидят другие лишь лет через двадцать, может быть, и раньше…
…Белые полотна, на которых с каждым стежком медленно вырисовывались причудливые, восточные узоры с виденными наяву очертаниями и гармоничным сочетанием цветного шелка, постепенно исчезали, превращаясь в чудные картины с матовым блеском. Мы подолгу всматривались в них, каждый раз восхищаясь творениями вьетнамских вышивальщиц, создающих поразительный и волшебный эффект полной иллюзии живого мира.