Для меня Петербург Пушкина в каплях дождя на мостовой, в вихре осенних листьев в Летнем саду, в береговом граните набережных, в февральской промозглости на Черной речке, в снежных крышах бывших доходных домов старого города и по контрасту с ними в блестящих позолотой бальных залах дворцов.
Мест, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и пригородах оказалось немало. И мне понадобился ни один день, чтобы проникнуться городом великого поэта. А альбом так и остался до конца незавершенным.
На моем пути случались сюрпризы. Например, разыскивая адрес в Соляном переулке, где семья Пушкина c маленьким Александром останавливалась проездом из Москвы в 1801 году, я случайно попала на крышу одного из доходных домов. И сделала один, может быть, не самый удачный кадр города, но важный для меня. Учитывая условия съемки: мороз с туманом и отсутствие альпинистского снаряжения. Крыша оказалась неровной и скользкой. Было страшно. Но сколько впечатлений! Теперь «Петербург Пушкина» ассоциируется у меня с высотой.
А еще с Медным всадником, который в отличие от многих доходных домов совсем не изменился за века. Этот символ города благодаря Пушкину пережил второе рождение.
По соседству с Медным всадником расположена одна из главных доминант Петербурга – Исаакиевский собор. Его строительство началось, когда Пушкин писал «Евгения Онегина».
Если свернуть от собора в сторону Невского проспекта, то можно попасть к особняку Н.П. Голицыной (М.Морская ,10), знаменитой картежницы, которая послужила прототипом «пиковой дамы».
Самый трогательный и грустный момент ожидал меня в день гибели поэта 10 февраля. По адресу Мойка 12 (последняя квартира) ежегодно собираются почитатели таланта поэта с живыми цветами, иконами, свечами. В этот день звучали стихи и классическая музыка. Может быть, скажу банальность, но в тот момент казалось, что душа Пушкина где-то рядом.