• Российская Палестина сегодня — это цветущий сад
  • Карта Нового Иерусалима с привязкой к христианской Палестине
  • Новый Иерусалим. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим. Вид изнутри
  • Новый Иерусалим. Воскресенский собор построен по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. На переднем плане — подземная церковь свв. равноапостольных Константина и Елены
  • Новый Иерусалим. Шатер ротонды Воскресенского собора
  • Новый Иерусалим. Ротонда Воскресенского собора изнутри
  • Новый Иерусалим. Голгофа (место распятия Христа) в Воскресенском соборе
  • Новый Иерусалим. Кувуклия (место трехдневного погребения и Воскресения Христа) в ротонде Воскресенского собора точно воспроизводит первоначальную кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме
  • Новый Иерусалим. Плита с Гроба Господня и сосуды с миррой в Воскресенском соборе перед входом в ротонду
  • Новый Иерусалим. Изображение ангела в Воскресенском соборе
  • Новый Иерусалим. Внутреннее убранство Воскресенского собора (часть собора, где ведется реконструкция)
  • Новый Иерусалим. Внутреннее убранство Воскресенского собора. Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, где проведена реконструкция
  • Новый Иерусалим. Фрагмент Воскресенского собора, который дает наглядное представление о разрушении святыни гитлеровскими захватчиками в годы войны
  • Настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря игумен Фиофелакт
  • Новый Иерусалим. 100-пудовый трехсвятский колокол с изображением св. Василия Великого
  • Новый Иерусалим. Омовение в Истре — Иордане
  • Новый Иерусалим. Омовение в Истре — Иордане
  • Новый Иерусалим. Богоявленская пустынь (скит патриарха Никона) в Гефсиманском саду на берегу Иордана
  • Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Новый Иерусалим. Реконструкция кельи с подлинными предметами XVII века
  • Новый Иерусалим. Современное поветрие — повязывать ленточки на дубе в Гефсиманском саду, загадывая желание
  • Новый Иерусалим. Современное поветрие — молодожены вышают на перилах моста через ручей (Кедронский поток) замки семейного счастья.
  • Новый Иерусалим. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены
  • Новый Иерусалим. Иконостас с изображением святых равноапостольных Константина и Елены в верхней части
  • Новый Иерусалим. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Место Воздвижения Животворящего Креста Господня
  • Новый Иерусалим. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены. На месте образного Обретения Животворящего Креста Господня забил источник, оформленный в колодец с кристалльно чистой водой
  • Новый Иерусалим. Вид на башню Давидов дом и шатер ротонды Воскресенского собора
  • Новый Иерусалим. Крепостная стена с башней Давидов дом
...
0
Новый Иерусалим. Плита с Гроба Господня и сосуды с миррой в Воскресенском соборе перед входом в ротонду Новый Иерусалим (Истра), Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Новый Иерусалим. Плита с Гроба Господня и сосуды с миррой в Воскресенском соборе перед входом в ротонду

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Новый Иерусалим (Истра)

    Новый Иерусалим (Истра)

    LAT
  • 55.92169N, 36.85168E
  • Я здесь был
    Было: 20
    Хочу посетить
    246

    34 материалa по 3 объектам,  1 012 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в городе Новый Иерусалим (Истра)?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    maral
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 апр 2009

    От Москвы до Иерусалима рукой подать

     
    14 августа 2009 года|| 19| 7890

    По святым местам
    В Подмосковье три с половиной столетия существует Новый Иерусалим – воссозданная в ландшафте и архитектуре христианская Палестина с русскою душой

    Омовение в Иордане

    Жара была, жара плыла – в июле было это. Я поспешно разделся и вступил в манящую прохладой воду…
    До чего же студена иорданская водица! По мере погружения, словно тысячи иголок вершок за вершком впивались в кожу, душа обмирала и съеживалась в комок. Откуда же мне было знать, что на дне бьют родники, и речная вода холодна даже в летний зной.
    Но грех отступать. Я перекрестился тремя перстами во имя Отца, Сына и Святого Духа – и трижды окунулся с головой. Душа распрямилась, тело изнутри наполнилось теплом. Благодать! С возвышенным чувством вышел я из Иордана на берег в июльскую жару, от которой плавился подмосковный асфальт.
    Стоп, милейший, Иордан течет в Палестине, – уязвит меня знаток географии. Это так. А Палестина где? Не крутите, пожалуйста, глобус, высматривая Ближний Восток. Палестина гораздо ближе – в пятидесяти с гаком километрах от МКАДа. До Иерусалима от Москвы полчаса езды с ветерком на личном авто. Чуть больше часа займет поездка на пригородной электричке Рижского направления до станции Новоиерусалимская и от нее рейсовым автобусом до остановки «Музей». А можно и пешком с посошком дойти, что и делают настоящие паломники. Иорданом зовется река Истра, Новым Иерусалимом именуется расположенный в городе Истре Воскресенский мужской монастырь и его окрестности.

    Место понеже прекрасно, подобно Иерусалиму

    Удивительная по красоте местность, где строился Воскресенский монастырь, произвела благостное впечатление на богомольного царя Алексея Михайловича Романова, прозванного в народе Тишайшим. Извилистая река, живописные долины и лесистые холмы очень уж напоминали ландшафт Святой земли. «Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму», – написал государь в 1657 году патриарху Никону. Государево послание патриарх поместил в серебряный ковчежец под престолом освященной в том же году деревянной церкви Воскресения Христова – первого храма православной обители, тогда же получившей еще одно название – Новый Иерусалим.
    Вслед за нашим экскурсоводом Еленой Игоревной мы проходим через Святые ворота Надвратной церкви Входа Господня в Иерусалим вовнутрь монастырской ограды:
    – Важнейшим принципом, заложенным Патриархом Никоном в создание Подмосковной Палестины, является иконографичность или образность. Образ не отменяет, а предполагает поклонение первообразу. При этом визуальное сходство некоторых истринских мест со своими палестинскими прообразами, которыми являются главные христианские святыни, поражает даже сейчас после проведенных застроек, прокладок дорог и прочих техногенных изменений ландшафта.
    В центре топографической «иконы» находится холм, названный Сионом. В 1656 году на нем был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого – Воскресенский собор – сооружен по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В Воскресенском соборе воспроизведено священное подобие Голгофы, где был распят Иисус Христос, а в ротонде собора расположена кувуклия – часовня над пещерой, местом трехдневного погребения и Воскресения Спасителя. Под Голгофой находятся приделы Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В Предтеченском приделе похоронен основатель монастыря Патриарх Никон.
    К востоку от Сиона расположен холм Елеон. Евангелие повествует о живших на Елеоне в селении Вифания женах-мироносицах Марфе и Марии и брате и Лазаре, воскрешенном Иисусом Христом на четвертый день после смерти. С вершины горы Елеон Христос вознесся на небеса через сорок дней после Воскресения.
    Земли севернее монастыря были названы Галилеей, где Никон поместил холм Фавор, селения Назарет и Капернаум. Интересно вышло с созданием перед войной Истринского водохранилища. Это водохранилище как бы воспроизвело образ Галилейского моря, по воде которого Иисус ходил аки посуху и на берегу которого накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
    Один к одному соответствует на плане палестинскому оригиналу подземная церковь святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены, которая, согласно преданию, в IV веке обрела Крест Господень. У подножия Голгофы землекопы обнаружили остатки трех крестов. На одном был распят Христос, на двух других по обе стороны от него – разбойники. На Христовом кресте воскрес положенный на него покойник! В церкви святых Константина и Елены на стене есть надпись о человеке, нашедшем Животворящий Крест Господень – «Иудей из Иудеи по имени Иуда». Тем самым он снял со своего имени клеймо предательства, совершенного Иудой Искариотом.
    При рытье котлована для подземной церкви на месте образного Обретения Креста Господня забил источник, который потом оформили как колодец. Я пил воду из него – изумительная на вкус вода. Кристально чистая и целебная вода в Силоамской купели – природном источнике под холмом против северо-западной Иноплеменничьей башни монастыря. Я набрал оттуда воды в бутылку из-под минералки. Каждый день пью по чуть-чуть. И, знаете, беспокоивший меня гастрит смирился.
    К югу от монастыря Никон намеревался воспроизвести Вифлеем – место рождения Христа. Но этой задумке не суждено было сбыться.

    Священство превыше царства

    На берегу Истры – Иордана я любовался небольшой, компактной, столпом устремленной ввысь четырехэтажной постройкой. Конечно, по великолепию этому строению не тягаться с Воскресенским собором и прочими монастырскими храмами. Но скит, предназначенный для уединенных молитв, и должен выглядеть скромно.
    В Богоявленской пустыни – скиту на берегу Истры в окружении Гефсиманского сада – Патриарх Никон молился во время постов. Там он прожил восемь лет после того, как в 1658 году из-за размолвки с царем самовольно покинул патриаршую кафедру.
    Удивительной судьбы был этот человек, который в своей деятельности руководствовался принципом «Священство превыше царства».
    Крестьянский сын Никита Минов, похоронив трех своих детей, уговорил жену постричься в монахини и сам в тридцатилетнем возрасте принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Иноческого смирения в монахе Никоне не было ни капли. Через три года, рассорившись с настоятелем скита и всей братией, Никон покинул Соловки. Его приняли в Кожеозерскую пустынь Новгородской епархии. Через несколько лет братия выбрала его игуменом. В 1646 году по делам обители Никон оказался в Москве, где произвел на молодого царя Алексея Михайловича столь сильное впечатление, что тот сделал его архимандритом Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы Романовых. 11 марта 1649 года «собинный друг» (т.е. особо доверенный) государя Никон был возведен в сан митрополита Новгородского.
    Никон добился от самодержавной власти немыслимого. Пользуясь религиозностью и слабохарактерностью молодого царя, он заставил Алексея Михайловича принести торжественное покаяние за прегрешения перед церковью его предка царя Ивана Грозного, за тонкую ниточку родства с которым держались царствующие Романовы. Произошло это в начале июля 1652 года, когда по инициативе Никона в Москву были перенесены из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, убитого царским любимцем – опричником Малютой Скуратовым.
    22 июля 1652 года церковный Собор известил царя об избрании новым, шестым по счету Патриархом Московским и Всея Руси «мужа благоговейного и преподобного» с именем Никон. Церковные архиереи тем самым выполнили волю царя. Но властному Никону этого было мало. 25 июля 1652 года перед интронизацией на патриарший престол он вынудил Алексея Михайловича дать принародное обещание не вмешиваться в дела Церкви, выдвинув следующее условие: «Если обещаетесь слушаться меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства». Царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон Полный титул, присвоенный себе Патриархом Никоном, гласил: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх».
    С 1654 года Патриарх Никон проводит церковную реформу, которая предусматривает «единогласие» в богослужении. Большое внимание уделялось исправлению текстов богослужебных книг в соответствие с греческими (византийскими) оригиналами. Священные книги переписывались на Руси писцами с греческого языка на русский от руки. За без малого семь веков, прошедших со времени Крещения Руси, в книгах накопилось множество искажений и, как следствие этого – разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения. Как говорил Никон, «попы несут с алтарей такую дичь, что волосы дыбом встают». Возвещая о Божьих догматах, Никон повелел креститься на греческий манер тремя перстами («сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение, а кто крестится двумя перстами – тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Господа «Иисус» вместо «Исус».
    Церковный Собор 1654 года утвердил изменения в богослужение. Вселенские Патриархи (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) благословили никонианские начинания. Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо и самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Поэтому церковная реформа изначально встретила сопротивление, особенно простых людей, ибо они не разумели ее смысла. Русское общество пересекла трещина. Церковный Собор 1666 – 1667 годов предал анафеме ревнителей старого московского благочиния, которые получили название раскольников или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны светской власти. Так произошел церковный раскол, не преодоленный и доселе.
    А еще Никон дерзнул возвысить Русскую православную церковь над прочими поместными православными церквями. Ради чего создал подобие Святой земли в Подмосковье.

    Посмертная слава

    Во всей красе и славе Новый Иерусалим предстал перед взорами богомольцев на исходе XVII века – уже после кончины своего создателя.
    Властолюбивый Никон активно вмешивался в дела государственного управления и непрестанно расширял монастырские землевладения. Это вызвало недовольство им как бояр и дворян, так и духовенства и, в конечном счете, привело к разрыву с царем, который тяготился зависимостью от патриарха.
    Царь перестал появляться в Успенском соборе Кремля, где служил Патриарх, а в июле 1658 года Никону передали слова государя: «Царское величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь – царь». После этого Никон обратился к народу со словами, что больше не хочет быть патриархом, снял с себя патриарший клобук, облачился в простое монашеское одеяние и пешком ушел в Новый Иерусалим. Никон ожидал, что царь попросит его вернуться на патриарший престол, но этого не случилось.
    В декабре 1666 года Большой Церковный собор с участием Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария, которые имели полномочия также от патриархов Константинопольского и Иерусалимского, вынес Никону приговор: «Отселе не будеши патриарх и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах».
    Лишенный патриаршего достоинства и епископского сана Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а после смерти Алексея Михайловича его перевели под более жесткий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
    В 1681 году новый царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. Однако свое детище ему не суждено было увидеть вновь. Тяжело занедуживший Никон скончался 17 августа 1681 года близ Ярославля в устье реки Которосли. Перед смертью он молился на кресты на куполах храмов Спасо-Преображенского монастыря.
    По настоянию Федора Алексеевича над Никоном совершили чин отпевания, как над патриархом. Он был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора Нового Иерусалима. В 1682 году царь, невзирая на сопротивление Патриарха Московского и Всея Руси Иоакима, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты о причислении Никона к лику патриархов и открытом поминовении его в таком звании.
    По повелению Федора Алексеевича с 1679 года было возобновлено прерванное в 1666 году строительство Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В 1685 году был достроен и освящен Воскресенский собор со всеми его приделами и увенчанной шатром ротондой, под которой помещена часовня над Гробом Господним. В 1690 году была освящена подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены. В течение 1690 – 1694 годов монастырь опоясала крепостная стена с восьмью башнями. В 1697 году арку главных ворот монастыря увенчала Надвратная церковь Входа Господнего в Иерусалим. В 90-х годах XVII века на пожертвования царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича и покровительницы Ново-Иерусалимского монастыря, в восточной части обители были построены Трапезные палаты и теплая церковь Рождества Христова. К 1698 году они были объединены в единый архитектурный комплекс с Больничными и Архимадричьими палатами. Так в конце XVII века сложился архитектурный облик Нового Иерусалима.
    Российская Палестина изначально приобрела значение святыни всего православного мира и вплоть до Октября 1917 года была местом массового паломничества. Большевики не посмели уничтожить Новый Иерусалим и ограничились переименованием в 1930 году города Воскресенска в Истру – по названию реки. В 1920 году, спустя год после закрытия монастыря, в его стенах разместился музей, который несколько раз меняя свои названия и профиль. С тех пор и поныне историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» остается одним из крупнейших музеев России.

    Вознесся гордо он главою непокорной

    У подошвы Дамасской башни монастыря в ряд уложены четыре мощные пушки. Такие пушки были установлены для ведения нижнего боя по всему периметру крепостной стены, которая достигает почти километра в длину, девяти метров в высоту и трех метров по толщине. Восемь башен монастырской ограды с их полукруглыми и восьмигранными окнами названы именами башен Иерусалима. Случись набег – Новый Иерусалим дал бы отпор врагу. Как дали достойный отпор полякам в 1609 – 1610 годах огнем пушек и пищалей, кипящей смолой и крутым кипятком защитники Свято – Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
    Пушкам Нового Иерусалима не нашлось применения ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX веках. Россия непрестанно воевала, но вражеские полчища до монастырских стен не докатывались. Лишь в 1698 году в окрестностях монастыря произошел бой правительственных войск с восставшими против Петра I стрельцами – поборниками старины. Бунтовщиков быстренько побили, уцелевших для острастки повесили (вспомните-ка картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»).
    А вот против отборной дивизии СС «Рейх», прорвавшейся к монастырским стенам в ходе наступления на Москву, огневой мощи старинных пушек не хватало.
    Вечером 25 ноября 1941 года немцы пытались наскоком овладеть Новым Иерусалимом, но штурм был отбит защитниками обители. На следующий день за монастырь разгорелся жаркий бой. По свидетельству командира 78-й стрелковой дивизии генерал-майора Афанасия Белобородова, пойменная низина у реки Истры с южной стороны монастыря и обочины Волоколамского шоссе были завалены убитыми эсэсовцами. Обитель за день несколько раз переходила из рук в руки. Лишь поздним вечером оборонявшие монастырь воины покинули его и с боем вырвались из окружения. В ночь на 27 ноября наши солдаты оставили Истру и отошли на новый оборонительный рубеж.
    Истра стала первым городом, освобожденным в декабре 1941 года в ходе советского контрнаступления под Москвой. Освобождала Истру опять-таки дивизия Афанасия Белобородова, которая ранее за оборону города была удостоена звания 9-й гвардейской стрелковой дивизии.
    11 декабря гвардейцы вышли к пепелищу Истры, где не осталось ни одного целого дома. В руинах лежал Новый Иерусалим. Саперы дивизии СС «Рейх» подорвали Воскресенский храм, колокольню и угловые башни крепостной стены, сожгли и взорвали внутренние постройки монастыря. Фотографии развалин Нового Иерусалима стали на Нюрнбергском процессе одним из обвинений против нацистских преступников в варварстве.
    Восстановление Нового Иерусалима началось в 1942 году с разбора завалов. Сохранилась подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены, уцелел храмовой придел Усекновения главы Иоанна Предтечи вместе с надгробием Патриарха Никона. Это чудо, но под руинами разрушенной взрывом ротонды осталась нетронутой главная святыня храма – часовня-кувуклия Живоносного Гроба Господня. После расчистки завалов она предстала в том виде, в каком Патриарх Никон воссоздал ее в XVII веке, следуя палестинскому первообразу (с нее в 1810 году была воспроизведена кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме взамен сгоревшей двумя годами раньше в пожаре).
    Истинный ренессанс этой святыни земли Русской происходит лишь в последние полтора десятилетия. В 1995 году монастырь был возвращен государством Московскому Патриархату, с тех пор там началось возрождение монашеской жизни, проводятся богослужения. В Рождественскую ночь 2007 года в Воскресенском соборе присутствовал на церковной службе Президент России Владимир Путин. Он подарил настоятелю монастыря игумену Фиофелакту икону святого Серафима Саровского. 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и Патриарх Алексий II. В октябре 2008 года по решению президента был создан Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря. Попечительский совет возглавил первый заместитель премьер-министра РФ Виктор Зубков. 9 марта 2009 года был подписан президентский Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви». Срок окончания работ – до 2014 года.

    Нет пророка в своем отечестве

    Покидая Новый Иерусалим, я вновь вернулся к гробнице Святейшего Патриарха Никона в Воскресенском соборе. Постоял в раздумье. Поразмышлял над словами Христа относительно того, что нет пророка в своем Отечестве.
    Русская православная церковь причислила к лику святых первого Патриарха Московского и Всея Руси Иова, его преемника патриарха-священномученика Гермогена, уморенного голодом польскими интервентами, и Тихона, который в ноябре 1917 года первым взял в руки патриарший посох спустя 217 лет после отмены Патриаршества в России и духовно противостоял безбожникам в самые трудные для страны и церкви послереволюционные годы. Патриарх Никона не канонизирован. И будет ли?
    Не мне, мирянину, судить о помыслах православных архиереев. Русская православная церковь живет по своим канонам, где определено, как молиться, как креститься, как имя Господа нашего Иисуса Христа произносить. Определено это было Церковным собором, который в 1666 – 1667 году осудил и низложил Никона за гордыню, но узаконил церковную реформу Никона. Какие бы вихри враждебные не веяли над Новым Иерусалимом за три с половиной века, но Российская Палестина уцелела и вновь обрела свое великолепие и притягательную силу.

    Александр Сысоев, Рыбинск, Ярославская область

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    27 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Новый Иерусалим (Истра)
    сообщить модератору
      Читайте также
      Наверх