• Троице-Сергиева лавра.
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.
  • Сень над крестом, 1872 г.
Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на соборной площади, между Надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.
  • Михеевская церковь, 1734 г.
Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. 
Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в.
В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в.
Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия.
  • Троицкий собор, 1422–1425 г.г. 
Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева.
  • Успенский собор, 1559–1585 г.г. 
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
  • Вход в Успенский собор 1559–1585 г.г.
Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).
  • Мистика!...
  • Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.
  • В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы.
  • Часовня Пятницкий (Сергиевский) Колодец.
  • Часовня Пятницкий (Сергиевский) Колодец.
  • Голубей можно покормить и не только на Сан Марко...)))
  • Голубей можно покормить и не только на Сан Марко...)))
...но и у Святых врат Троице-Сергиевой лавры.
  • Голубей можно покормить и не только на Сан Марко...)))
...но и у Святых врат Троице-Сергиевой лавры.
  • Детской радости не было предела!:-)))
  • Гули-гули-гули...)
  • Троице-Сергиева лавра.
Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле московского барокко отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).
  • Гефсиманско-Черниговский скит. Пятиярусная колокольня.
  • Гефсиманско-Черниговский скит. Пятиярусная колокольня.
  • Гефсиманско-Черниговский скит был основан митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым; † 1867) по ходатайству наместника Лавры преподобного Антония (Медведева; † 1877) в 3 км восточнее Лавры, в живописном урочище Корбуха в 1843 г.

Основанное в 1847 г. Христа ради юродивым Филиппом (Хоревым; † 1868) рядом с Гефсиманским скитом, к северу от него, в Исаковской роще на другом берегу Корбушенского пруда, Пещерное отделение стало местом подвигов монахов, желавших особенного безмолвия и молитвенного уединения.
  • Начавшееся в 1870-е гг. в Пещерном отделении скита служение отца Варнавы Меркулова († 1906) сделало его центром московского старчества. Назначенный народным духовником, он здесь принимал и утешал людей со всей России. В 1905 г. ему исповедался император Николай II, приняв благословение на мученическую кончину. Прославленный прозорливостью и чудотворениями при жизни и чудесами, совершавшимися на его могиле, «старец-утешитель» в 1995 г. был канонизирован Русской Православной Церковью как преподобный Варнава Гефсиманский и причислен к собору Радонежских святых.
Пятиглавый собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы, освященный в Пещерном отделении в 1893 г., дал ему наименование «Черниговского монастыря» и положил начало перестройке в единый архитектурный ансамбль храмов, зданий и ограды по проектам архитектора А. А. Латкова.
  • Гефсиманско-Черниговский скит. Пятиярусная колокольня.
  • Гефсиманско-Черниговский скит. Пятиярусная колокольня.
  • Пятиглавый собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы, освященный в Пещерном отделении в 1893 г., дал ему наименование «Черниговского монастыря» и положил начало перестройке в единый архитектурный ансамбль храмов, зданий и ограды по проектам архитектора А. А. Латкова.
В 1919 г. Гефсиманский скит принял братию, изгнанную из закрытой Троице-Сергиевой Лавры. Преобразованный в этом же году в трудовую сельскохозяйственную артель, скит полностью сохранил богослужебную жизнь по монастырскому уставу. После закрытия Лавры он стал основным духовным центром и крупнейшей монашеской обителью в окрестностях г. Сергиева.
  • Существование Гефсиманского скита продлилось вплоть до конца 1928 г. К этому времени все его здания, как и здания закрытого еще в 1921 г. Черниговского монастыря, постепенно были отданы под размещение детской колонии и престарелых работников просвещения. После «разгона» скита братия, все еще значительная, разошлась кто куда. В 1950-е годы строения Гефсиманского скита перешли в пользование военного ведомства и по распоряжению этого последнего – взорваны.
Уцелевший благодаря своей уникальной архитектуре Черниговский монастырь в 1990 г. возродился в статусе Гефсиманско-Черниговского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с иноческим жительством и служением.
  • Гефсиманско-Черниговский скит. Пятиярусная колокольня.
  • У Собора...
  • Крепостные стены Гефсиманско-Черниговского скита.
  • Крепостные стены Гефсиманско-Черниговского скита.
  • Памятник преподобному Сергию Радонежскому.
  • Памятник преподобному Сергию Радонежскому.
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского на Красногорской площади.
  • Святые ворота (XVI – XIX вв.)
Святые ворота – главный вход в монастырь – расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 14 м, размер в плане – 155х12 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г.
Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их посещения Троице-Сергиевой Лавры.
  • Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1692 – 1699 г.г.
Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 г.г. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д.  Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
  • Книжный магазин (новая постройка).
  • Успенский собор, 1559–1585 г.г. 
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
  • Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1692 – 1699 г.г.
Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 г.г. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д.  Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
  • Успенский собор, 1559–1585 г.г. 
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
  • Казначейский корпус братских келлий, 1743 – 1745 г.г.
Трехэтажное здание Казначейского корпуса замыкает собой с запада соборную монастырскую площадь. В настоящее время фасад корпуса ограничен с севера Больничными палатами с церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а с юга – пристроенной к нему трехэтажной Лестничной башней.
Фасад Казначейского корпуса получил свой нынешний, не слишком выразительный в архитектурном отношении, вид в 1858–1859 гг. и объединяет собой разновременные служебные постройки XVII–XIX в.
Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий – под братские келлии.
  • Троицкий собор, 1422 г.
Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, донас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
  • Колокольня, 1741 – 1768 г.г.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. 
Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д. В. Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.
На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, 1686 – 1692 г.г.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. 
По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.

Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства. 

В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери, 1746 – 1753 г.г.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.
Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.
Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы.
  • Успенский кладезь с часовней, 1644 г.
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в. 
Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства. 

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.
  • Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
  • Усыпальница Годуновых, 1782 г.
  • Усыпальница Годуновых, 1782 г.
  • Усыпальница Годуновых, 1782 г.
  • Усыпальница Годуновых, 1782 г.
  • Троицкий собор, 1422 г.
  • Успенский собор, 1559–1585 г.г.
  • Успенский собор, 1559–1585 г.г.
  • Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты, 1635–1637 г.г. и церковь Смоленской иконы Божией Матери, 1746 – 1753 г.г.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.
Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  • Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1692 – 1699 г.г.
Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 г.г. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д.  Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
  • Холл в Старой монастырской гостинице...
  • Лестница в Старой монастырской гостинице...
  • Корридор в Старой монастырской гостинице...
...
1
Успенский кладезь с часовней, 1644 г.
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в. 
Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства. 

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в. Сергиев Посад, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Успенский кладезь с часовней, 1644 г.
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.

MikhailSPB 28 января 2011 г. в 14:33
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Сергиев Посад

    Сергиев Посад

    LAT
  • 56.31075N, 38.13304E
  • Я здесь был
    Было: 347
    Хочу посетить
    1209

    185 материалов по 82 объектам,  2 087 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Rus 432
    Были в Сергиевом Посаде?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    3
    MikhailSPB
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 18 дек 2010

    Сергиев Посад

     
    28 января 2011 года|| 10| 77783

    Путешествие по Золотому Кольцу России

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    63 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Сергиев Посад
    сообщить модератору
      Наверх