Давным - давно, когда я была маленькой девочкой, родители привезли меня на Черное море. В славный город «солнца и детства» Анапу. Там я впервые увидела остатки древнего города Горгиппии. Нашли его отнюдь не археологи, а строители, копавшие котлован для новой гостиницы. Вот так, буквально на ровном месте в Анапе возник археологический музей под открытым небом, особо ценные экспонаты которого, впоследствии перевезли в Москву. Для дальнейшего изучения. Но речь не о них. А о чуде существования города под городом. О том, что, быть может, на месте твоего дома когда-то жили древние люди. Века назад.
Есть старинные города, достаточно изученные археологами. Как Новгород и Псков. Есть населенные пункты заново отстроенные на месте старых. Как мой родной город Саранск, почти весь центр которого, возведен «на костях» (кладбищах). И никому нет дела, ни до каких раскопок. Петербург в этом смысле, хоть и достаточно молодой город (если считать с петровских времен), но ничуть не менее интересный. Ведь сколько здесь дворцов, церквей, монастырей! И почти у каждого из них должен быть подземный ход. Убежище на случай войны, нападения врагов, дворцовых интриг.
Пожалуй, самые известные подземелья для туристов – это те, что находятся в Петропавловской крепости и в Гатчинском дворце. В них можно побывать с экскурсией. В подвалах Петропавловки я не была. А вот Гатчинский тоннель, декорированный свисающими каменными глыбами, меня весьма впечатлил. Подземная галерея длиной 120 метров и шириной три с половиной метра ведет из покоев дворца к берегу Серебряного озера, где когда-то проводились первые испытания подводной лодки.
Будучи на экскурсии в Михайловском замке, я узнала и о здешних подземельях, построенных по приказу Павла 1.
Сей император, испуганной судьбой своего отца Петра 3, убитого в Ропше, очень боялся повторить его участь. Но, как говорится, чего боишься, то и случится. Или «мысли материальны», перефразировав народную мудрость на современный лад. Павел не успел воспользоваться, заготовленными путями отступления. Зато одним из потайных ходов прошли заговорщики, которые пришли его убивать.С подземельями Михайловского замка связана и легенда о сокровищах Тамплиеров. Ведь Павел 1 был рыцарем Мальтийского ордена. И даже возвел для тамплиеров необычный земляной Приоратский дворец в Гатчине.
Читала, что одним из подземных ходов Михайловский замок был соединен с Александро-Невской лаврой. О существовании лаврских подземелий доказывают сведения, появившиеся в печати несколько лет назад. В статье рассказывалось, что из Собора Святой Троицы была похищена дневная выручка. Для проникновения в храм злоумышленники воспользовались подземным ходом. После той истории его заделали. Ныне замурованные подземелья когда-то имели выходы не только в собор Святой Троицы, но и в несколько склепов на Никольском кладбище. Система ходов из лавры вела, как вниз по течению Невы, так и в сторону современных железнодорожных путей Московского вокзала. Эти ходы были созданы уже после закладки Санкт-Петербурга и включали в себя ряд подземных пустот естественного происхождения.
А вот история из 90-х годов прошлого века. Наверное, каждый петербуржец слышал о крепости Ниеншанц и о строительстве, которое развернулось на месте ее предполагаемого нахождения. Много говорят и о находках. В печать просочились сведения о подземном ходе, найденном в изуродованной церкви на задворках тубдиспансера. За дачей Кушелева-Безбородко. Той, что со львами, связанными одной цепью.
Дело было так. Рабочие прокладывали трубы для новой теплотрассы. Вскрыли пол и обнаружили сухое помещение, выложенное из кирпича. А в нем отверстие, ведущее в сторону, противоположную от реки. Пройти им удалось не больше 10-ти метров. Дальше путь преградил завал.
Доподлинно известно, что во времена шведов, на месте дачи, находился дом. Получается, что современный фасад дачи Кушелева-Безбородко, как в саркофаге, скрывает в себе остатки допетровского строения! И ход, найденный под церковью, построенной в 1901 году, принадлежит, скорее всего, ко времени существования крепости Ниеншанц.
На этом история с потайными ходами в усадьбе Кушелева-Безбородко не заканчивается. Еще недавно из подвала самого здания шел подземный проход под дорогой к гроту со сфинксами на набережной. Сейчас его засыпали, а за зарешеченным входом, откуда в прежние времена можно было попасть под землей в дачу, можно увидеть свалку из пустых пивных банок.
В прошлом году, я написала текст о злачных местах Сенной площади (http://tourbina.ru/authors/veruncia/travels/view/112311/memo/4236/). О доме с Ротондой, в котором таинственно исчезали, преступники, скрывавшиеся от полиции в 18-19 веках. Но вот куда они исчезали? Оказывается, в районе Апраксина двора вплоть до Невского проспекта тянутся пересекающиеся проходные подвалы.
Петербург не только город проходных дворов, но и город подземного лабиринта. Когда-то эти укрытия и использовались петербургским преступным миром в качестве укрытий и хранилищ награбленного. Подобная сеть проходных подвалов имеется и на В.О.Еще одной клоакой преступного мира служила подземная часть Крюкова канала. Об этом месте упоминается в романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», по мотивам которого в 1990-х годах сняли сериал «Петербургские тайны». В 70-е годы 19 века вход из Невы в канал заделали, а выход закрыли решеткой. А потом про него забыли. Пока в 1912 году не случился провал. Через год подземелье засыпали. Однако, если внимательно присмотреться, и сегодня на пересечении Крюкова и Адмиралтейского каналов, можно наблюдать две низенькие замурованные арки, ведущие в никуда – в мир неразгаданных тайн и лабиринтов.
Я приоткрыла Вам лишь несколько известных мне подземных историй. Но сколько их еще, остается только догадываться. Мы ходим проторенными дорогами на работу, в учебные заведения, в магазин…
Не задумываясь о том неразгаданном городе, что скрывается у нас под ногами.
А потом искренне, как дети радуемся, что при строительстве очередной ветки метро, обнаружили находки стоянок времен неолита. Не чудо ли, правда?