Сухумский обезъянник - одна из самых главных достопримечательностей современной Абхазии. По крайней мере так думает большинство местных жителей. Включая милиционеров, которые "отправили" меня туда, застав за фотосъемкой разрушенного железнодорожного вокзала.
Туда я и отправился. В питомнике мое мнение о приматах совершенно перевернулось!
Популярный сегодня тур. объект для приезжающих в Абхазию был построен почти девяносто лет назад совсем не ради развлечения. Приматы, наши ближайшие "родственники" среди животных, оказывается, подвержены тем же самым болезням, что и люди: тиф, чума, холера.
Первыми «жильцами» питомника были всего четыре обезьяны – пара шимпанзе и пара павианов анубисов. К концу 1980-х годов "город обезьян" насчитывал три тысячи жителей. Развал Союза и война сделали свое дело: многие обезъяны эмигрировали на Запад погибли от нехватки еды или просто были застрелены. Сегодня в питомнике всего триста особей. Благодаря" войне ученые поняли, что обезьяны близки нам не только с точки зрения болезней, но и психологически: в то время рождалось очень много мертвых обезьянок. Финансирование обезьянника ведется исключительно из российских фондов: их "кормит" Российская академия наук. Билет стоит сто рублей. Фотосъемка бесплатна. Кроме этого, каждого посетителя настойчиво просят купить еды для макак и покормить их с рук, хотя кое-где еще остались таблички, что это делать строго запрещено.
На территории питомника очень много бездомных собак и кошек - они тоже тянутся туда, где еда. Собаки - основные конкуренты обезьян. Посетители боятся давать еду прямо в руки - они кидают в сторону клетки яблоки и копченый сыр, но нередко он рикошетит о прутья и оказывается в пасти у собаки. Гомодрилам это не нравится - они верещат и буквально лаят на псов.
Ходят слухи, что кроме изучения болезней, в 20-е годы прошлого века здесь велись эксперименты по скрещиванию обезьяны с человеком. Было отобрано 10 добровольцев среди тех и других. Удался ли эксперимент, и проводился ли он на самом деле - неизвестно. Но люди с огромным удовольствием фотографируются у памятника огромной щекастой мартышки, на постаменте которой написано: "спид, сифилис, чума, тиф..."