Вена, как известно, знаменита своими композиторами: Моцарт, Бетховен, Гайдн, Малер, Шуберт, целое семейство Штраусов... Поэтому побывать здесь и обойти их всех стороной мы не могли, да у нас бы и не получилось: ведь что-либо, связанное с музыкой, поджидало нас в Вене буквально на каждом шагу.
Конечно, первым делом, это была Опера. Увы, но нам пришлось осматривать ее только снаружи (само здание, где дают оперу, в Вене называется так же). Как бы мы не хотели, но посетить ее мы не могли из-за Дани. И осмотрели только внешне.
Здание оперы очень красивое. Оно построено в стиле французского ренессанса с многочисленными арками и галереями, а его фасад украшают вставшие на дыбы кони. Возвели оперу в 1689 году по проекту двух архитекторов: главным был Август фон Зиккардсбурн, а за интерьер отвечал Эдуард ван дер Нюль. Но несмотря на то, что сейчас большинство специалистов очень высоко оценивают архитектуру Венской оперы, в 17 веке народ ее совершенно не оценил. И в результате случилось ужасное. Нюль, не выдержав насмешек, закончил жизнь самоубийством, а у Зиккардсбурна в скором времени случился инфаркт. Так что, открытие оперного театра состоялось без обоих архитекторов. Вторая печальная история случилось уже во время Второй Мировой войны. В здание попала бомба, и оно полностью сгорело. Правда, восстановили его в точности по сохранившимся чертежам ровно через десять лет. Его-то мы сейчас и видим.
Впрочем, не с единственной Оперой связано в Вене все, что касается музыки. В какой-то мере, классическая музыка - это, вообще, бренд столицы Австрии. Здесь есть множество музыкальных магазинов, где можно купить музыкальные инструменты и записи любых произведений, начиная с DVD- и CD-дисков, и заканчивая пластинками и магнитными аудиокассетами, которые, как мне думалось, вышли из употребления не меньше десятка лет назад. Здесь это все продается, причем видно, что кассеты никакие не застарелые, а выпущенные недавно, и явно пользующиеся спросом.
Витрины многих офисов украшены нотным станом, обложки с нотами можно видеть на меню в кафе и ресторанах, а изображение Моцарта украшает фантики фирменных конфет-марципанов, которые продают в специальных кондитерских магазинах.
Услышать музыку в Вене можно тоже не только в Опере. Она сопровождает туристов здесь постоянно: в кафе, в музеях, в метро. Мы же для того, чтобы ощутить себя поближе к прекрасному, отправились в Дом Музыки - прекрасный музей, который понравился нам обоим настолько, что мы были готовы прийти сюда еще раз. Не подумайте, это не пустые слова, а мы вовсе не фанатеем от музыкальных произведений настолько, чтобы посещать все подряд тематические музеи. Правда, признаюсь, что, когда я зазывала Антона посетить именно этот, он соглашался вяло. Ну, что может скрывать в себе музей с таким названием? Пару пианино и коллекцию нот? А вот и нет!
Дом музыки - музей практически на сто процентов интерактивный, здесь все можно трогать руками, фотографировать, а, что самое интересное, самому испытывать принцип действия музыкальных инструментов, звуковых волн, как физического явления, ставить опыты с воздействием музыки на головной мозг и другие системы жизнеобеспечения человека, и даже создавать музыку самому.
Хотя обычные залы в музее тоже есть. Один из них рассказывает об истории и достижениях Венской филармонии (весьма неплохая экспозиция, кстати сказать), а другой - о жизни известных композиторов.
Здесь можно увидеть восковую фигуру Моцарта, вырезанные в виде силуэтов этапы его жизни - как его маленьким ставили на стульчик, и он исполнял свои произведения, как он женился и прочие. Двери домов, в которых жил Бетховен. Лес, о котором писал Шуберт. Поучиться танцевать вальс со Штраусом и немало другого интересного.
Но мы, конечно, прежде всего, отправились в залы, где все можно было пощупать самим.
Первым таким залом стал тот, где из стены торчали всякие странные штуки - воронки, ситечки от душа и другие, а в стену были вмонтированы полусферы с изображением карты земного шара.
Признаться, что сие значит, мы поняли не сразу. Оказалось, что все они демонстрируют разные звуки, которые мы встречаем в жизни. Например, если поднести ухо к ситечкам от душа, то можно будет услышать разные виды кашля и насморка. А если послушать, что раздается из воронок, то услышать шум дождя, или звук разрываемой бумаги, или шуршание мышей, или много всего другого.
Нам же больше всего понравились полусферы. В них надо было максимально засовывать голову, и тогда из них раздавались звуки разных городов и достопримечательных мест нашей планеты: метро в Токио с шумом поездов, улиц Нью-Йорка с гудящим автотранспортом, даже острова Пасхи с шумом моря и ветра.
Это было потрясающе. Наш Данилка давно заснул, как это с ним часто бывает в музеях, а мы все ходили, слушали и проникались.
Другим очень интересным залом нам показался тот, где на компьютере можно было увидеть, как наши голоса преобразовываются в звуковые волны. В качестве примера, что они существуют, здесь лежала длинная колба с песком. Под действием звука внутри этой колбы частицы песка поднимались и распределялись в виде параллельных "грядок", расположенных друг от друга на одинаковом расстоянии и показывающих тем самым длину звуковой волны.
А для того, чтобы понять, как выглядит в ее виде голос, надо было что-то произнести в микрофон, и тогда на мониторе появлялась картинка с гистограммой.
Еще была комната с огромными музыкальными инструментами - каждый инструмент в длину достигал нескольких метров, и можно было изучить в подробностях, как он работает.
Была интересная круглая оранжевая комната. Когда мы в нее зашли, стены и мы вместе с ними начали подрагивать от звука - здесь показывалась вибрация физических объектов в результате прохождения через них звуковых волн.
В другой комнате демонстрировались звуки, которые слышит ребенок, находясь в утробе матери. Ох, и жуткие же это звуки, скажу я вам: какие-то скрипы, свисты, скрежеты...
Вообще, что касается комнат, то в музее их было неимоверное количество, и во всех них что-то гудело, шуршало, свистело. При этом, кроме звуков, здесь так потрясающе было подобрано освещение, что, порой, становилось даже страшновато от получаемых эффектов - особенно в темных комнатах, где что-то постоянно завывало в разных диапазонах.
Мы катались на машинке по звуковым дорожкам, изображенным на экране компьютера, пели в микрофон тоны, а синтезатор подбирал для нас музыку, которая им больше всего подходила, сидели в сенсорно-музыкальном кресле, при прикосновении к деталям коего звучали мелодии.
Но самыми впечатляющими нам показались две игрушки. Первое - это то, что здесь можно было подирижировать настоящим оперным оркестром. Правда, виртуальным. Но все было настолько похоже на правду, что мы аж чуть не забыли, где находимся. Выглядит это так. На большом экране, как в кино, показывают оркестр, который якобы готовится к выступлению. Музыканты настраивают инструменты, смотрят в нотные тетради, поправляют их на пюпитрах. Неподалеку от экрана стоит небольшая трибуна, куда вмонтирован компьютер. На мониторе компьютера вы выбираете музыку, которую будет исполнять оркестр. Берете в руки лежащую тут же дирижерскую палочку. В это время на экране появляется товарищ, который кратенько рассказывает о выбранном вами произведении, проигрывается небольшой его отрывок, и затем товарищ желает вам отличного выступления.
Вы себе не представляете, насколько, оказывается, сложно быть дирижером! Я выбрала Дунайский вальс Штрауса, а Антон марш Радецкого. Дирижировали мы, разумеется, по очереди. Как только я взмахнула палочкой, оркестр издал первые звуки. Вроде бы и мелодия знакомая, и ритм хорошо известный. А вот просто невозможно выдержать и мелодию, и ритм до конца. Постоянно сбиваешься, слышишь, что оркестр играет не правильно - то быстро, то медленно, из-за этого сбиваешься еще сильнее, оркестр начинает играть вообще, кто в лес, кто по дрова, ты это понимаешь, а толком ничего сделать не можешь. И так до самого конца!
В конце выступления один из музыкантов высказывает мнение всего оркестра о вас, как о дирижере. В общем, обо мне сказали, что это - не дирижирование, и мне надо учиться, учиться и учиться, а Антону, что надо стараться держать ритм. Короче говоря, полный позор джунглям! :))
А вторая потрясающая музейная игрушка - это то, что тут любой желающий может попробовать сочинить собственный вальс. И это нам понравилось еще больше, чем дирижировать оркестром. Снова экран. Перед экраном стоят две тумбы, а на них лежит по кубику с нарисованными точками-цифрами. Один кубик синий, второй - красный. Вы по очереди кидаете кубики: сколько на них выпадает, столько и будет нот. Все это отражается на экране. Так вы бросаете кубики восемь раз. Затем синтезатор обрабатывает полученное и выдает мелодию. И вы знаете, выходит просто восхитительно! Мы так забавлялись несколько раз подряд. И могу сказать, что с каждым разом получалось все лучше и лучше! А что самое интересное, точно так же бросая кубики, оказывается, сочиняли, порой, музыку Моцарт и Гайдн. Потом сочиненное вами произведение можно записать на диск или получить его ноты. Стоит сие всего лишь 2,5 евро. По-моему, потрясающе!
Ну, и, наконец, расскажу, пожалуй, о самом прикольном музыкальном заведении Вены - о туалете "Опера". Нет, это вовсе не тот туалет, который находится в оперном театре. Этот туалет расположен в переходе метро, правда, как раз неподалеку от настоящей Оперы. Когда вы проходите мимо него, то слышите разные музыкальные произведения композиторов-классиков.
На входе висит афиша-завлекаловка, выполненная, как театральная, в которой вас приглашают посетить сие заведение и послушать вальсы Штрауса, симфонии Моцарта и прочие музыкальные шедевры. Внутри все обклеено театральными афишами и фотографиями Венской Оперы, а кабинки здесь называются ложами с соответствующими номерами, что подтверждают висящие на их дверцах красиво оформленные таблички: "Ложа №1", "Ложа №2", "Ложа №3" и т.д.
Туалет находится на самообслуживании, никакой бабушки на кассе тут нет, а посетить его стоит 60 евроцентов.
Ну, и кто после этого скажет, что Вена - не самый музыкальный город? :))
В Вене мы жили в отеле "Anatol", обедали в кафе "Al Caminetto" и в "Tirolerhof".