Четыре дня в Азербайджане. Ч - 10. Ханский дворец и музеи
Однажды ходжу Насреддина спросили:
«Скажи, уважаемый, что важнее солнце или луна?»
«Луна освещает ночью, она важнее, ведь днём и так светло», — ответил ходжа.
Водитель останавливает автомобиль и высаживает нас в чёрную южную ночь. Где-то рядом журчит речка, на небе появились звёзды. Темень такая, что не видно своих ботинок. Скользя по мощёной булыжником дорожке, и переступая через коровьи лепёшки, медленно, но верно поднимаемся вверх. В какой-то момент замечаю цокающую прямо на нас корову, вовремя успевая отвести жену в сторону. Затем ещё и ещё коровы. Видимо, пастух привёл стадо с гор в посёлок и распустил его, а бурёнки уже сами идут по домам. (Помню раньше и в российских деревнях коров так пасли).
Доходим до верха. Мы в селе Киш. Одинокая лампочка освещает двух женщин, перекладывающих дрова. А где же мужчины? Или на заработках или в чайхане. Домашнее хозяйство не их забота. На эту тему имеется масса анекдотов.
Глаза привыкают к темноте, усыпанной бриллиантами из звёзд. Мы видим, что подошли к воротам. Латиф куда-то идёт, и вот, скрипя в замке ключом, местная смотрительница открывает вход в церковь и зажигает её боковое освещение. Церковь очень старая, однокупольная, скорее напоминающая часовню. Внутри белые стены, икон нет, но есть два круглых колодца с подсветкой, возле алтаря не глубокий, а возле входа глубокий. В обоих лежат скелеты. Останки нашли под входом в храм при раскопках.
В 1 веке н.э. , возле Девичьей башни в Баку, язычниками был казнён апостол Варфоломей. В районе Шеки проповедовал ученик Фадея апостол Елисей, ему повезло больше. Слово божье дошло до шекинцев, местные люди приняли христианство и построили церковь на месте древнего святилища. Возможно, здешние останки принадлежат апостолу Елисею. На данный момент очень мало сведений о жизни апостола, святым его не считают, неким образом причастна к этому политика.