Приезжая в Саранск, я люблю бывать в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.
Это самый большой музей в Мордовии, имеющий несколько филиалов. Главным его достоянием является большая коллекция работ скульптора с мировым именем С.Д.Эрьзи – человека одаренного не только талантом, но и удачей. Эрьзя относится к числу тех немногих скульпторов, которые работают без эскизов.
Степан Нефедов (Эрьзя – псевдоним мастера, взятый в честь мордовского народа) родился в многодетной бедной крестьянской семье в селе Баеве Республики Мордовия в 1876 году. Учился в церковноприходской школе, где заметили его художественную одаренность, много работал в артелях иконописцев, перенимал мастерство у старших товарищей. Накопив немного денег к 26 годам, легко поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до 1906 года, когда ему вновь улыбнулась удача. Эрьзю, как талантливого ученика пригласили совершенствовать мастерство в Европу. В 1906-1914 годах он жил и работал в Италии и Франции, изучал лучшие произведения мирового искусства и творил. С успехом прошли выставки начинающего скульптора в Милане, Ницце, Венеции и Париже. Его называли «русским Роденом».
После революции Эрьзя остался в России. Скульптор активно работал по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды в Москве, на Урале и Кавказе. Там им был создан ряд памятников революции, портреты вождей, деятелей литературы и искусства. На мой непрофессиональный взгляд, самыми удачными работами того периода являются: "Спокойствие", "Мечта", "Ева". Их можно увидеть в мордовском музее. Ева у Эрьзи зрелая, роскошная, женщина с округлыми мягкими формами. Спокойствие и мечта выражены в образах прекрасных дев. В их лица хочется смотреть. Удивительно, как можно показать в холодной каменной скульптуре теплую живую эмоцию. Облик женской натуры, созданный Эрьзей - это характерный национальный тип широкоскулой девушки-мордовки с нежным мечтательным лицом, изображенной то с задумчиво опущенной головой, то с откинутой назад, словно в стремительном вихре танца. Скульптору нравилось создавать художественные, поэтичные образы. Но советской стране нужны были штампованные памятники вождям пролетариата, рабочим и колхозницам, а не женщины – загадки.
В 1926 году скульптору вновь улыбнулась удача, его отправили в загранкомандировку в Париж, из которой он не вернулся в Россию. Если бы не та командировка, возможно, мы бы так и не узнали, насколько талантлив скульптор и не увидели его новых необыкновенных по красоте, чувственных работ, выполненных из экзотических пород дерева – кебрачо и альгарробо, произрастающего в Аргентине. Дерево лучше передает эмоцию, чем камень.
Я смотрю на портреты аргентинских, французских, чилийских женщин. И понимаю, чем завораживают они меня, в них есть душа.
Не понимаю лишь одно, зачем Эрьзя в 1950 году вернулся в СССР? За сей поступок его, что удивительно, не отправили в лагерь по статье «Враг народа», а наградили и устроили персональную выставку в Москве. Что это, если не счастливая судьба? Но, на этом поддержка государства закончилась. Живя на Песчаной улице в Москве, Эрьзя нищенствовал, ему не хватало денег, чтобы купить необходимые материалы.
Умер С.Д.Эрьзя в Москве, а похоронен в Саранске. Его произведения есть в коллекциях музеев мира: во Франции, Японии и Венгрии, а так же в частных коллекциях. Но самая большая экспозиция представлена в Саранском музее, ее передал в дар землякам сам скульптор.
Жаль, что у меня не получилось сфотографировать коллекцию. К моему сожалению и разочарованию, съемка в музее оказалась запрещена. Я уже было, расстроилась, как мне преподнесли в подарок альбом с репродукциями картин мордовских художников. Оказывается, я оказалась десятым посетителем музея за день, и номер моего билета был выигрышным.
Кроме выставки скульптур в Мордовском республиканском музее представлена большая коллекция работ мордовских художников. Мне больше всего импонируют картины Ф.В.Сычкова и В.Д.Илюхина. Большинство работ художников связаны с жизнью села, крестьянства. Могли ли быть другие варианты в Стране Советов? Творчество Сычкова разделяется на два периода. Дореволюционный, когда были созданы "Девушка-итальянка", "Капри", "Раскопки Помпеи. Колоннада" и другие. И послереволюционный – это рассказ о духовной красоте, жизнелюбии, здоровье, любви к труду простого народа. Одна из главных тем в творчестве живописца — тема народных гуляний, зимних забав молодежи. Картины "С гор" и "Катание с гор", созданные в разное время, объединены мелодией ликующей радости, наполнены свежестью и движением. Картина "У изгороди. Зима"- одна из самых характерных работ живописца портретного жанра. Художник любил изображать своих героев на фоне природы, придавая портретам бытовую окраску.
А еще Ф.В.Сычков любил писать натюрморты. А мне нравится любоваться цветами, спелыми овощами и фруктами, мастерски изображенными на его полотнах. Сирень, кажется, вот-вот заблагоухает, а аппетитное красное яблочко или помидор так и просятся в рот.
Ведущее место в творчестве В.Д. Илюхина занимает портрет. Особенно запоминаются, созданные художником образы доярок – мордовок в национальных костюмах: Девушка-доярка", "Молодая доярка Аня Пиксина", "Доярка Е.А. Криворотова". Пышущие здоровьем красивые румяные лица.
Современное искусство, представленное в музее, я оценивать не решусь, не понимаю его.
А вот в зале, где собраны дореволюционные картины в основном неизвестных авторов, я с удивлением обнаружила ранние полотна И.К. Айвазовского и И.И. Шишкина. Хотя, не удивительно, оба художника были салонными, много писали на заказ.
На первом этаже музея находится еще одна интересная выставка, которую обязательно стоит посетить. На ней представлены домашняя утварь, богато орнаментированная одежда, элементы деревянной домовой резьбы мордвы. Собранные в единую экспозицию, эти работы наглядно демонстрируют одаренность, вкус и самобытность таланта их создателей. Экспозиция включает свыше 350 произведений. Ее открывает раздел археологии, в котором нашли свое отражение образцы ремесел, развиваемые древней мордвой.
В экспозиции демонстрируются отдельные комплексы мордовской народной одежды нескольких локальных групп: восточной и северо-западной мордвы-эрзи, центральной и юго-западной мордвы-мокши, костюмы мордвы, проживающей на территории Самарской и Пензенской областей.
Как-то, гостя в деревенском доме моего прадеда, я достала из сундука - паря прабабушкин выходной наряд. И решила его примерить. Наряжаться пришлось долго. Под основное платье обычно надевалось много юбок, чтобы женщина казалась толще. В мордовских деревнях считалось, чем толще женщина, тем красивее, здоровее, работящее, выносливее. А еще в крестьянских семьях жена обычно была старше мужа. Так, мой прадед женился в 16 лет на 22-летней прабабушке.
Одежда, примеренная мною, оказалась на редкость тяжелой. Носить ее смогла бы женщина весом не менее 65-70 кг. Вот в русских сказках создан образ Василисы Прекрасной, а в мордовских показаны женщины богатырши, воительницы.
Праздничная женская одежда мордовских крестьянок очень красива и самобытна. Ко дню свадьбы, невеста сама вышивала себе платье. Праздничный вид мордовскому костюму придавали и многочисленные украшения: шейные, нагрудные, поясные, набедренные. В них широко использовались металлические бляхи, монеты, цепочки, раковины, бисер, шерстяные нити.
Одежда мокшанок, эрзянок и шокшанок отличается своими деталями.
Например, оригинальным украшением мордовских женщин являлся пулай. Это набедренное украшение носили только эрзянки. В зависимости от места бытования, он имел различную форму: плоскую, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой.
Почему я так подробно рассказываю о национальной одежде? Потому что в нашей семье была собрана большая коллекция мордовских нарядов, переданная в 80-х годах в подарок эстонскому музею. Как память, сохранились только черно-белые фотографии и праздничное прабабушкино одеяние в деревне.
Вот так, незаметно, гуляя по залам музея, я мысленно перенеслась в свое детство. Вспомнила, как всем селом отмечают мордовские свадьбы, как поют песни, и мне захотелось побывать на Родине моих предков. Там сейчас отдыхает бабушка, и до сих пор сохранился деревянный дом, построенный моим прапрадедом в 1810 году.
Я поняла, главное, что притягивает в музей сотни посетителей, - это его экспозиции, которые заставляют зрителей пережить волнующие встречи с прекрасными творениями мастеров прошлых эпох и современности и не менее волнующие встречи со своим прошлым.