До сих пор слышно эхо холодной войны в горячей Балаклаве. Знал заранее зачем еду в Балаклаву, не мог пропустить мимо завод по ремонту подводных лодок. Нашел его в потертой и зашарпанной военными части города. Вышел из машины, натянул футболку, это все, что было из теплых вещей. Купил билет за 25 гривен и один пошел на экскурсию, мои попутчики отказались. На хвост экскурсии с гидом не прыгнул, хотя возможность была, интересно было ходить одному.
Музей-завод впечатляет размером сооружения. Строили на века подземный бункер, способный выдержать прямой ядерный удар, укрыли в недрах горы огромное количество техники. Завод был незаметный ни с суши, ни с воздуха, теперь есть незаметный музей, который выдает билетная касса. Военная мощь утилизированной страны заключена в ныне пустых штольнях.
Театр начинается с вешалки, секретный завод с засова. С понтонного моста у входа видно гермозатвор - дверь, закрывающая тоннель.
В первой зале стоят примеры механизмов, которыми выбирали тонны горной породы. Немного энциклопедических данных о заводе: «С военной точки зрения "Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.»
Недалеко от входа в коридоре лежит экспонат - торпеда. В другую сторону ведет тоннель с рельсами. Просто на этом заводе заряжали торпеды тротиловым или ядерным зарядом и грузили на подводные лодки. Там же расположились репродукции архивных фотографий.
После прямого коридора находится зала с экспонатами подводных мин и якорями. Завлекалово и остановка для экскурсовода, так как все самое вкусное дальше, за туннелем с изгибом.
Коридоры не случайно идут по дуге. Изгиб позволяет гасить взрывную волну в случае ядерного удара. Все, что за изогнутым туннелем условно можно считать убежищем. Завод имеет сложную структуру, несколько изгибов, разделенных дверями на сегменты.
Следующая зала находится перед причалами. Там установлен небольшой стенд с тематическим текстом о месте «Преддоковая площадка – начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подлодок. На ней располагались: большой расточной станок, стоянка электрокаров и спуск в сухой док.»
Слева находится сухой док. Выгородка в канале длиной 102 метра, шириной 10 м и глубиной 8 м. Перед постановкой док заполняли водой, загоняли лодку и снова осушали. После делали ремонт. Еще сухой док подсвечивался снизу. На лодку уходило около одного месяца.
Это сам тоннель. В нем звенящая тишина, иногда нарушаемая голосами и шагами посетителей музея. А еще с этого места в музее становится прохладней, появляется желание надеть вторую футболку. Если бы завод до сих пор был закрытым, режимным объектом, то место назвал бы жутким.
Прогулялся в одну сторону тоннеля, потом в другую. Нашел пришвартованные лодки. Подумал, местные работники хранят, оказывается, есть экскурсия на лодке по тоннелю.
Писал ранее, что для России Балаклаву открыл Афанасий Никитин, когда побывал в турецкой крепости, поэтому у нас закрепилось название Балаклава, что в переводе «рыбный мешок». И то что происходило на заводе спустилось на уровень легенд. Когда осушали доки, рыбу со дна можно было лопатами грузить. Легенды на пустом месте не возникают.
Вот и подвел вам к выход в открытое море. Сейчас с этой стороны в Балаклаве находится пляж. Много гребцов заплывает в тоннель ради фана.
Асфальт, как везде в СССР, положили, но не успели выровнять. Когда катали тележки с материалами, интересно, сколько процентов дельного тонуло на кочках.
После тоннеля прошел в следующую часть завода «Арсенал», прошел за ворота полуметровой толщины. Несколько таких дверей и шлюзы полностью изолировали бункер от внешнего мира, разделяли его на отдельные части. Огромные двери должны были принять на себя значительную часть ядерного удара. Если же взрыв разрушал ворота, то ударная волна гасилась хитроумно сделанными изгибами тоннеля, не доходя до следующих ворот. В «Арсенале» хранились ядерные боеголовки, обслуживались и собирались.
Тележка-вагонетка стоит на поворотном круге. На таких телегах вручную перевозили заряженные торпеды из арсенала на склад, в сухой док - для установки на подлодку. Тележки перемещали по таким же рельсам внутри арсенала, торпеды подвозили по частям и собирали.
Кстати, помещение арсенала и коридоры звукоизолирующие.
Так незаметно подошел к выходу. Откуда веяло тридцатиградусным теплом.
Свято место пусто не бывает, рядом с воротами музея что-то ломают и строят, наверное, гостиницу. А серый «секретный» бетон украшает как выход, так и вход.