222 материалa по 103 объектам, 2 876 фотографий
- GPS
- Россия, Россия, Кострома, Центральный парк
- (4942) 31-64-73; 8 (920) 388-22-27; 8 (930) 389-06-36; 8 (903) 896-45-52
- https://kostromamitropolia.ru/hram/232367/
Четырежды возрожденный из пепла Богоявленский собор.
Богоявленский собор Костромского кремля преследуют пожары. Я насчитала 4 случая, когда собор буквально уничтожали, ровняли с землей, и каждый раз он возрождался, воскресал и начинал новую жизнь с прежним опытом.
Давайте поподробнее.
Первый кремль – деревянный, располагался у места впадения в Волгу реки Сулы. Основан он был в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярославича Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Есть несколько версий этого события, что не удивительно, учитывая прошедшее время.
Суть во всех версиях сохраняется, меняются лишь лица, кому была явлена икона, да немного разнятся даты.
Самая ранняя дата, упоминающаяся в преданиях, — 15 августа 1259 год. Тогда воин с иконой Божией Матери на руках прошел через весь город, а на следующий день костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни во время охоты увидел икону Богородицы, висящую на дереве.
По другой версии икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. По третьему варианту находку совершил князь Юрий Всеволодович.
Разброс дат не велик, учитывая прошедшие почти 800 лет.
Вскоре (опять же в масштабах Вселенной) после обретения иконы возвели каменный соборный Успенский храм — в 1274 году.
И соборный храм в честь Успения Божией Матери, и придел св. вмч. Феодора Стратилата, — весь комплекс был уничтожен пожаром в 1413 году.
http://www.old-churches.ru/ko_000.htm
Храмовый комплекс Успенского собора. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.
Второй кремль основали скоро, "по горячим следам", уже в 1415–1416 годах, но ниже по течению Волги от сгоревшего первого кремля.
Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные стены с башнями, с тремя проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы. Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр. Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара. Из культовых построек внутри кремля специалисты упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь
Он существовал почти в 2 раза дольше первого, неоднократно переделывался внутри и извне, но в 1773 году вновь случился пожар.
Успенский собор был возобновлен 18 мая 1773 года повелением императрицы Екатерины II.
Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор, Богоявленский собор с колокольней (1776–1791 годы), два соборных дома (1780‑е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII–XIX века). Особенно выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780‑е годы).
В 1866-1873 годах под руководством архиепископа Платона (Фивейского) к собору пристраивались боковые приделы, и служившее в кремле духовенство решило именованием одного из приделов воздать честь своему архипастырю. Протоиерей Успенского собора Костромского кремля Иоанн Поспелов писал в очерке 1885 года:
Устроенный престол в левом приделе Богоявленского собора предполагалось сперва освятить в честь Боголюбской иконы Богоматери как особенно чтимой бывшим архипастырем костромским Платоном, родившимся 18 июня в день празднования этой иконе. Но чтобы увековечить в Богоявленском соборе память этого святителя, положившего так много забот для распространения и украшения собора, соборяне испросили разрешение освятить престол в левом приделе не только во имя Божией Матери, в честь иконы Ее Боголюбской, но и в честь мученика Платона, которому святая Церковь празднует 18 ноября. Тронутый таким представлением соборян, владыка написал на этом докладе: “С особенной благоговейной признательностью приемлю усердие членов собора и церковного старосты относительно моего недостоинства. Верую, что по их святым молитвам Царица Небесная и святой мученик Платон не оставят меня своей милостью, и помощью, и заступлением”.
http://www.old-churches.ru/ko_000.htm
Слева-направо: Богоявленский и Успенский соборы. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.
А вот что пишет архитектор-реставратор Л.С. Васильев, заслуженный работник культуры РСФСР,
почетный гражданин города Костромы:
Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского). С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.
К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.
Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века, располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар). Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты. Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.
Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его. Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам. Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741–1792 годы).
Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.
Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.
Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866–1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован, в полтора раза увеличив свою площадь. Возник по существу новый храм – с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство от венчающей ротонды, и она стала световой. В свою очередь, это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались, и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким. К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды. Увы, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.
В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей.
В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано. К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.
Лишь небольшое уточнение.
В 1922 году оба соборных храма были захвачены обновленцами, а в 1929 году закрыты. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в единственную обновленческую Богословскую церковь на Каткиной горе. После разрушения в 1934 году Успенский и Богоявленский соборы были проданы на кирпич и щебень для строительства льнокомбината. Когда обновленчество ликвидировали, в 1944 году Феодоровскую икону Божией Матери перевезли в Иоанно-Златоустовскую церковь, а в 1964 году перенесли в церковь Воскресения на Дебре, откуда уже в 1991 году святыню перенесли в Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря.
Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей — пишет Л.С. Васильев.
И в четвертый раз поднялся кремль с соборами. Произошло это совсем недавно, работы начали в 2015 году, а в2023 году собор освятили.
Иллюстрированную историю судьбы кремля можно увидеть на стендах на его территории.
.
Очень хочется верить, что на этом его злоключения окончены, тем более что он любим и горожанами, и приезжающими в этот славный красивы город.
- Адрес:
Россия, Кострома, Центральный парк
- Дополнительная информация:
Заказать экскурсию можно с 10:00 до 16:00 по телефонам:
8 (920) 388-22-27 – Ольга Витальевна;
8 (930) 389-06-36 – Маргарита Александровна;
8 (903) 896-45-52 – Ольга Валерьевна - Телефон:
(4942) 31-64-73; 8 (920) 388-22-27; 8 (930) 389-06-36; 8 (903) 896-45-52
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Кострома