...
4
Историко-архитектурный музей под открытым небом Новосибирск, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Новосибирск

    Новосибирск

    LAT
  • 55.03747N, 82.92789E
  • Я здесь был
    Было: 392
    Хочу посетить
    2306

    329 материалов по 209 объектам,  2 599 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Seka 1174
    tarta 120
    Были в Новосибирске?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, 6, ул. Ионосферная, Барышевский р-н., Новосибирск, Россия
    Фотографии
    Карта
    20 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    AFINAPOST
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 июл 2011

    ИАМ. Этнографический комплекс. Святилище манси

    Достопримечательности → музеи, выставки
    24 октября||
    GPS
    |7 (4)| 13| 1529
    5
    В этнографической зоне музея представлена реконструкция священного места — родового святилища манси. Это — культовый амбарчик и деревянные изваяния лесных духов — менквов.
    Святилища – самобытное воплощение традиционных верований хантов и манси, явление их этнической культуры. Древнейшими культовыми местами были природные объекты: скалы и камни необычной формы, например — семь останцев Печоро-Илычского природного заповедника на плато Маньпупунёр,
    7

    Автор: AFINAPOST

    .
    7

    Автор: AFINAPOST


    Республика Коми. Каменные идолы плато Маньпупунёр
    или приметные деревья, мысы рек, пещеры и холмы и т.п. Позже к ним добавились рукотворные святилища, которые обычно находились в труднодоступных местах. Так, например, мансийское святилище Торум-кан (Божье место) находилось на острове среди болот.
    4

    Автор: AFINAPOST


    фото из инета.

    Обычно здесь устраивали кровавые жертвоприношения, закалывая оленя, лошадь или другое домашнее животное. Здесь же находился костёр, где варили мясо жертвенного животного.
    На деревья, находившиеся поблизости, вешали шкуры жертвенных животных и лоскуты ткани с монетами.
    Задабривая местных духов, им подносили съестное и другие дары – меха, ткань, одежду, монеты, украшения. Женщины приносили на святилище игольницы, так отмечали рождение дочери.
    Места, где находились святилища, нельзя было осквернять хозяйственными делами, грубыми словами или недостойным поведением, а проезжая мимо, следовало оставить духу подношение.
    4

    Автор: AFINAPOST



    Особенно ценными подношениями считались изделия из белой бронзы и серебра. В домашних святилищах хантов и манси в качестве культовых атрибутов нередки такие древние образцы. Их присутствие порой неожиданно и не всегда удается выяснить — как они появились в сундуке даров. Причина неинформированности хозяев обусловлена традицией. В домашних святилищах вещи накапливались в течение многих поколений, люди продолжали класть новые дары духам-покровителям поверх предыдущих, не интересуясь, что находится на дне сундука. Свою роль сыграло и общепринятое правило: “Не бери (не вынимай) того, что не тобой положено”.
    5

    Автор: AFINAPOST


    Советская власть повела активную борьбу с местными религиозными культами и, в частности, с шаманизмом. Манси прятали “святые” атрибуты в тайге или на болоте, другие, весьма скоро, их там же и находили.

    Манси — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и бассейна реки Обь.
    Манси означает "человек", по признакам языковых отличий и этнографических особенностей, манси распределяются на северную и восточную этнографические группы. Первая селилась по Северной Сосьве, в верховьях рек Лозьвы и Пелыма, вторая — по Конде и её притокам.
    6

    Автор: AFINAPOST



    Основными занятиями манси являются охота и рыболовство, сочетающиеся в северных районах с оленеводством, в южных — с земледелием и скотоводством. Северные манси в основном вели полуосёдлый образ жизни, ныне часть манси кочует со стадами оленей по ягельным местам, используя чумы. Оленеводство заимствовано у хантов в XIII-XIV веках.

    Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детёнышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Сосьвинская селедка, во все времена считается деликатесом.
    Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.

    Земледелие было заимствовано у русских в XVI-XVII веках. К наиболее развитым областям животноводства у манси можно отнести разведение лошадей, а также крупного и мелкого рогатого скота.
    Неизменный источник питания — собирательство. Ежегодно собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику.

    Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты с собачьей, оленьей или конной упряжкой. Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки-чирканы и самострелы.

    Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей. Летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, а у оленеводов крытые оленьими шкурами чумы.
    Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.
    Хлеб пекли в отдельных печах.

    Мировоззрение и обрядность манси вбирают в себя верования, традиции и обряды уникальной культуры предков как местного, так и пришлого населения. В обрядах последовательно и чётко соблюдался каждый шаг, во избежание вреда тому, кто проводит обряд, и его близким.
    Верующие манси православные, однако сохраняют традиционный шаманизм, культ духов и предков, культ медведя — медвежьи праздники. У манси богатый фольклор и развитая мифология.
    5

    Автор: AFINAPOST



    Традиционный праздник манси носит название «Медвежий». Его проводят каждый раз, когда убивают медведя, которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником. Подготовка начинается еще в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап.
    Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень. Если убита медведица, то праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь — 5 дней.
    Это связано с верованием манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на всё время праздника
    .

    В соответствии с дохристианскими верованиями мир народа манси населён большим числом сверхъестественных существ, а человек обладает несколькими душами, одна из которых после смерти человека может возродиться опять в новорожденном. Для неё делали особое вместилище в виде деревянной или медной куклы, а младенцу давалось имя одного из умерших родственников.

    Манси делятся на две экзогамные группы: Пор и Мось, различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.
    Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, в образе гуся, зайчихи или бабочки.
    5

    Автор: AFINAPOST



    Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей, богатырей, дружинников. Всё это отражено и в фольклоре.
    5

    Автор: AFINAPOST



    В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые и зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных: орла, оленя, медведя.

    Менкв — в ханты-мансийской мифологии антропоморфный великан-людоед и оборотень.
    Согласно преданиям, менквы — первая и неудачная попытка небесного бога Нуми-Торума создать людей. Он сотворил менквов из стволов лиственниц. Однако после создания они убежали в лес, где и живут до сих пор. К менквам присоединяются духи умерших в лесу людей.
    Манси считали, что менквы в целом похожи на людей, живут в лесу, у них есть семьи, они ходят на охоту. Передвигаются всегда пешком. Менквы владеют тайной живой воды. Внешне они похожи на большую лохматую ель, у них огромная сила, когда они приближаются, то шум слышен издалека.
    6

    Автор: AFINAPOST



    В музейной реконструкции ИАМ святилища манси в форме известной со второй половины XVIII века, имеется в наличии перекошенный амбарчик на столбе, кострище и семья менквов.
    4

    Автор: AFINAPOST


    У манси менквы были тесно связаны с тотемом фратрии Пор — медведем и играли важную роль в фратриальной церемонии. Изваяния менквов, семь штук, ставили около святилищ селений, которые они охраняли. В амбарчике на столбе обитал дух-покровитель и в нём хранилась его маленькая фигурка.
    Изваяния менквов заменяли каждые семь лет, так как считалось, что их сила постепенно падает.
    4

    Автор: AFINAPOST



    Святилище манси, мне показалось, как бы, не сделано достойно для музея такого уровня — это лишь "детская площадка", лишь малая намётка настоящего святилища лесных народов манси и хантов. Если делать реконструкцию святилища, то уж делать как оно есть на самом деле, тем более площадь территории очень большая.
    Заглянув в щель амбарчика была обнаружена тарелка и современные монеты — подношения духу.
    2

    Автор: AFINAPOST

    .
    3

    Автор: AFINAPOST

    .
    4

    Автор: AFINAPOST



    На реках Северной Сосьве и Ляпине есть несколько мест с установленными на них менкв-ула с изготовленными манси менквами-хури. Святилища представляют собой огороженный слегами участок под большим навесом. На горизонтальную жердь прислоняются остроголовые брёвна.
    Фигуры менквов — это изваяния в рост человека с намотанными кусками белой ткани наподобие шлемов.
    4

    Автор: AFINAPOST


    Семь менквов на святилище образуют семью: шесть остроголовых — это мужчины в шлемах и одна круглоголовая — их мать. Люди посещают святилища регулярно: весной во время нереста рыб, перед осенней охотой в Ильин день и по особому поводу — болезнь родных, неудача в промысле, пропажа оленей. Лучшим временем поклонения традиционно считается новолуние.
    3

    Автор: AFINAPOST



    Особый статус имеют сакральные капища манси укрытые в пещерах, подальше от чужих глаз, и лишь избранные знали, где в тёмных извилистых коридорах подземелий спрятаны святилища и алтарь, на котором приносили в жертву животных и оставляли подношения богам.
    Пещерные святилища широко представлены в культуре манси, практически каждая пещера в устье реки была связана с религиозными обрядами. Вплоть до XX века, народ умудрялся долгое время сохранять религиозные обычаи, часть из которых не утратила актуальности по сей день.
    4

    Автор: AFINAPOST



    Святилище Ушминской пещеры, расположенной на правом берегу реки Лозьва близ устья Ушмы, несколько столетий использовалось в качестве языческого капища. Мансийские шаманы — стражи таких священных пещер.
    Исследователь севера В.Н. Чернецов оставил запись в своих трудах:
    Когда манси проплывают по Лозьве мимо пещеры, то женщины выходят из лодки и идут противоположным берегом, а мужчины, проплывая мимо, избегают обратить взгляд на пещеру. Внутреннее пространство священных пещер и даже окрестные берега рек оставались для женщин запретными территориями.

    Менквы не любят показываться на глаза людям. Но если ты мусоришь, вырубаешь деревья сверх меры, разводишь костры угрожая пожаром, и вообще всячески портишь лес — что же, постарайся закончить свои дела до наступления темноты, ведь мансийский хозяин леса Менкв уже вышел за тобой...
    • Адрес:

      6, ул. Ионосферная, Барышевский р-н., Новосибирск, Россия

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    20 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Новосибирск
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      24 окт, 15:14
      удалить
      Аля, как интересно, как познавательно и неизвестно мне ранее.
      Огромное спасибо, что открываете мне мир, о котором я даже понятия не имела.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      28 окт, 10:02
      удалить
      Чем больше ездишь по стране, тем больше удивительных мест и обычаев!
    • Irinusik
      помощь
      Irinusik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 дек 2020
      24 окт, 19:27
      удалить
      Мы очень интересна тема северных и малых народов. С удовольствием читала о Якутии и Коми, а теперь таинственные манси!
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      28 окт, 10:04
      удалить
      Эта тема не особенно освещалась ранее,
      а теперь доступна всем желающим в неё погрузиться.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      27 окт, 13:40
      удалить
      Очень подробно и оттого интересно. Смотришь на эти бревна и не понимаешь как можно обожествлять чурку, а ведь верят и поклоняются. Что- то в этом есть. Все таинственное непонятно.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      28 окт, 10:06
      удалить
      Человек не может без веры. У нас церкви и иконы, у них святилища и идолы.
    • Alex2020
      помощь
      Alex2020
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 дек 2019
      14 ноя, 15:27
      удалить
      Ух, страшно! )))
    Наверх