143 материалa по 93 объектам, 1 442 фотографии
- GPS
- Россия, 2, ул. Льва Толстого, Барнаул, Алтайский край
- 8 (385) 250-42-43
Гос. музей истории литературы, искусства и культуры Алтая Ч2
Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все стороны мира.
Алтайские озёра — это его глаза, смотрящие во вселенную.
Водопады и реки его — речь и песни о жизни, о красоте земли, гор.
Г.И. Чорос-Гуркин
Экспозиция музея ГМИЛИКА — "Культура древних народов Алтая".
Алтай – прекрасный удивительный и уникальный географический регион, расположенный на стыке Северной и Центральной Азии. Это место взаимопроникновения великих культур: индийской, скифской, тюркской, китайской, русской. Перекрёсток древних торговых, культурных и миграционных путей.
Самым красивым регионом Азии, её жемчужиной, назвал этот край выдающийся художник, поэт, путешественник и мыслитель Н.К. Рерих. Он сравнивал Алтай с огромным котлом, в котором зарождались и умирали, сменяя друг друга, десятки цивилизаций и народов.
Здесь, возникали мощные племенные союзы, царства и империи, влиявшие на исторические судьбы всей Евразии. По всему Степному и Горному Алтаю разбросаны десятки мест, священных для местных древних народов.
Плато Укок и урочища Пазырык, Сентелек и другие, древние тюрки называли "Пупами Алтая", поскольку именно здесь таился сакральный смысл неразрывности бытия, смысл их связи с прошлым и настоящим миром.
Урочище Пазырык. Курганы древней культуры
Именно здесь зародилась гуннская держава, а продвижение этого народа дало толчок к началу эпохи "Великого переселения народов". Алтайский регион является одновременно важнейшим историческим центром кочевых культур Великой Степи, местом встречи лесных культур сибирских народов пустынных, степных, лесных и горных природных условий, а также местом, исторически связанным с древними земледельческими и духовными центрами Средней Азии, Тибета и Китая.
Мифологические представления о легендарных кочевниках Алтая, названных ещё в IV веке до н.э. древнегреческим учёным Геродотом "стерегущими золото грифами", приобрели современное звучание благодаря трудам археолога Сергея Ивановича Руденко.
С 1904 по 1926 год исследователем было осуществлено более 14 экспедиций с целью изучения народов Урала, Казахстана, Западной Сибири, Горного Алтая и Камчатки.
На протяжении более 20 лет он собирал коллекции для Этнографического отдела Русского Музея.
..
В 1929-1954 годах, на Алтае, он вскрыл серию захоронений скифских царей – курганов, находки из которых принесли Алтаю мировую славу.
..
Результаты исследований были изложены в знаменитых монографиях:
"Горно-алтайские находки и скифы" (1952);
"Культура населения Центрального Алтая в скифское время" (1953 и 1960);
"Искусство Алтая и Передней Азии" (1961)
Хранящиеся в музее материалы экспедиции С.И. Руденко, часть подлинных находок из знаменитых Пазырыкских курганов.
..
За вклад в развитие науки Сергей Иванович в 1954 году был награжден орденом "Знак почета", а в 1964 Географическое общество присудило ему золотую медаль П.П. Семенова-Тян-Шанского.
В музее представлена копия его научной работы "Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая" (1968), а на стендах рисунки декора и узоров срисованных с войлочных скифских ковров и тканей, найденных при раскопках в курганах.
.
Кадры уникальной кинохроники, запечатлевшей раскопки, позволяют познакомиться с культурными особенностями древнего народа, обитавшего на территории Алтая.
.
У алтайцев конь был верным другом и неотделимым от хозяина существом в течение всей жизни.
Когда человек умирал, то коня хоронили вместе с ним. Рядом с костями коня археологи находили остатки кожаной сбруи и металлические, чаще — медные, покрытые золотом пластины, которые украшали упряжь и седло.
..
Один из экспонатов — рисунок тату, который перерисовали с руки захороненного мужчины. Татуировка была нанесена на кожу природной краской. Рисунок дан в развёрнутом виде, от плеча до кисти. Декор в "зверином" стиле, как и металлические украшения.
Интересен древний скифский меч, найденный случайно в 2008 году при полевых работах у села Ключи в Алтайском крае. Длинный меч является большой редкостью в захоронениях, известны всего три подобных железных меча, относящихся к началу скифского времени. Предполагают, что такой меч был символом власти. Рукоятка украшена золотой проволокой.
Обычно, в курганных захоронениях мужчин-воинов, археологи находят копья, луки со стрелами, боевые топоры, булавы и короткие мечи-акинаки.
Алтайцы — один из коренных народов России и под этим названием объединяют представителей большого количества небольших этнических групп, населявших и населяющих в настоящее время территорию Горного Алтая.
Их разделают на две крупные общности — северные алтайцы, малочисленные кумандинцы и южные алтайцы, племена телеутов и теленгитов. Каждая общность имеет свой язык и культуру. Объединяет всех алтайцев одно — ключевым объектом поклонения и почитания для них является сам Алтай и все проявления его природы. Именно это является столпом культуры алтайцев.
Сегодня насчитывается около 90 тысяч алтайцев. Несмотря на столь скромную численность о традициях и обычаях алтайцев нам известно очень много. Во-первых, алтайцы, потомки джунгар, вошли в состав Российской империи добровольно, без кровопролития и разрушений. Во-вторых, алтайские племена не покидали мест своего обитания, самые значительные миграции происходили с территорией современного Казахстана, там на данный момент проживает около 500 коренных алтайцев и это самая большая группа, проживающая вне территории Республики Алтай.
Основные традиции алтайцев обусловлены религиозными представлениями. Они считают, что миром управляет седовласый старик (Дух Хозяин), который живет у самой кромки небес, на вершине священной горы. Вместе с ним порядок на земле поддерживают дух воды (Суг-Ээзи), дух горы (Таг-Ээзи), дух охоты (Алтай-Ээзи), хранитель царства мертвых (Эрлик) и их предводитель, способный вызывать грозы (Ульгень).
У каждого проявления природы есть свой дух, который нужно почитать и благодарить. Например, духа огня нужно "подкармливать" каждый раз, когда разжигается очаг, огонь принято угостить кусочком сала или хлеба. Никогда алтайцы не станут "осквернять" огонь: прыгать через костер, плевать в него или сжигать мусор.
Многие видели на Алтае деревья, увешанные разноцветными лентами, часто туристы добавляют к ним свои, совершенно не зная, что это один из самых древних и почитаемых алтайцами обрядов, с массой требований и ограничений:
Во-первых, это традиция почитания Хозяина Алтая, а он, как мы помним, живет на вершине священной горы. Поэтому такие деревья должны быть расположены на вершине горы или перевала.
Во-вторых, не каждое дерево годится. Для повязывания лент можно использовать березу, кедр или лиственницу и ни в коем случае сосну или ель.
В-третьих, значение имеет и размер (около 100 см длиной и шириной с палец 2-3 см), и даже цвет ленты, самый распространенный — белый, цвет жизни. Лента обязательно должна быть чистой.
В-четвертых, повязывая ленту, следует обратиться к духу с благодарностью и пожелания мира и добра к себе и всем своим близким. И повязывать её нужно непременно с восточной стороны.
В-пятых, человек, который совершает обряд, должен быть чист в своих помыслах, чист в своем теле и в течение года в его семье не должно быть смертей.
Улаганский перевал. Сквозь ритуальные ленты-кыйра
Традиции священных мест:
Жилища алтайцев всегда находились вблизи водоемов и источникам воды приписывались особые, целебные свойства. Каждый род выбирал для себя священную, почитаемую гору, источник силы. Название этой горы нельзя было произносить (чтобы не злить духа). Женщинам подниматься на неё запрещалось, а приблизиться можно было только в головном уборе.
Шаман — проводник между миром людей и миром духов, присутствовал в каждом поселении алтайцев.
Он проводил культовые обряды, занимался целительством, к нему люди обращались за советом.
Считалось, что способности шамана предавались по наследству.
Так из поколения в поколение передавались и атрибуты культа, самым ценным из которых является бубен.
Особенностью алтайской культуры является то, что весь опыт поколений — легенды, сказания, по сути весь эпос, передается не в виде рассказа, а в виде песни. Алтайцы не рассказывают историю, они её поют.
Делают это специальные люди — "кайчи".
Они используют технику горлового пения, нередко сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах: струнные — топшур и яткан; самый распространенный — "комус" или "варган". Мастера-кайчи всегда пользовались большим уважением среди народа.
Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями далеко в древность.
Их песни — сказания о подвигах и целые жизненные истории. Исполняются они горловым пением. Такая "песня" может длиться несколько суток. Кай — искусство мужского пения и одновременно молитва, сакральное действие, вводящее всех слушателей в нечто подобное трансу.
Музыкальный инструмент — комус известен своим мистическим звучанием. Считается, что это женский инструмент. Туристы часто везут с Алтая в качестве сувенира именно комус. Настоящий инструмент с красивым декором и футляром из кедра стоит очень дорого.
Природоохранные традиции алтайцев, веками закрепляемые в памяти предков ещё не забылись и живут на уровне генотипа. Природные условия в которых развивался народ оказали сильнейшее влияние на формирование культуры и традиции.
Для каждого алтайца Алтай является храмом — местом не только проживания, но и местом духовной и физической чистоты и очищения, правила поведения внутри которого по важности ничем не уступает правилам других мировых религиозных течений.
Единственное отличие от других заключается в нерукотворности этого храма. Оно построено самой Природой и действуют там законы Высшего Разума.
P.S. Охрана природы — не пустые слова!
Небрежное отношение к ней сегодня — выльется в катастрофу завтра,
"Сколько верёвочке не виться, а конец будет!"
- Адрес:
2, ул. Льва Толстого, Барнаул, Алтайский край
- Дополнительная информация:
Часы работы: ежедневно 10.00 — 18.00 Вых. ВС и ПН
- Телефон:
8 (385) 250-42-43
Дешёвый ✈️ по направлению Барнаул
- 12 окт, 11:11удалитьКрасив и ярок Алтай осенью!
Музей интересный!
О Пазырыкских курганах читала, наверное, ваши материалы! )))
Спасибо! - 13 окт, 15:21удалитьСпасибо большое!
- 13 окт, 12:49удалитьАля, так интересно описала духовную жизнь алтайцев. И снимки интересные. Уникальный край с уникальной культурой.
- 23 окт, 19:06удалитьНам всем интересно, потому что этнография дает нам представление о нашей истории.