3 материалa по 1 объекту, 74 фотографии
- GPS
- Иран, Иран провинция Фарс в 6 км к северо-западу от Персеполя.
Накше-Ростам. Рельефы Сасанидских царей. Ч.81
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
1 ноября 2023 г. – среда
Йезд — Шираз
Надо сказать, что в этом комплексе Накше-Ростам есть еще семь скальных рельефов, посвященных царям Сасанидского периода. Так, между гробницами Дария Великого и Артаксеркса I (Накше-Ростам. Гробницы персидских царей. Ч.80) мы через леса видим прекрасно сохранившийся барельеф.
.
«Этот рельеф является одним из наиболее хорошо сохранившихся со времен династии Сасанидов, на нем изображен Ардешир Бабакан на украшенном коне, стоящий лицом к Ахура Мазде, также сидящему верхом. Позади Ардешира видна фигура, обмахивающая великого царя веером. Под конем Ардешира лежит Артабан IV, последний парфянский царь, а под конем Ахура Мазды — темное божество, или Ариман, символизирующий победу Ардешира над Артабаном V и триумф Ахура Мазды над Ариманом. На этой гравюре Ахура Мазда, увенчанный зубчатой диадемой, правой рукой протягивает Ардеширу царское кольцо, а в левой держит барсом (связку прутьев). На коне Ардешира есть подвеска с надписью на трех языках: парфянском, среднеперсидском (пехлеви) и греческом, в которой говорится: «Это фигура поклоняющегося Мазде божественного Ардешира, царя царей Ирана, семя которого происходит от богов, сына божественного Бабака, царя». Надпись на теле коня Ахура Мазды гласит: «Эта фигура — бог-владыка Ахура Мазда».
Повторюсь, в нижней части усыпальниц ахеменидских царей находятся изображения и тексты, посвященные Сасанидским владыкам. Наиболее выдающейся представляется сцена победы Шапура I над римским императором Валерианом I. «Это самый большой и величественный Сасанидский рельеф в Накше-Ростаме, расположенный справа под гробницей Дария Великого. На нем изображена победа Шапура I над римским императором Валерианом. Шапур изображен верхом на богато украшенном коне, на нем большая корона в форме шара, ожерелье и серьги. Под животом коня была размещена надпись на греческом, пехлевийском и парфянском языках, сохранилась только греческая часть. Перед конем Шапура стоит коленопреклоненный мужчина средних лет в римской одежде с вьющейся бородой (Валериан Римский), а рядом с ним стоит безбородый мужчина в римской одежде, вероятно, Гордиан III, соперник Валериана. Считается, что этот рельеф, один из самых красивых в Сасанидском периоде, оживляет фигуры. Считается, что благодаря присутствию Валериана, резьба датируется примерно 262 годом нашей эры».
Есть здесь и другой рельеф, изображающий битву. «Эта скульптура изображает Ормизда, вонзающего свое копье в закованного в доспехи иранского врага. Ормизд одет в обтягивающую одежду, а его длинные волосы доходят до плеч. Позади Ормизда стоит фигура, в которой по шляпе можно узнать одного из высокопоставленных лиц королевского двора».
.
Другие сцены также изображают Сасанидских правителей. Так, рядом с незаконченной гробницей Дария III, слева, можно увидеть барельеф Анахиты и Нарсе. «На нем изображена коронация Нарсе (сына Шапура I и отца Ормизда II), когда богиня Анахита вручает ему царское кольцо. На Нарсе великолепная корона и царское одеяние Сасанидских царей, а позади него стоит молодой человек, возможно, его внук или наследник Ормизд II, судя по длинным лентам на его шляпе. Незаконченный характер этого барельефа позволяет предположить, что он был вырезан примерно в 300 году нашей эры, в год смерти Нарсе, когда ему наследовал Ормизд II».
Все рельефы находятся не так высоко, и их можно хорошо рассмотреть.
Погуляв полчаса по территории комплекса гробниц, мы с полным основанием убеждаемся в правильности того, что это историческое место было справедливо и заслуженно включено в Список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО Ирана как часть Персеполя, куда мы направляемся после гробниц — Врата в столицу Ахеменидов, разрушенную А.Македонским.
Продолжение следует...
- Адрес:
Иран
провинция Фарс
в 6 км к северо-западу от Персеполя.
Дешёвый ✈️ по направлению Накше-Рустам