55 материалов по 21 объекту, 911 фотографий
- GPS
- Иран, Bhfy u/Qtpl Amir Chakhmagh sq., Yazd
- +98 35 3626 8340
Йезд. Музей воды. Ч.74
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
31 октября 2023 г. – вторник
Йезд
Погуляв по старому глинобитному городу, большинство зданий которого не менялось не одно столетие (Йезд. Паутина древних глинобитных улочек. Ч.72), полюбовавшись тёмно-коричневыми стенами зданий, сложенных из обожжённого на солнце кирпича-сырца, пополнив сувенирами свои покупки (Йезд. Традиционные ремесла. Ч.73), мы отправляемся знакомиться с тем, как засушливые районы Ирана обеспечивались водой для нужд сельского хозяйства и не только. И ведь вот, что интересно – для строительства общественных зданий, таких как резервуары для воды, мечети и хамамы, часто создавались некие социальные организации в виде вакуфов (или вакфов), которые занимались сбором пожертвований на благие дела.
Музей находится в старом доме под названием «Дом Колахдужа», построенном в 1929 году. Это роскошное родовое имение было выбрано, наряду с другими зданиями для создания специфического музея, которое было принято в 2000 году после первой международной конференции в Йезде, посвященной теме кяризов, отмеченных в списке ЮНЕСКО.
Мы заходим внутрь и попадаем в небольшой дворик с голубым бассейном и ожидаемо неработающими фонтанами.
Успеваю бросить взор на стенд с информацией об этом доме и размещенном в нем музее.
Собственно, вкратце и Фатима нам рассказывает об этом месте, которое даже при входе само за себя говорит. Только взгляните на айван, украшенный зеркалами и множеством звезд-бриллиантов, также выполненных из маленьких кусочков зеркала.
Подойти ближе и рассмотреть изысканное оформление нельзя, натянута веревка, посредине которой какое-то деревянное приспособление, выполняющее непонятную функцию.
Водоемы окружены старательно ухоженными растениями.
А в нишах стен по периметру установлены вазы.
Подойдя поближе, замечаю, что и сами стены украшены цветочным орнаментом, который выглядит очень изысканно.
По-видимому, не только мне нравится внутри этого садика, потому что здесь же выставлены фото, которые делают для желающих, надевая для этих целей на них национальные наряды.
Пережидаю всех страждущих и раскладываю флаг, чтобы и он попал в кадр, который задумывается для фото с отражениями в воде.
Удивительно, но я не сразу замечаю некую инсталляцию, изображающую мужчину, действия которого как-то связаны с добычей воды.
Мне пока не очень понятно, на что ногой наступает этот человек, и как работает механизм. Единственной ассоциацией для меня это то, что выглядит это как ткацкий станок.
В садике прохладно, и мы уже готовы идти внутрь. Однако, сегодня гулять по особняку мы не намерены, а сразу спускаемся вниз по лестнице в подвальный этаж.
Первое, что мы видим, это макет поселения в пустыни.
При этом оставлен срез, в котором хорошо видно, как идет водяной канал, питающийся горной водой.
Именно возле этого макета нам начинают открываться тайны древних иранцев.
Побывав в Башне молчания (Йезд. Башня Молчания. Ч.67), мы уже по дороге видели, в каком месте размещен Йезд, и это сплошной песчаный пейзаж.
Макет выполнен очень искусно, и забегая вперед, скажу, что этот потрясающий музей воды в Йезде, помог нам совершить путешествие во времени. И знаете, почему? А потому, что этот музей в старом здании повествует о древних способах управления водой, что было особенно важно в пустыне.
Вот, например, купольное сооружение над колодцем (аналогичное виденном нами около Башни молчания), и рядом башни-бадгиры для охлаждения воздуха в домах.
Музейная экспозиция показывает нам, как древние иранцы поддерживали жизнь на этой засушливой земле.
Здесь много фотографий, развешенных по стенам, можно увидеть, какими хитроумными способами пользовались люди, чтобы драгоценная в пустыне вода, оставалась близкой и доступной.
Каждая фотография снабжена подстрочником, и к счастью, не только на-фарси.
Например, становилось понятно, почему у рабочих были специфические 2-хслойные шапки из хлопка. В узких лазах всегда была опасность обрушения грунта, поэтому многое делалось для безопасности, в том числе и ношение белых одежд от головы до пяток, чтобы в темноте их было легче обнаружить, если что. Или прагматично, потому что они уже были в белых одеяниях, случись смертельный случай под землей.
.
Вот такой была рабочая одежда тех, кто копал или содержал колодцы и водоводы, которые имели название кяриз, или канат.
Смотреть старые фотографии, показывающие, как люди использовали воду в прошлом, очень любопытно. Единственным недостатком музея можно считать блики на фотографиях, от которых было трудно избавиться.
Я снимаю подстрочники фото, чтобы потом прочесть их и понять, что рабочие должны были время от времени совершать Ab-Harzi, что означает прочищать кяризы, чтобы вода текла бесперебойно. И труд этот был очень суров и опасен.
Представлена фотография некогда существовавшего колодца в деревне с 7 вентиляторами-бадгирами, но увы! Сегодня мало, кто знает об этом и понимает, как это работало. Вот почему фотографии служат напоминанием о прошлых днях, показывая, насколько умными и сообразительными были люди в использовании воды, особенно в таком месте, как Йезд, где в основном сухо.
Думаю, эти фотографии интересны не только туристам, но и собственному населению страны, которое будет знать о предназначении и использовании системы кяризов, внесенных в список ЮНЕСКО как уникальный объект культурной традиции и выдающийся пример технологического ансамбля.
«Данная технология позволяет производить сбор воды из водоносных источников, расположенных на верхних участках долин, а затем, под действием силы тяжести, перемещать её по подземным туннелям зачастую на многие километры. Эта система из множества кяризов включает также зоны для отдыха рабочих, водохранилища и водяные мельницы. Всё ещё действующая традиционная система управления обеспечивает справедливое и устойчивое использование и распределение воды. Кяризы являются уникальным свидетельством культурных традиций и обычаев народов, проживающих в пустынных районах с засушливым климатом».
Прогуливаясь по музею, можно представить, какой была жизнь в те времена. Мы увидели, как люди строили специальные туннели, называемые канатами (по-персидски Qanat), чтобы доставлять воду в свои дома. А также как они придумывали умные идеи, как максимально использовать каждую каплю. Например, если путь кяриза проходил через твердые породы, его делали совсем узким, чтобы не расходовать время, силы и энергию.
Рассматривая экспонаты, можно узнать много интересного и о том, как люди и природа работали сообща, чтобы улучшить ситуацию. Вот никогда не задумывалась о том, как у нас строили канализацию и водопровод, как работали там люди, с какими сложностями они сталкивались. У нас в Петербурге есть аналогичный музей, но попасть в него мне пока не удалось. Здесь же собран пазл водной истории Йезда, поскольку вода – это главная ценность города в пустыне для местных жителей. Кстати, данный метод получения воды впоследствии был заимствован многими народами.
Что-то из увиденного меня буквально потрясло, а что-то уже забылось, для каких целей, например, был сделан вот этот колодец?
В общем я поняла, что вода самотеком идет по трубам с гор, потом там, где находили растения, копали колодцы и вода бежала по каналам в них. Получались такие подземные реки, и были разные ответвления, сеть таких каналов подземных под городом Йезд и называется кяриз. Чтобы от пыли защищать яму над ней строили купол и ветроуловители для охлаждения
На некоторых фото изображены два мальчика, которые вдвоем едва помещаются в кяризе.
А здесь тоннель пошире и повыше. В таких работают взрослые мужчины, и их работе точно не позавидуешь.
За стеклом можно увидеть проектную документацию сложной системы кяризов, используемую для получения чистой грунтовой воды.
В узком проходе представлены колодцы для подъема воды.
«В постоянной экспозиции музея имеется огромное количество инструментов, необходимых для постройки и чистки кяризов: кирки, лопаты, светильники, головные уборы рабочих, мешки, специальные вороты для спуска и подъема строителей и грунта. Некоторым из этих приборов уже более четырех тысяч лет».
Также в музее есть множество документов, говорящих о владении водой. Неудивительно, что некоторые кяризы были собственностью богатых людей или их семей. Простые люди зачастую вынуждены были содержать их вскладчину, при этом «кто и сколько денег внес — от этого зависело, сколько воды из данного кяриза человек может использовать».
.
Интересно, что был придуман механизм водяных часов, который отмерял время пользования кяризом.
Как он, состоящий из двух тазиков, работает я не поняла.
.
Музей очень информативный и интересный, но все же мы устали, и с удовольствием присели, чтобы послушать дальнейший рассказ Фатимы.
А затем отправиться на обед — Йезд. Обед в Khane Dohad и десерт-фалуде. Ч.75.
Продолжение следует...
- Адрес:
Bhfy
u/Qtpl
Amir Chakhmagh sq., Yazd - Дополнительная информация:
РЕЖИМ РАБОТЫ
8.00-19.00, перерыв с 14.30 до 15.30. - Телефон:
+98 35 3626 8340
Дешёвый ✈️ по направлению Йезд
- 25 авг, 13:24удалитьПусть у нас нет того тепла, что у них, зато как благодатна наша земля на все остальное. Мы вторые после Бразилии по запасам пресной питьевой воды. Есть пророчество, что за воду будут развязываться войны.
- 29 авг, 16:16удалитьВот это и есть подтверждение тому, что в мире ценно, а что нет. Спасибо, Майнур!
- 6 дек, 19:15удалитьСчитается, что вода — один из главных ресурсов человечества уже в XXI-ом веке. Судя по музею, в Ирине это понимают. К счастью, Россия — одна из главных обладательниц этого ресурса.
- 6 дек, 21:20удалитьТочно, и я как раз недавно разместила пост об аналогичном музее Санкт-Петербурга
- 7 дек, 10:04удалитьВторая после Бразилии.