26 материалов по 7 объектам, 390 фотографий
- GPS
- Россия, Болгар
Соборная мечеть и большой минарет Болгара
Долгое время считал, что у мечети обязательно должен быть минарет. Но оказывается это не так.
Мече́ть (араб. مَسْجِد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение, которое служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии.
Минаре́т (араб. منارة, мана́ра — «маяк»), ми‘зана (араб. مئذنة) или са́ума’а (араб. صومعة) — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Число минаретом обычно от 1 до 9.
Но минареты не являются неотъемлемым элементом исламской храмовой архитектуры.
В этом лишний раз можно убедиться, если побывать в бывшей столице Волжской Булгарии.
Точная дата основания Болгара не определена.Наиболее ранние булгарские поселения на территории современного Болгара возникли на рубеже IX—X столетий.
В 920 году арабский географ Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи (араб. أبو زيد أحمد بن سهل البلخي; 850—934) впервые упоминает о Болгаре.
В 922 году Волжскую Болгарию по приглашению её правителя Алмуша посетило посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, секретарём в котором был Ахмад ибн Фадлан. Он отмечает, что булгары приняли ислам.
Логично предположить, что именно в те времена появилась первая мечеть в Болгаре. Вот только от домонгольской эпохи помимо нижнего культурного слоя не осталось каких-либо наземных сооружений).
Город грабили, разрушали все кому не лень.
В 1220 году Болгар сожгли русские князья.
В 1236 году город, наряду с другими булгарскими городами, был завоёван и сожжён в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату.
По мнению некоторых историков, во время вторжения погибло более 80% населения страны.
При монголах была построена Соборная мечеть и Большой минарет при ней.
В 20001 году в Москве была издана монография "Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство", созданная коллективом авторов под редакцией Германа Алексеевича Федорова- Давыдова (1931 — 2000) — советского и российского историка, археолога, специалиста по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, одного из основателей и руководителя Поволжской археологической экспедиции.
Монография исследует один из крупнейших средневековых городов Восточной Европы.
Представлены сохранившиеся на месте древнего города здания XIII—XIV вв. и вскрытые в результате работ археологов остатки построек культового и бытового назначения, объекты благоустройства от X до начала XV в. Анализируются планировка, строительные и отделочные материалы, строительные приемы, архитектурные традиции. Выявляется уровень благоустройства Болгара. Рассмотрены вопросы консервации, реставрации и реконструкции архитектурных памятников. Книга хорошо иллюстрирована.
Одной из иллюстраций является "Реконструкция внешнего вида Соборной мечети, Северного и Восточного мавзолеев".
Реконструкция внешнего вида Соборной мечети, Северного и Восточного мавзолеев.
Источник: Федоров-Давыдов Г. "Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство". Москва. Наука. 2001г.
Обратите, что помимо минарета есть башенки по углам мечети. Согласно традициям восточно-мусульманской средневековой архитектуры крепостные башни имелись не только в крупных соборных мечетях, но и в караван-сараях, дворцах. Мечеть была своего рода «второй крепостью», здесь в дни неприятельского нашествия люди искали защиты и утешения.
В 1431 году Булгар был разрушен и долгое время пребывал только в виде развалин. Но что интересно- мечеть была руинирована, а Большой минарет продолжал возвышаться.
Когда в 1722 году в Болгаре побывал император Петр Первый, то он залез на минарет по внутренней винтовой лестнице.
Русский писатель Павел Петрович Свиньин (1787-1839) В 1818 году основал журнал «Отечественные записки» и до 1830 был его главным редактором.
В 1823 году он побывал в Болгаре, о чём написал серию статей «Плавание по Волге в Казань и к развалинам Болгар в 1823 году», которые он опубликовал в своём журнале.
Спускаться с минарета было опаснее, чем подниматься. В лестнице недоставало многих из 74 ступенек, а часть из них была готова обрушиться под ногами.
Путешественник при спуске ощущал боль в коленях, которую местные татары объясняли действием «заклинаний мулл на христиан, дерзнувших попирать стопами сие святилище». Лестница была узкой и освещалась несколькими четырёхугольными окошечками, пробитыми в толстой стене. Почти на середине стены Свиньин различил знаки арабской надписи. Высоту Большого минарета с фундаментом он обозначил в 12,5 сажени (около 27 метров).
Облик Соборной мечети и Большого минарета в XIX веке подарили нам несколько людей.
Свиньин выступая как первооткрыватель и покровитель русских талантов из народа содействовал переезду в Санкт-Петербург известных художников братьев Чернецовых: Григория Григорьевича Чернецова (1802-1865) и Никанора Григорьевича Чернецова (1804- 1879).
Русский живописец Евграф Фёдорович Крендовский (1810 — 1870-е) создал картину «Семь часов вечера».
На картине изображены слева-направо: П. П. Свиньин, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, В. П. Лангер и А. П. Сапожников.
Я рассказывал в материале Есть на Волге утёс..., что первое известное изображение утёса Степана Разина было сделано в 1838 году именно братьями во время путешествия по Волге от Рыбинска до Астрахани.
Братья Чернецовы совершили в 1838 году большое путешествие по Волге результатом которого стали две книги «Воспоминания из путешествия по Волге» и «Приложения к воспоминаниям».
Слово художникам- путешественникам:
"Кое-как вскарабкавшись на вершину горы, мы увидели оттуда за Волгою из-за леса возвышающиеся болгарские минареты.
Близ церкви возвышается минарет в виде столба, оканчивающийся остроконечною крышею; высота его более 12 сажен.
По преданиям рассказывают, что Петр Великий во время путешествия своего по Волге в Астрахань, посетив Болгары, приказал верхнюю часть этого минарета укрепить двумя железными обручами. Внутри его находится винтообразная лестница, освещаемая шестью небольшими окошечками; она ведет на самый верх, где в крыше устроен люк, из которого видны все Болгары со своими окрестностями.
Это здание, построенное из волжского камня, при простоте своей очень твердо: внизу стена имеет толщину в 1 аршин. Недавно один богатый магометанин, казанский житель, из усердия к сему весьма почитаемому им месту на свой счет исправил повреждения болгарских минаретов. Подле его есть остатки развалин, образующих квадратный четвероугольник, имеющий в каждую сторону длины более сорока шагов; по углам видны следы основания как будто бы бывших тут башен. Мугаммедане, приезжающие в Болгары на поклонение, сначала приходят молиться к сему месту, где, по всему видно, находилась главная мечеть".
Рисунок Соборной мечети братьев Чернецовых. 1838г.
Источник: Чернецов Г.Г., Чернецов Н.Г. "Воспоминания из путешествия по Волге". 1862г.
Александр Кириллович Шмидт (1783 – 1843) с 1809 года – архитектор Казанского университета, с 1810 года – казанский губернский архитектор, с 1834 года – нижегородский губернский архитектор.
В 1812–1815 годах составил обмерные чертежи многих существующих и ныне утраченных построек, в том числе памятников Болгарского городища.
1 августа 1840 года в Санкт-Петербург из канцелярии казанского военного губернатора Степана Степановича Стрекалова поступили «Сведения о памятниках древности, находящихся в Казанской губернии». В частности, три рукописных раздела записки были посвящены Волжской Булгарии — «Очерк истории Волжских Булгар», «История Булгара» и «Село Булгары и развалины, в нём находящиеся».
Из сохранившихся сооружений прежде всего представлен Большой минарет близ церкви — «огромная башня, которая, будучи пощажена более всего рукою времени, возвышается как единственный большой мавзолей над прахом древней столицы булгарской».
А в 1841 году минарет рухнул.
Долгое время как сама мечеть, так и её минарет находились в руинах.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов была проведена консервация мечети.
А в 2000 году был восстановлен Большой минарет, мечеть восстанавливать не стали.
Скорее всего восстановления мечети не произойдёт.
После присвоения тому или иному объекту статуса объект ЮНЕСКО запрещено изменение внешнего облика или каких-либо работ, не согласованных с ЮНЕСКО, за чем чиновники от ООН тщательно следят.
Например, организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) в 2009 году исключила Дрезден из списка мирового культурного наследия. Такое решение принято из-за того, что городские власти решили построить транспортный мост через Эльбу, чтобы было меньше пробок, но эксперты ЮНЕСКО считали, что мост нарушит единство архитектурно-природного комплекса и закроет неповторимый вид на старый город — долину Эльбы и исторический центр саксонского Дрездена.
. В 2005 году собрали референдум, и большинство жителей Дрездена проголосовало за мост, их поддержал Конституционный суд Германии, но статус был утерян.
Чуть было не лишили статуса знаменитый Кёльнский собор из-за планов городских властей построить высотные здания.
В России придирались к Московскому Кремлю, Куршской косе, Камчатке.
Видимо власти Татарстана решили не дразнить гусей и построили новую мечеть за пределами Болгарского городища Белая мечеть или Не всегда надо верить гидам.
А Большой минарет и руины Соборной мечети обречены жить дальше вместе.
- Адрес:
Болгар
- Дополнительная информация:
Старинные фотографии взяты: bulgar.pnzgu.ru/culture/archi…
Про Свиньина:spas-rt.ru/news/sudbyi-lyudsk…
Воспоминания Чернецовых: djvu.online/file/w6IGp7JOHlo4…
Про минарет (1840 год): vk.com/wall-54002378_103617?y…
Дешёвый ✈️ по направлению Болгар
- 19 окт, 22:52удалить
Donnicoнаписал 19 октября в 21:30
Какая интересная история тут однако из 19 века!
Люблю такие истории.