1545 материалов по 1 539 объектам, 55 649 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Александровский сад
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Этот совет является частью дневника «Память о Неизвестном солдате»
Слепой поэт написал 47 поэтических книг. Он никогда не включался в школьную программу, солидные поэты и писатели подчас подтрунивали над ним,но во времена моей юности девушки упивались его любовной лирикой.
Но Асадов был фронтовиком, прошедшем тяжёлыми дорогами Великой Отечественной войны. В его творчестве военная тема занимала не последнее место. Одно из стихотворений, написанное в 1968 году, называется "Могила неизвестного солдата":
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Лучи летят торжественно и свято,
Чтоб встретиться в пожатии немом,
Над прахом Неизвестного солдата,
Что спит в земле перед седым Кремлем!
И от лучей багровое, как знамя,
Весенним днем фанфарами звеня,
Как символ славы возгорелось пламя —
Святое пламя вечного огня!
Стихи не только о мемориале Неизвестному солдату в Москве, но и тех безвестных солдатах, чьи останки разбросаны по местах сражений.
Мемориал неизвестному солдату в Александровском саду в Москве появился в результате совпадения ряда моментов истории, а также заинтересованности отдельных личностей.
Празднование Дня Победы 9 мая было введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года, который предписал считать этот день нерабочим.
Вот только указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года выходной отменили. В юбилейном 1965 году День Победы снова становится нерабочим.
После 1965 года стали массово в СССР появляться памятники, посвященные Великой Отечественной войне.
Хотя первый такой памятник появился в августе 1943 года на Тепловских высотах.
Из статьи Евгения Долматовского «Памятник близ Понырей», опубликованной 13 декабря 1943 года в газете Центрального фронта «Красная Армия»: «…Над полем битвы возвышается бетонный обелиск — памятник героям-артиллеристам гвардейской противотанковой части полковника Рукосуева… Этот обелиск высоко врезается в небо. Имена героев-артиллеристов высечены в камне. Бессмертные воины фронта вместе с нами идут по Белоруссии, вдохновляя на новые подвиги…».
Многим людям известна Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года) — совокупность стратегических оборонительных (5—23 июля) и наступательных (12 июля — 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку.
Составной частью битвы на Курской дуге стало сражение на северном фасе Курской дуги (5—18 июля 1943 года), которое проходило в том числе на Тепловских высотах, получили название от деревни Теплое, расположенной на стыке Фатежского и Поныровского районов.
Молотычевская, Поныровская, Тепловская, Ольховатская, Самодуровская – все это Тепловские высоты по названиям населенных пунктов от села Ольховатка на востоке до поселка Тросна Орловской области.
Здесь в июле 1943 года развернулось одно из самых кровопролитных сражений Курской битвы.
8 июля 1943 года, приняв на себя удар армады 30 вражеских танков на Тепловских высотах, батарея капитана Г. И. Игишева из 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады полковника В. Н. Рукосуева уничтожила 19 вражеских машин. Почти все воины батареи героически погибли в бою, но не пропустили фашистов.
Игишев Георгий Иванович (1921 — 8 июля 1943) — командир батареи истребительно-противотанкового артиллерийского полка 3-й истребительной бригады 2-й истребительной дивизии Центрального фронта.
В течение 6—8 июля 1943 года в районе села Самодуровка батарея ежедневно отражала по нескольку танковых атак, уничтожив 19 вражеских машин. 8 июля, когда орудия вышли из строя, автоматчики и артиллеристы во главе с Игишевым в рукопашной схватке отстояли огневую позицию и обороняемый рубеж. В этом бою Игишев погиб.
Вениамин Николаевич Рукосуев (1902-1945).
8 июля 1943 года, благодаря умелому и четкому руководству тов. Рукосуева, правильной расстановки работников штаба и героизма личного состава, бригада в тяжелых боях отразила атаку 300 танков, уничтожив 78 штук, в том числе 7 штук марки „Т-6“.
Всего за период с 6 по 9 июля 1943 года бригадой Рукосуева подбито и сожжено 103 танка, из которых Т-6 — 26 штук, средних — 65, малых 12.
Рискуя каждую минуту своей жизнью, Рукосуев поклялся умереть вместе с бригадой, но с занимаемого рубежа не отходить. Личным героизмом вдохновлял на боевые подвиги бойцов и командиров и устоял на рубеже, не пропустив вражеские танки. Никто из личного состава бригады, несмотря на беспрерывные бомбардировки и яростные атаки танков, не дрогнул и не ушел с занимаемого рубежа. Стойкость бригады в борьбе с вражескими танками обеспечила возможность подтянуть резервы и не допустить прорыва нашей линии обороны.
26 ноября 1943 года у села Теплое Поныровского района состоялся митинг, посвященный открытию обелиска в честь бойцов и командиров 3-й гвардейской истребительной противотанковой артиллерийской бригады (ИПТАБр), которой командовал полковник Вениамин Николаевич Рукосуев. Считается, что это первый памятник в СССР, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне.
В 1965 году появилась идея установки памятника безымянному солдату. Принадлежала она Николаю Григорьевичу Егорычеву (1920 -2005), бывшему в 1962—1967 годах первым секретарём Московского горкома КПСС.
Сначала планировалось создание памятника простым воинам погибшим под Москвой, эта идея трансформировалась в идею всем погибшим в Великой Отечественной войне. В качестве примера Егорычев использовал мемориал Неизвестному солдату в Париже Могилы и памятники Неизвестного солдата. Европа.
В июне 1965 года было направлено в ЦК КПСС из Московского горкома КПСС письмо, где предлагали: «В целях увековечения памяти советских воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками установить у Кремлевской стены со стороны Манежной площади, близ Угловой Арсенальной башни, памятник “Могила Неизвестного Солдата” с Вечным огнем славы».
Его поддержал Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980]) бывший в ту пору председателем Совета министров СССР с 1964 по 1980 год. Косыгин вспомнил мемориал в Польше.
Поддержал идею "серый кардинал партии" Михаил Андреевич Суслов.
Но встал вопрос — где разместить мемориал Неизвестному солдату? Александровский сад категорически не устраивал Леонида Ильича.
Да и зачем такой мемориал в Москве, ведь есть любимое место Леонида Ильича Брежнева во времена войны.
4 февраля 1943 года отряд морской пехоты 18-й армии численностью 271 человек захватил плацдарм «Малая земля» на берегу Цемесской бухты, оборона продолжалась 225 дней, в сентябре войска перешли в наступление и 16 сентября 1943 года город Новороссийск был освобождён.
Начальник политотдела 18-й армии полковник Брежнев 40 раз на десантных кораблях переправлялся на плацдарм, под огнём противника высаживался на берег, лично участвовал в боевых действиях на передовой, заменил погибшего пулемётчика и огнём сдерживал идущего в атаку противника, пока ему не пришли на выручку подоспевшие бойцы.
В качестве места для расположения памятника в Москве рассматривали Манежную площадь, набережную имени Мориса Тореза в районе Болотной площади, развилку Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы и другие центральные точки столицы.
Главной причиной нежелания Брежнева стало наличие в этом месте Александровского сада памятника "Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся" Мимикрия памятника. Последний становится первым..
Считалось, что фамилии на памятники были предложены лично Владимиром Ильичом Лениным и что-либо делать с памятником было кощунством. Егорычев на такое кощунство решился.
Геннадий Нилович Фомин (1914—2006) был в 1963—1967 годах начальником Главного архитектурно-планировочного управления города Москвы при Мосгорисполкоме.
Егорычев уговорил втихую передвинуть памятник на то место, где он сейчас находится. Сделали это в 1966 году. Если бы начали вопрос согласовывать, то неизвестно сколько времени бы на это ушло.
Но дело с места не сдвинулось, тогда Егорычев пошёл еще на одну авантюру.
Фомин подготовил макеты и планшеты с рисунками, а Егорычев организовал своеобразную презентацию 6 ноября 1966 года в Дворце съездов перед торжественным собранием,посвященным годовщине Великой Октябрьской Революции. Членам Политбюро понравилось и Брежнев, скрепя зубы, согласился. Он также затаил обиду, что Косыгин и Суслов раньше его узнали о планах по установке памятника.
Дальше дела понеслись высокими темпами.
12 ноября 1966 года Моссовет принял решение № 43/31 «О могиле Неизвестного Солдата в Москве». Проведение строительных работ и все расходы по сооружению монумента Моссовет взял на себя. Работу завершили к началу декабря 1966 года.
В разных странах по разному определяли неизвестного солдата, чей прах потом перезахоранивали в Могилу Неизвестного солдата. В СССР пошли своим путём.
Осенью того же года на 41-м километре шоссе Москва-Ленинград под Зеленоградом в ходе строительных работ обнаружили братскую могилу. Именно там в декабре 1941 года шли ожесточенные бои, во время которых Советская армия смогла отразить наступление пехотных и танковых соединений вермахта. Здесь насмерть стояли бойцы 16-й армии Западного фронта под командованием Константина Рокоссовского. Могилу обнаружили случайно: на нее наткнулись местные школьники.
В окопе были похоронены 12 солдат, личности которых так и не удалось установить. Известно только, что все они были в ремнях и с оружием. В результате для перезахоронения у стен Кремля выбрали останки одного из военных в солдатской форме — им стал неустановленный рядовой.
Егорычев потом делился своими мыслями: «Во время земляных работ нашли могилу. Было примерно восемь или девять человек, захоронение было наших военных. Там было несколько офицеров, и среди них был прах рядового. По петличкам всё ясно, что это не офицер, что это – рядовой солдат. Затем все они были одеты в форму. На них были ремни одеты. То есть они были нерасстрелянные, потому что, если бы были расстрелянные, и ремни бы сняли. Это было совершенно на 100 процентов ясно, что это – наши герои, которые погибли, обороняя Москву…»
Hикаких документов при солдате в могиле найдено не было — прах этого рядового был по-настоящему безымянный.
2 декабря 1966 года прах Неизвестного Солдата был помещён в дюралевый гроб цвета солдатской гимнастёрки, увитый георгиевской лентой. На крышке – солдатская каска образца 1941 года. До утра следующего дня у гроба каждые два часа сменялись часовые. В субботу 3 декабря 1966 года в 11 часов 45 минут траурная процессия двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. Траурную процессию встречали жители окрестных деревень на всем пути следования. Люди образовывали коридор, чтобы воздать почести павшим.
На площади Белорусского вокзала, где начиналась улица Горького (сейчас — Тверская улица) гроб был возложен на артиллерийский лафет. Отсюда он в сопровождении военного оркестра и роты почетного караула был отправлен к месту захоронения. Впереди медленно ехали 50 автомобилей «ГАЗ-69» с венками. На головной машине ветер развевал развернутое знамя Московского военного округа с древком, увитым траурными лентами. И вновь на площади было много людей. Фотографии с траурного шествия также можно увидеть в Главархиве Москвы.
На трибунах, установленных на Манежной площади, присутствовали Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, участники Великой Отечественной войны. Митинг открыл Николай Егорычев. Это был его день, он, ополченец 1941-го года, провожал в последний путь своего боевого товарища и прощался с теми, с кем не довелось проститься на войне.
Прах Неизвестного Солдата был погребен под залпы артиллерийского салюта под чеканный шаг шести батальонов из числа «полков рожденья сорок пятого». Над могилой воздвиглась временная памятная плита из красного гранита с надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941–1945». Соавторами этой надписи, известной всей России, стали Николай Егорычев, и Сергей Михалков. Константин Симонов и другие писатели принимали участие в обсуждении текста для надписи.
Заказ на установку памятника на месте захоронения получили архитекторы Юрий Рабаев, Дмитрий Бурдин, Владимир Климов и скульптор Николай Томский. Проект монумента был подготовлен ими в течение нескольких месяцев.
Торжественное открытие мемориального комплекса «Могила Неизвестного Солдата» состоялось 8 мая 1967 года. Руководил церемонией Николай Егорычев. Вечный огонь зажёг Леонид Брежнев, принявший факел на Манежной площади от Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Факел, доставленный на бронетранспортёре в Москву, был зажжён от огня на Марсовом поле в Ленинграде.
Впервые Вечный огонь был зажжён в Париже в очередную годовщину Компьенского перемирия — 11 ноября 1923 года.
Уже в 1921 году скульптор Грегуар Кальве предложил каждый вечер зажигать у могилы Неизвестного солдата огонь, чтобы она оставалась освещённой и ночью. В 1923 году эта идея была развита журналистом Габриэлем Буасси, выдвинувшим предложение об установлении на военных кладбищах и мемориалах традиции вечного огня.
Первую церемонию возжигания вечного огня провёл Мажино, к этому времени ставший военным министром. В 1926 году была основана Ассоциация огня под Триумфальной аркой, ставшая первой из ветеранских ассоциаций, поддерживающих традицию вечного огня у могилы Неизвестного солдата. В начале XXI века число таких организаций достигает 150, и их члены зажигают огонь каждый вечер в порядке очерёдности.
Первый Вечный огонь был зажжен в СССР 9 мая 1955 года на братской могиле на трассе Тула-Щекино Первый в СССР вечный огонь.
В 8 часов утра 12 декабря 1997 года возле Вечного огня на могиле Неизвестного солдата появился Главный воинский пост страны.
Брежнев не забыл старых обид. 20 июня 1967 года первый секретарь МГК КПСС Н. Г. Егорычев выступил на Пленуме ЦК КПСС. В своей речи он поднял вопрос о состоянии обороны страны, находившейся в ведении Политбюро во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. В частности, заявил: "Может быть, настало время… на одном из предстоящих пленумов в закрытом порядке заслушать доклад о состоянии обороны страны и о задачах партийных организаций — гражданских и военных так, как, например, на прошлом пленуме мы рассматривали вопрос о нашей внешней политике. Меня, например, как члена Военного совета Московского округа ПВО, весьма беспокоит, что противовоздушная оборона столицы недостаточно надёжна. Существующая система всё более морально устаревает, модернизация её должного эффекта уже не даёт, создание же новой системы ПВО столицы слишком затягивается."
В результате Егорычев был освобождён от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу.
- Адрес:
Москва, Александровский сад
- Дополнительная информация:
Как доставили прах в Москву:news.rambler.ru/moscow_city/4…
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 14 мая, 21:23удалитьТоже отличная статья получилась. Столько воспоминаний ! И спасибо за Асадова. До сих пор помню многие его стихи наизусть, а ведь сколько лет уже прошло !
- 14 мая, 22:10удалить
Ponyanniнаписала 14 мая в 22:23
Тоже отличная статья получилась. Столько воспоминаний ! И спасибо за Асадова. До сих пор помню многие его стихи наизусть, а ведь сколько лет уже прошло !
Спасибо Вам за добрые слова! У нас девушки просто бредили его стихами. - 20 мая, 18:17удалитьПрисоединяюсь к Анне, стихи Асадова бередили девичьи сердца!
Спасибо за интересный и познавательный рассказ! - 20 мая, 20:55удалить
Hanyaнаписала 20 мая в 19:17
Присоединяюсь к Анне, стихи Асадова бередили девичьи сердца!
Спасибо за интересный и познавательный яд маститыхрассказ!
Пожалуйста! Самое интересное, что ряд маститых поэтом с пренебрежением относились к творчеству Асадова, а простым людям его стихи нравились