1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Мясницкая, 7
Судьба усадьбы: дом Салтыковых-Чертковых.
Вроде бы тоже есть вариант прохода — особняк занимает Новый театр, купи билет и двери распахнутся. Но доступно будет не все, а хотелось увидеть залы. Что ж, для таких, как я, тоже существуют варианты, в особняк водят экскурсии. Правда, то, что я находила в течении последнего года, предлагалось в середине рабочего дня и никак не совпадало со временем отпуска. Жалание увидеть своими глазами внутреннее убранство не ослабевало, и как только я стала располагать свободным временем — активизировала поиск тура. Получилось, хоть и со второго раза.
На сайте театра-усадьбы есть ссылки на 2 турфирмы, организующие сюда экскурсии. Сначала я выбрала вариант, предусматривающий только посещение усадьбы, но за 3 дня до объявленной даты выяснилось, что эта экскурсия не состоится по непонятной мне причине. Было предложено уведомить меня о новой дате или вернуть деньги. Я выбрала деньги и тут же забронировала места у второй турфирмы, с часовой прогулкой.
Погоду прогнозировали не стабильную, с ветром и дождем, поэтому изначально и не хотелось с прогулкой экскурсию выбирать, но обстоятельства сложились иначе)
По факту сложилось все хорошо, до здания, которое сейчас занимает Новый театр мы добрались, не успев замерзнуть и промокнуть.
Перед входом экскурсовод проводит перекличку, случайные прохожие, примкнувшие послушать информацию на улице, отсеиваются, а все, заказавшие экскурсию, проходят внутрь.
Привычная процедура досмотра через рамку, затем гардероб — оставляем куртки и плащи, ожидаем местного экскурсовода.
Им оказывается молодой артист этого театра, и когда мы попрощались с "уличным" гидом (ее миссия на сегодня закончена), приглашает начать путешествие по помещениям особняка.
Возвращаемся ко входу, откуда первые мраморные ступени и перила предваряют путь на второй этаж.
Здесь также сохранились потолочные росписи. Сразу скажу, что из всей истории особняка сохранились потолки, их роспись и лепнина. Все остальное многократно переделывалось многочисленными временными хозяевами и арендаторами помещений, лишь несколько комнат уцелели в историческом виде, когда дойдем до них — скажу, хотя это и так будет видно, такой разительный контраст...
Двухэтажные деревянные палаты на этом месте в XVII веке выстроили князья Волынские.
Известно, что с 1690-х годов имение принадлежало касимовским царевичам, чей род уходил корнями к ханам Золотой Орды.
.
В 1728-м дом выкупил князь Алексей Долгоруков.
После того, как он был отправлен в ссылку, особняк некоторое время находился в запустении.
В 1742 году хозяином стал не кто-нибудь, а сам столичный губернатор Николай Салтыков.
Именно при Салтыкове здание приобретает явные черты стиля рококо – обилие затейливых лепных орнаментов, многочисленные завитки, атланты и нежные пастельные цвета в оформлении фасада. Все это великолепие — заслуга архитектора Семена Карина.
Сейчас мы вошли в первый просторный и светлый зал — "Готический".
Встроенные в повторяющие силуэты окон зеркала визуально делают зал еще просторнее.
.
За некоторыми из них сейчас — театральные приспособления, скрытые проходы и реквизит.
А за окнами — Мясницкая.
Первый из увиденных залов впечатлил нашу группу, а артист-гид предлагает следовать дальше.
По пути мимолетом видим гравюры, не забываем смотреть на потолки.
.
И вот мы уже в гораздо меньшем зале, полностью отделанном деревом.
Остается тошько догадываться когда он приобрел такой вид и как использовался.
Сейчас это тоже место лицедейства, для этого оборудована полукруглая сцена-подиум.
А за панелями, что за спиной нашего сопровождающего — камин.
Как оказалось, очень много в здании имеет потайные местечки разного объема. Где-то, как здесь, прячется действующий камин, в других — от ящичка для мелких пустячков — до полноценных комнат.
Проходим некоторые помещения, где в нишах — афиши, на наличниках — резьба, стены и потолок заполнены лепниной.
.
.
Около века усадьба была пристанищем членам семьи Салтыковых. Пожалуй, это было самое спокойный период в судьбе усадьбы, хоть на это время и выпала война с Наполеоном. Усадьба уцелела среди полыхающей Москвы в 1812 году. Некоторые даже уверяют, будто красотой особняка восхитился сам Наполеон I, проведя здесь две ночи. Документальных свидетельств этому не сохранилось, как и очевидцев.
.
Следующий известный факт из биографии усадьбы — в 1826 году она оценивалась в 150 тысяч рублей и владела ей принадлежала она супруге Сергея Васильевича Салтыкова Александре Сергеевне.
По каким-то причинам в 1831 году особняк продается и его приобретает губернский предводитель дворянства, отставной полковник Александр Чертков. С той поры особняк становится культурным центром Москвы. Здесь устраивались балы, концерты, чтения, выставки, в которых принимали участие Н.В. Гоголь, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. И. Глинка, В. А. Жуковский...
Рассказывают следующий эпизод с Н.В. Гоголем во время первого представления "Ревизора". На спектакле писатель сидел в ложе вместе с Чертковыми. Когда в антракте публика стала вызывать автора, смущённый Гоголь покинул ложу и ушёл из тетра. Когда же недоумевавшие Чертковы вернулись домой, они обнаружили, что Николай Васильевич… спит у них в гостиной на диване.
На здании есть герб Чертковых с девизом "Вера и честь".
Будучи коллекционером, Чертков собрал уникальную и самую большую по тем временам библиотеку из книг, посвященных истории России. Уверяют, что в здесь работал над "Войной и миром" Лев Толстой и изучал точные науки Константин Циолковский.
Сейчас мы застали на мой взгляд разруху: книги лежат на подоконниках, от раритетов не осталось и следа.
После смерти Александра Дмитриевича его сын Григорий пригласил архитектора А. В. Булгарина, который значительно изменил облик здания, с 1859 и по 1963 год были перестроены крылья главного дома и изменены фасады.
Выполняя волю отца, он открыл в усадьбе первую бесплатную частную публичную библиотеку с читальным залом в специальной пристройки со стороны Фуркасовского переулка . В дальнейшем её перевели в библиотеку Румянцевского музея, а затем в созданную в 1938 году Историческую библиотеку.
Так, вслушиваясь в истрии, мы добрались до центрального помещения на втором этаже.
Сориентироваться помог балкон, на который все вышли. Как нам сказали — впервые в этом году.
.
Парадный подъезд прекрасно виден сверху.
Но мы спешим вернуться в зал.
Его главное украшение, даже не только зала, а всего здания — камин, изготовленный в 1897 году по эскизам Михаила Врубеля. Его роль – презентационная, он задумывался как диковинка, спасобная поразить внимание посетителей усадьбы.
Выполнен он из гипса, в орнаменте в виде переплетающихся ветвей замерли фавны, укрывшиеся среди них и идразующие рамку зеркалу, доходящему до потолка.
.
Он может показаться знакомым, ведь сцену переговоров американцев с немцами о заключении сепаратного мира фильма "Семнадцать мгновений весны" снимали на его фоне.
.
После камина несколько следующих помещений мало затрагивают душу.
Сейчас мы в зрительном зале.
Впрочем, в ходе спектакля по произведению Н. Лекова "Тупейный художник" зрители нк сидят на одном месте, а перемещаются вслед за сюжетом. Немного и нас провели по местам действия.
.
Задействованы куры и козы, которых между спектаклями возвращают на подмосковную ферму до следующих "гастролей".
.
Не очень представляю, каково зрителям ходить по темным и узким коридорам-переходам от декорации к декорации в процессе развития сюжета.
Нас было около 20 человек, и то мы растягивались в пространстве, а если полный зал должен куда-то пройти? Пока у меня не возникло желания ознакомиться с репертуаром Нового театра, честно говоря.
Но вернемся к истории усадьбы.
В 1871 году Григорий Александрович переезжает в Санкт-Петербург, и имение передается дальней родственнице Чертковых княгине Наталье Алексеевне Гагариной. Предварительно заложив особняк Московскому кредитному обществу, на полученные средства она занялась глобальной перестройкой, осуществленную архитектором Николаем Матвеевичем Соколовым. В результате все постройки были объедены в единое целое, здание приобрело стиль рококо, на его фасадах появилась многочисленная лепнина в виде гирлянд, пути, атлантов...
Перед главным домом был выстроен павильон, а боковые корпуса стали сдаваться в аренду.
два книжных магазина и магазин по продаже семян "Иммер Эрнест и сын", правление Российского общества любителей садоводства, редакция журнала "Сад и огород" и другие учреждения.
Однако, через 8 лет имение выкупает Клавдия Обидина, цена составила целых 750 тысяч рублей! И тоже начала с переделок.
Ее проект по превращению усадьбы в доходное место оказался успешным. Новая владелица стала сдавать в аренду не только боковые пристройки, но и главный корпус здания.
Начиная с 1890-х в доме находились Московское архитектурное общество и Литературно-артистический клуб, проходили заседания Московского архитектурного общества, а в 1899 году разместился Литературно-артистический клуб и кружок, организатором которых, в том числе, бывал Фёдор Шехтель.
В 1890-х годах году перед главным домом, по проекту архитектора Ю. Ф. Дидерикса был построен павильон и там разместился ресторан Симона Милли, открытый в 1902 году.
В 1906 году к главному входу по проекту архитектора А. И. Дитриха было пристроено здание. В помещении был открыт магазин, здесь торговли металлическими изделиями "Роберт Кенц" и "Н. Феттер и Е. Гинкель". Все эти пристройки были снесены при реставрации здания.
Внутреннее убранство особняка также претерпело изменения: Обидина заказала у архитектора Федора Шехтеля массивную лестницу, которая сегодня является ярким центральным элементом убранства усадьбы, как бы связывая воедино его разномастные комнаты.
В 1914 году усадьба переходит в собственность предпринимателя Кеппена, что чуть было не стало роковым событием, он планировал снести особняк и возвести на его месте доходный дом. Но тут по поговорке — не было бы счастья, да несчастье помогло. Началась Первая мировая война, следом — Октябрьская революция, предприниматель сгинул и усадьба долгое время стояла заброшенная.
Только в 1923 году здесь открыли Клуб красных директоров, при котором были организованы курсы математики, экономики и физики для бывших крестьян и матросов. Главой клуба был назначен кто бы вы думали? Феликс Дзержинский!
Дальше был поток размещения различных учереждений: Дом инженеров, 30-х дом принадлежал Всесоюзному обществу "Знание", редакция журнала "Наука и жизнь", снимались фильмы...
В подвале флигеля разместился Химико-бактериологический институт доктора Ф. Блюменталя, который выпускал препараты для прививок от холеры и прочих болезней.
Мы уже прошли несколько помещений, в том числе репетиционно-балетный зал ,
ванную комнату, используемую в спектакле ..,
комнату с фонтанчиком и черепами...
Нам дали достаточно времени, чтобы рассмотреть лепнину на потолке в некогда гобеленовой комнате.
.
Гобелены не сохранились, сейчас на стенах роспись. Мое внимание онс не привлекла.
А вот потолок впечатлил.
.
На нем изображены охотничьи сцены, весьма реалистично.
.
.
.
.
К этому залу примыкает, пожалуй, самая сохранившаяся комната —
“Мавританская комната”.
.
В каталоге архитектурно-художественной технической выставки зал упомянут как “Арабская курильня”.
Интерьер здесь отделан в популярном в конце позапрошлого века “восточном вкусе”. .
Окошко с витражем тоже арабской тематики.
.
Мавританская комната сплошь покрыта узорами по мотивам искусства каллиграфии мусульманских народов – арабесками, составленными из геометрических и растительных орнаментов с включением арабской вязи.
.
Похоже, сейчас это чья-то гримерная, или тоже часть декорации к спектаклю.
Баночки и кисточки мешали мне, выбивались из образа.
.
Современное возрождение особняка началось в 1990-х годах, в Россию из Америки прибыл потомок рода Чертковых Николай Сергеевич с намерением возродить особняк и библиотеку своего предка. Однако, в то время особняк был арендован обществом "Новое знание", по сути — ЛогоВаз Бориса Березовского. Договор аренды был заключён на 49 лет с условием реставрации особняка в течении двух лет, но это условие выполнено не было. В результате споров договор был расторгнут и здание перешло в очередные новые руки – "Европейское экологическое общество", благодаря этому здание сохранилось, но планы потомка воплотить не удалось.
С 2022 года усадьба Салтыковых-Чертковых стала домом для "Нового театра" под руководством Эдуарда Боякова..
Сейчас труппа работает над иммерсивным спектаклем "Лубянский гример", основанным на рассказе Николая Лескова "Тупейный художник".
Закончилась наша экскурсия в подвалах со сводчатыми потолками, сохранившимися без изменений во всех перепитиях. Здесь нам предложили чай с пряниками и баранками.
Вышла я слегка разочарованной. Грустно, что прекрасное здание выпотрошено изнутри и вряд ли обретет, вернет свое очарование и достоинство.
Пусть дальнейшая ее судьба будет достойной.
- Адрес:
Москва, Мясницкая, 7
- Дополнительная информация:
spratto.livejournal.com
Аренда залов: pogostite.ru/conferenc-zaly/m…
Усадьба площадью более 6500 кв. метров занимает целый квартал - Телефон:
7(495)118-3716
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва