Краков был "знаком" мне с детства, хотя я в нём в то время не была. Думаю, что подобным образом с городом были знакомы многие, так называлась любимая россиянами колбаса краковская (лично мне она не нравилась). Название для того времени необычное, поэтому я спрашивала: "Почему она так называется?"- отвечали, что есть в Польше такой город.
И вот через много-много лет я в Кракове, причём совершенно неожиданно, такой приятный случился сюрприз.
Краков — один из древнейших городов страны, но не первая ее столица. До него главным городом государства успели побывать Гнезно, Познань и Плоцк, но, ни одному из них (и даже нынешней Варшаве) не удалось занять, то место, которое до сих пор прочно удерживает Краков. Именно с ним ассоциируется расцвет Речи Посполитой.
И хотя сейчас Краков не является столицей государства, но от этого отношение к нему внутри страны не изменилось. Город по-прежнему воспринимается как средоточие "польскости", он является местом, где живет дух Польши, где сердце бередят воспоминания о великом прошлом и витают фантазии о его будущем. Сбудутся ли они?!
В 1978 году Старый город Кракова (наряду с Вавелем и Страдомом) был внесен в список ЮНЕСКО. Это был один из первых 12 объектов, удостоенных такой чести.
Место в списке ЮНЕСКО — не единственная награда, присуждаемая Старому городу. В 1994 году он был признан историческим памятником наряду с Пясеком, Погужем, Новы Святом, Страдомом, Казимежем и Вавелем.
Краков стоит на Висле, которая является его жизненной силой: от источника орошения и торговли до места отдыха и развлечений. Не зря её называют "Королевой польских рек".
Если город стоит на воде, то окружающая обстановка преображается, выглядит более впечатляющей.
Вот и Костёл на Скалке или Церковь Святого Архангела Михаила и Святого Станислава на берегу реки выглядит привлекательно. Расположен он на "Скалке". Ничего общего с кухонной утварью это название не имеет, на польском оно означает "маленькая скала". Здесь, по преданию, в 1079 году, по приказу польского короля Болеслава II Смелого, а по некоторым источникам им самим, был убит епископ Станислав. Король запятнал себя тем, что обесчестил девушку дворянку, архиепископ Гнезно должен был бы осудить короля. Но все промолчали, кроме Станислава. Когда однажды Болеслав пришел в собор, где служил епископ, молитвы были сразу прекращены. Разгневанный король сначала послал слуг убить строптивца, когда же те отказались, убил его собственноручно и затем рассек тело на четыре части. Предание говорит также о чудесном событии, произошедшем тогда. Разрубленные части тела епископа соединились вновь и тело святого мученика стерегли прилетевшие внезапно орлы.
Эти события привели к изгнанию короля и канонизации убитого епископа.
Говорят, что в этом месте по ощущениям останавливается время — настолько оно спокойное и величественное.
На высоком берегу реки находится замок Вавель, который является духовным сердцем Кракова, да и всей Польши. Королевский замок Вавель в Кракове и седьмая чакра Земли. Он был первой достопримечательностью Кракова, которую я увидела. От него было продолжено знакомство с городом, в основном по "королевской" дороге с небольшими отклонениями и не с её начала, а с конца.
Она начинается от Флорианских ворот (точнее, от площади Яна Матейко, которая находится уже в Клепаже) и проходит по улице Флорианской, через площадь Главный Рынок и далее, по улице Гродской, до Вавельского замка. В принципе, знакомство со старым городом стоит начинать с этого маршрута, так как вы увидите наиболее значимые здания и сооружения.
Рядом с замком, в самом конце улицы Гродской, находится костёл Святого Эгидия. По преданию, храм построил князь Владислав в благодарность Богу за рождение сына, позже известного как герцог Болеслав III Кримут. В 19 веке в Кракове началась перепланировка: сносились защитные укрепления Старого города и многие ветхие здания. Костёл также планировалось разрушить, но жители города выступили против и сумели отстоять храм.
Перед входом в храм установлен мемориал Катынский крест, в виде деревянного креста высотой пять метров, посвященный жертвам катынской трагедии и политических репрессий. На перекладине креста есть надпись KATYŃ и даты 1940 и 1990. Возле мемориала в государственные праздники проходят церемонии, люди возлагают цветы и отдают дань памяти жертвам трагедии.
Честно говоря, о Катыни я знала, но без подробностей, захотелось узнать больше об этой трагедии. katynpromemoria.pl/язык/?lang…
К центру города пошли по небольшой улице Каноников. Слуги господни издавна селились здесь, у подножия Вавельского холма. Она является одной из самых древних и живописных в Кракове и соединяет Страдомскую и Сенатскую улицы.
Когда-то она была важнейшим участком знаменитой Королевской дороги, по которой польские правители следовали от Флорианских ворот до Вавельского замка.
Фото из интернета
С самого края видим дом, который знаменателен тем, что в нём жил знаменитый польский летописец Ян Длугош. Благодаря ему сегодня известно много краковских старых легенд, которые он более полутысячи лет назад искусно переплетал с реальными фактами.
Построено здание было в 14 веке, рядом с ним в то время размещалась королевская баня. Согласно легенде, придворные юной королевы Ядвиги подглядывали тут за ее будущим возлюбленным Владиславом Ягайло.
Сейчас в нём раположен ректорат папского университета имени Иоанна Павла II.
Nil est in homine bona mente melius. "Нет в человеке ничего лучше доброго разума". Написано нпд входом в дом летописца.
Ещё в Вавеле я обратила внимание на то, что над порталами или на самих зданиях имеется много надписей на латинском языке. Латинский я изучала, но познаний моих явно не хватало для их прочтения. Для себя решила, что все они связаны с религией, но, идя по улице, увидела, что и здесь на зданиях имеются подобные, только чаще всего они носят поучительный характер, но об этом я узнала позднее.
"Procul este profani" написано над входом.
"Подите прочь, непосвященные" (профаны), это изречение принадлежит Вергилию, его взял Пушкин эпиграфом к своему стихотворению "Поэт и толпа". Так во что мы не посвящены? В тайну! За этой дверью скрывается один из самых красивых внутренних двориков Кракова.
Жители всячески пытались сделать свой дом похожим на королевский замок. Внутри они устраивали аркадные светлые дворики вроде этого.
Но вот чтобы в него попасть, нужно знать одну хитрость: вход туда возможен лишь из Музея Епархии, расположенного в следующем здании на этой же стороне Каноничей улицы.
Музей краковской епархии, назван именем архиепископа Кракова кардинала Кароля Войтылы, который проживал в нём в 50-х — 60-х годах прошлого века.
На доме №18 по улице Каноников можно прочесть семь надписей.
"Desperanda ne tentes". "Не совершайте попыток в отчаянии".
Я зафиксировала только одно, так как на тот момент перевести их не могла, и они для меня больше были как архитектурная деталь, но хотелось знать, что же они означают.
В интернете нашла их фото. На первом фото в коллаже написано: "Оperosum est cunctis placere". "Трудно угодить всем" — и не поспоришь, верно сказано.
2. "Conscia mens rectioni(s) arridet"- "Разум, осознающий правоту, смеётся". Дословно "Сознание улыбается исправлениям".
3."Virtus labore nitescit" — "Сила проявляется через упорный труд".
4."Perficienda aggredere" — "Всё нужно доводить до конца" или "Атака должна быть завершена".
5."virtutis premium gloria" -"Первая слава добродетелей!"
6."Durum allocutum d(e)is arceri" — "Трудно удержаться от того, чтобы не призвать богов".
Идём дальше. Дворец епископа Эразма Циолека.
Величественное, средневековое сооружение. На месте дворца, в 16 веке находились два мещанских дома. По приказу епископа, эти сооружения были между собой соединены воедино. Внутри, помещения были богато украшены лепниной, и другими декоративными элементами. Вокруг дворца был большой двор. Следующими владельцами здания стали Николай Вольский, а потом – кардинал И. Радзивилл. Дворец имеет три этажа. Над входом в помещение размещен герб с буквой "S" и изображением орла. Это говорит о том, что построили достопримечательность во времена правления Сигизмунда Старого. Внутри строения демонстрируются две экспозиции – православная живопись и искусство Польши 12-18 века. Самый ценным экспонатом, который там выставляется, является деревянная статуя Девы Марии 15 века.
Отель "Коперник", Пятизвездочный отель расположен в здании эпохи Возрождения, он славится своим красивым старинным интерьером, а с его крыши открывается замечательная панорама на Вавель и Гродскую улицу, которая идёт параллельно Каноничей.
Дом Капитула Шренява. В средние века на месте, где сегодня стоит дом Шренявского капитула, стояло два доходных дома. Один из них был построен в 14 веке каноником Петром. Около 1525 года по приказу епископа Яна Конарского здания были объединены.
Над порталом гербы эпохи Возрождения: слева — Хабданк (Абданк) с епископскими знаками отличия, справа — герб Краковского капитула. На оси портала расположен барочный картуш с гербом Краковского капитула и гербом Шренявы (отсюда и название доходного дома), увенчанный короной, покрытой епископской шапкой. В углах внешнего профилирования портала симметрично размещены два герба: слева Венява и справа Боньч.
Сейчас здесь АРТ ресторан, в котором говорят хорошая кухня, вина, потрясающий интерьер и спокойная атмосфера. Не была, к сожалению ((
Недалеко находится и "Бон Ами" — Cafe & Bistro, которое также положительно характеризуется.
Для семей с детьми в нём есть прекрасная игровая площадка с множеством детских книг.
Вот и прошли по улице Каноников и вышли на Сенатскую, а с неё выходим на Улицу Гродскую, где останавливаемся перед грандиозным белым фасадом Костёла Петра и Павла — первого в Польше строения в стиле барокко. На переднем плане памятник иезуиту Петру Скарге — ксёндзу, надворному казначею кардинала Ежи Радзивилла, который руководил строительством костела.
В Кракове существует шутка о том, что это самый маленький храм во всём городе. Дескать, он был настолько тесен, что даже фигуры святых пришлось расставлять снаружи, ибо внутри для них не оказалось места. Хотя на самом деле он велик, а расставленные перед ним двенадцать апостолов визуально выравнивают стоящий криво по отношению к Гродской улице фасад. Кроме апостолов храм украшают ещё шесть статуй. Они виднеются в нишах на его главной наружной стене. Это иезуитские святые. Именно для этого монашеского ордена был построен Костёл Петра и Павла.
Здесь всегда особенно много туристов, также здесь остановка открытых конных экипажей — весьма любимого туристами транспорта.
Далее по Гродской находится костел св. Андрея. Это один из старейших храмов Кракова, он построен в 1079-1098 гг. Примечательно, что здесь же находится один из старейших вертепов в Европе. Вертеп — это небольшой кукольный театр со сценами из Священного писания, чаще всего — рождественскими. Достопримечательностями этого костела являются также собрание мощей, относящееся к концу 12 — началу 13 веков, а также относящаяся к тому же периоду уникальная мозаика с изображением Богоматери. Во время набега орды хана Батыя в нем укрывались местные жители.
Рядом с ним находится краковское отделение Института Сервантеса, с красивым порталом. Эта
организация, продвигающая испанскую культуру по всему миру, её филиалы есть и в России.
Идём дальше. От голода в Кракове точно не умрёшь. "Ресторан "Pod Aniołami" (Под Ангелами). Располагается в настоящем отреставрированном подвале, где когда-то находилась алхимическая лаборатория. Процесс приготовления некоторых блюд проистекает на глазах посетителей, так как варится всё в печи, стоящей в одном из залов.
А здесь своеобразная средневековая" нумерация" дома со львом.
Далее на нашем пути располагается еще одна достопримечательность (необходимо немного свернуть с улицы Гродской на Доминиканскую) — Костел Святой Троицы, или Доминиканский костел. Он принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале 13 века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.
Сыновья Св. Доминика прибыли в Краков в 1222 году из Болонии, будучи приглашёнными епископом Иво Одровонжем, который отдал им костёл Св. Троицы, а приход перенёс в Мариацкий костёл.До того, как в городе был возведен грандиозный Мариацкий костел, именно этот храм считался главным. Его фасад выполнен из красного камня, впечатляет необычная форма фронтона и кружевной белый декор. К сожалению, внутренний готический интерьер Костела сгорел в 19 веке, и то, что видят современные туристы — это неоготическая реконструкция.
Недалеко находится Дворец Епископов с внутренним двориком.
Дом Суского — название здания, которое находится в Кракове на улице Гродская дом 26.
Было построено в 1909 году в стиле исторического модернизма по проекту польского архитектора Владислава Экельского, который использовал архитектурные элементы краковских Суконных рядов.
Сейчас в нём расположен Макдональдс. Примечательно, что вывеска у него неброская, не кричащая, что радует.
Рыночная площадь в Кракове.1863 год. Художник Марцин Залесский.
Так незаметно, дошли до центральной площади Кракова — Рыночной, поляки называют её просто "Рынок". Для них она является "сердцем" города, все дороги сходятся здесь. Она одна из самых больших в Европе. Кстати, уступает в размерах только площади Сан-Марко в Венеции.
Возникла она по плану 1257 года, согласно которому центром города должна была стать площадь, от которой в разные стороны расходились бы по три прямые улицы. И весь город был таким образом поделен на квадраты, как шахматная доска.
Так возникли четыре квартала, границами которых стал крест из улиц, пересекавшихся в центре Рыночной площади: это были кварталы Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский.
Площадь не раз становилась свидетелем важнейших исторический событий. Здесь после коронации королю приносили клятву мещане. Проходили на площади и казни.
Первое, что вы увидите, выйдя на площадь с улицы Гродской, будет небольшое серое здание в романском стиле. Это старейшее здание Кракова – Костел святого Войцеха. Св. Войцех (955-997), первый польский святой, был епископом Праги. Он приезжал ко двору польского короля Болеслава Храброго и крестил на этом месте предков современных поляков. Был зарублен язычниками-пруссами неподалеку от нынешнего Калининграда.
Костёл появился гораздо раньше, чем сама площадь. Улица Гродская, на которой он стоял, в раннее средневековье была частью важного торгового пути из Венгрии, на этом пути и был возведён. Он выполнял еще и оборонительные функции. Костел был возведен из тесаного известняка в конце 11 в.
К настоящему времени часть здания "ушла" под землю, и сейчас в подвальном помещении располагается археологический музей, в котором выставлены экспонаты, обнаруженные археологами на площади и в ее окрестностях, в верхней части действует костёл, в котором также есть несколько уникальных экспонатов, относящихся к 15-16 векам.
В центре площади расположены торговые ряды – Сукеннице. Название это происходит оттого, что раньше эти ряды принадлежали торговцам суконщикам. Это протяжённое двухэтажное здание с колоннадой арок. На первом этаже расположены торговые ряды с большим количеством сувенирных лавок, где предлагаются изделия мастеров – ремесленников.
В одной из арок висит нож, видимо как предупреждение и напоминание, им в средневековье отрезали уши рыночным ворам.
Поднявшись на второй этаж, можно посетить экспозицию Национального музея.
Перед Суконными рядами стоит памятник выдающемуся польскому поэту Адаму Мицкевичу -"наше все" для поляков. Памятник был поставлен здесь в честь столетнего юбилея поэта в 1898 году, но в 1940 году его снесли немцы во время оккупации города. Его обломки были найдены на свалке в Гамбурге, были отреставрированы и памятник был открыт в 1955 году к столетию кончины поэта.
Скульптуру поэта окружают аллегории Отчизны и Доблести, и Науки и Поэзии
Великий польский поэт родился в Беларуси, а умер в Стамбуле, его нога не ступала на краковскую землю, но прах его ныне покоится в Вавельском кафедральном соборе.
У памятника всегда много людей, которые просто приходят сюда посидеть, отдохнуть.
Рядом с Суккенице расположено высокое 70-метровое здание с часами – ратуша, вернее то, что от неё осталось. Кстати, сохранившаяся от ратуши башня после прямого удара молнии стоит под наклоном, прямо как Пизанская, правда наклон совсем небольшой и практически незаметен.
В неё пускают туристов, вход платный, но я, к сожалению, на неё не поднималась, хотя говорят, что оттуда открывается роскошный вид на весь город.
Мариацкий собор. Он является одной из главных святынь Польши. Нынешний великолепный готический собор – это третье здание, стоящее на этом месте. Сначала собор был деревянным, потом на его месте был воздвигнут собор в романском стиле, но он был разрушен монголо-татарами, и уже в 1290 году стали возводить здесь новый храм, уже готический.
Первое, на что обращаешь внимание, глядя на костёл — это две его башни разной высоты. Левая называется Хейналица и имеет высоту 82 м., правая — Колокольня (69 м.). Официальное наименование храма Архипресвитерский костёл Успения Пресвятой Девы Марии.
Согласно легенде, сооружение костела было поручено двум братьям – умелым каменщикам. Старший брат быстро справился с постройкой первой башни со шпилем. Довольный своей работой, он уехал в другой город, на строительство следующего храма. Когда он вернулся, то увидел, что брат еще не закончил свою башню, но она была явно крепче, массивнее первой, то есть могла стать более высокой. Старшего брата обуяла зависть и злоба. И он убил брата-соперника. Но, придя в себя, после вспышки гнева, он устыдился содеянного и в отчаянии бросился с недостроенной башни вниз на камни площади. Есть и другие версии этой легенды.
У подножия большой башни с северной стороны расположена пристройка, в которой находится лестница, ведущая внутрь башни. Над входом её бронзовая мемориальная доска, представляющая триумф короля Яна III Собеского.
Фото из интернета
Внутреннее убранство Костела вызывает восхищение. Прекрасны витражи 14 века. Самым ценным экспонатом базилики является деревянный алтарь, созданный В. Ствошем, насчитывающий 200 фигурок от 3 см до 3 м. Его размеры: 13 метров в высоту и 11 – в ширину, и это самый большой средневековый алтарь из дерева в Европе. Мастер работал над ним 12 лет.
Фотографировать в храме категорически запрещено.
С собором связана легенда. С конца 14 века трубач на башне костела играл особый сигнал, именуемый "хейнал"(от венгерского hajnal "утро"). Он возвещал горожан о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер — о закрытии входа в город.
Трубач играл на четыре стороны света по очереди: сначала на Вавельскую сторону для короля (юг), затем в сторону ратуши для городских властей (запад), затем в сторону городских ворот для стражников (север) и, наконец, в сторону пожарной охраны (восток)
Легенда гласит, что однажды трубач заметил подступавшее к Кракову татарское войско. Он заиграл, чтобы предупредить народ об опасности, но меткая азиатская стрела пронзила музыканту горло, и мелодия оборвалась.
Горожане отбили атаку. В память об этом хейнал звучит над городом ежечасно, неожиданно прерываясь.
youtu.be/WVQbxXvyG7A?si=kpwYq…
Хейнал сегодня является одним из символов Польши. В 1927 году его мелодия стала позывными 1-й программы польского радио, а 11 июня 2000 года он был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как мелодия, которую сыграли одновременно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира.
Туристы обычно собираются во дворике за Мариацким костёлом. На ту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, и увидеть его является хорошей приметой.
"Над Краковом убитый трубач трубит бессменно.
Любовь его бессмертна, сигнал тревоги чист."
Булат Окуджава. "Прощание с Польшей". Окуджава любил Польшу, у него много стихов, посвящённых этой стране. А это, впоследствии ставшее песней, посвящено Агнешке Осецкой – польской поэтессе, писательнице, режиссеру и журналистке, с которой он дружил долгие годы.
Есть ещё одна легенда, которая появилась после третьего раздела Польши. Осенью 1795 года страны договорились о полной ликвидации Речи Посполитой и разделе ее территорий. Пруссии досталось все Мазовецкое воеводство, включая Варшаву, но после войны с Наполеоном в 1815 году Россия забрала эти земли, создав тут Царство Польское. Австрия присоединила земли Западной Галиции с Краковом, а Россия – Западную Белоруссию и Волынь.
123 года на карте не будет существовать Речь Посполитая, лишь после Первой мировой войны она возродится.
Так вот, в легенде говорится, что Польша снова обретет независимость, если хейнал будет сыгран с минарета самаркандской мечети. Именно самаркандской. В 1917 году, неизвестный поляк забравшись на минарет сыграл хейнал. Вскоре после этого на карте появилась независимая Польша.
Обычно этот костёл разделён на две части — для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А вот справа находится вход для туристов; здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть.
Но в выходные дни утром можно пройти вместе с теми, кто молится. И, при должном почтении к религиозной службе, осмотреть костёл.
На площади всегда много голубёй, но оказывается, согласно легенде они вовсе и не птицы.
Согласно легенде, а Краков город легенд, в 12 веке Польша была разрозненным государством. Король Хенрик IV решил объединить страну, но для этого ему, кроме согласия остальных правителей, нужно было отправиться в Рим, чтобы получить благословление Папы Римского. Для этого нужно было много денег, которых у него не было. И тогда король решил обратиться к местной колдунье-чернокнижнице. Хенрик рассказал о своей проблеме и попросил у нее денег. Ведьма согласилась помочь ему, но с условием, что в Рим король отправится один, а его дружина будет дожидаться в Кракове в облике голубей. И Хенрик согласился…
На следующее утро старуха пришла на Рыночную площадь, где выстроилась королевская дружина. Одним заклятьем она превратила воинов в птиц, которые взмыли в воздух и уселись на крышах домов и башнях Мариацкого костела. С крыш посыпались камни, которые, упав на землю, превратились в золото. Король собрал богатство в мешки и отправился в Италию, но так как путь был долгим, всю дорогу он кутил и сорил деньгами, так и не доехав до Рима. С пустыми руками король вернулся в Краков, и там его ждала другая беда: ведьма исчезла, и вернуть его рыцарям прежний облик было некому. Так и остался король без объединенного королевства и верной дружины. А голуби на площади до сих пор ждут возвращения Хенрика, короля всей Польши.
Дома, окружающие площадь, практически все, имеют интересную историю или легенду.
К примеру дом №6 — Kamienica Szara (серый дом), рядом с костёлом. По легенде этот дом подарил король Казимир Великий своей возлюбленной Шаре (Szara). От этого и пошло название, но слово szara (шара) в польском языке значит "серая", поэтому название можно перевести и как "серый дом". Во время народного восстания под предводительством Костюшко, здесь размещался штаб восставших.
Дом №7 — Kamenica Montelupich — дом семьи Монтелюпих. Здесь находилась первая профессиональная польская почта. Видимо поэтому на площади стоит старинная почтовая повозка.
Дом №9 связан с российской историей. Это Kamienica Bonerowska — дом Бонеровских. В 1604 году здесь проходила свадьба Дмитрия Самозванца с Марией Мнишек.
Дом № 16 построен в 15 веке, в нём находится ресторан Wierzynek, который интересен внутренней отделкой 16 века. Здесь городской богач Миколай Вежинек принимал почётных гостей короля Казимира Великого, участвующих в краковском конгрессе 1364 года. На том приёме присутствовал император Карл IV, король венгерский Людвик Великий и другие знатные гости. Приём прошёл на высшем уровне — гости ели из золотой посуды, а еда была самая, что ни есть изысканная. Словом, пир горой.
После принятия столь высоких гостей слава о Вежинке пошла по всей Польше. И сегодня, когда хотят сказать о богатом столе, говорят "как у Вежинка".
Рядом Гетманский дом, принадлежавший в 18 веке гетману Яну Браницкому, существует с конца 13 – начала 14 века, на его нижнем этаже сохранились готические крестовые своды с гербами – для их осмотра достаточно зайти в расположенный здесь книжный магазин. Дом обладает великолепным барочным порталом.
Дом № 26 (Дом Луны). У него на углу — на уровне второго этажа — стоит статуя Яна Капистранского. В нём жил знаменитый маг и чернокнижник Ян Твардовский, герой многих народных сказаний и легенд. Его обычно называют "польским Фаустом." Он жил во время правления польского короля Сигизмунда Августа, то есть ко второй половине 16 века. Он блестяще окончил Ягеллонский университет, изучив богословие, астрономию, естественные науки, историю и искусство врачевания, но, получив все дипломы и регалии, став университетским профессором, продолжал умножать свои познания.
Для короля Сигизмунда II Августа, он сумел вызвать дух его покойной жены. Ещё будучи наследником польского престола он полюбил красавицу княжну Барбару Радзивилл. Став королем, вопреки воле своей матери и без ведома государственных чинов, женился на любимой.
Через год Барбара неожиданно умерла на руках мужа. Как говорят, к её смерти была причастна свекровь. Убитый горем король пожелал вызвать дух усопшей. Его друзья, видя его мучения, приглашают Яна Твардовского.
Фото из интернета
Один из очевидцев, доктор философии и медицины Иоахим Поссел писал: " К нашему всеобщему удивлению, спустя некоторое время от начала спиритического сеанса, в углу комнаты действительно появился призрак нашей усопшей королевы. Я не верил своим глазам! Ее фигура источала такую неподдельную грусть и печаль, что король, не удержавшись, бросился к своей возлюбленной. Но Твардовский решительным жестом остановил короля, едва ли не силой усадив его в кресло, и видение – исчезло…" Говорят, что сделано это было при помощи особого зеркала, которое могло вызывать тени умерших.
Лет восемьдесят тому назад исследователи старины в одном из старых костелов случайно нашли старинное зеркало. Надпись на латинском языке; бегущая по тяжелой раме, гласила, что зеркало принадлежит пану Твардовскому, "который пользовался им во время своих магических занятий". Ученые начали внимательно исследовать зеркало. Оказалось, что на его полированной поверхности есть замаскированные изображения, которые проявляются только при определенных условиях. Чтобы увидеть их, необходимо, во-первых, чтобы на зеркало под строго определенным углом падали лучи света, во-вторых, перед зеркалом на определенном расстоянии должна быть завеса из дыма или пара — своеобразный экран, на котором и появляется изображение. Дым клубится, растекается, и изображения кажутся живыми — они дрожат и двигаются. Подобные зеркала встречались и на востоке, но такого чёткого изображения как у Твардоского не было, у него была, по сути, была голограмма.
Дом №27 "Под баранами". Уже в 15 — 16 веках в этом здании, в подвальном помещении размещался трактир. В 1956 году было основано легендарное кабаре "Пивница под баранами". Тут бывали Анджей Вайда, Славомир Мрожек, Чеслав Милош и Агнешка Осецка, не раз исполнялись песни Окуджавы и Высоцкого.
В 1537 г.оду здесь был заколот королевский архитектор Бартоломео Береччи, автор вавельской часовни Св. Сигизмунда, убийство до сих пор не раскрыто. В 1709 г. жил российский царевич Алексей. Во время Второй мировой войны тут были штаб СМЕРШа и комендатура НКВД.
Обо всех домах не расскажешь, их много на площади, а мы идём на Флорианскую улицу. Эта улица начала застраиваться ещё в 14 веке, и сегодня здесь можно видеть дома самых разных эпох и стилей.
В начале её обратим внимание на дом №1 — "под эфиопами" с оригинальным барельефом, изображающий двух эфиопов, держащих корзину с фруктами. В 16 веке здесь была аптека, известная как "Аптека под эфиопами".
В доме №14 находится портал с массивными колонами — это отель "Под Розой".
Во 2-й половине 16 века дом принадлежал семье Проспера Прованы, который в 1558 году по велению короля Казимира Августа организовал регулярное почтовое сообщение между Краковом и Венецией.
Фото из интернета
С этого времени дом украшает прекрасный ренессансный портал, с массивными колонами. Латинская надпись над входом гласит: "Пусть дом этот стоит пока муравей не выпьет моря, а черепаха не обойдёт весь мир".
В начале 19 века семья Бурчиньских, владевшая домом к тому времени, открывает здесь гостиницу. В 1805 году её гостем становится российский царь Александр I и его брат Константин. С той поры гостиница стала называться "Hotel de Russie" (Русский отель). Под этим именем гостиница просуществовала до 1864 года, когда русские войска жестоко подавили январское восстание, и название "русский" стало просто оскорбительным. Тогда отелю было дано нейтральное имя "Под Розой".
Здесь в 1843 году останавливался Ференц Лист, приезжавший в Краков с концертами.
Дом №20. Был построен в 14 веке и принадлежал священнику. Затем сменялась череда владельцев, и он стал доходным домом. Вначале 19 века был установлен новый портал и надстроен третий этаж. Сейчас на первом этаже находится небольшой магазинчик Handmade. Определенно стоит посетить, если вы ищете что-то уникальное, нетуристическое и интересное, чтобы привезти домой из Кракова. (Сумки, футболки, сувениры).
Дом №45. Это "каменица Белзовска", известный благодаря вошедшему в историю кафе-кондитерской "Яма Михалика".
Основателем кондитерской был Ян Аполинарий Михалик, сын земского начальника, которого отец в наказание за плохую учёбу послал учиться кондитерскому делу во Львов к кондитеру А.Бернацкому. После обучения молодой Михалик открыл в этом доме в 1895 году "Львовскую кондитерскую" (Cukernia Lwowska). Ради рекламы молодой кондитер стал давать своим пирожным звучные имена: "Флирт", "Кармен", "Мицкевич".
Сюда стали приходить художники из Академии изящных искусств (что на площади Матейко), появлялись актёры и писатели, которые и окрестили кафе в "Яму Михалика" из-за того, что в его зале не было окон. И не раз ввиду отсутствия денег художники расплачивались с хозяином своими картинами, которые владелец вешал здесь же на стенах.
В 1905 году прибывший из Парижа молодой поэт и драматург Ян Август Киселевский (Jan August Kisielewski) предложил отрыть здесь кабаре, которое назвал "Зеленый шарик" (Zielony Balonik).
Здесь собиралась интеллектуальная элита Кракова, артисты, университетские профессора, весь краковский Парнас. О приглашении в Яму Михалика мечтали в те годы многие. Популярность росла, поэтому в 1910 году владелец расширяет помещение.
Сегодня здесь по пятницам и субботам вечерами устраиваются выступления кабаре, в которых принимают участие известные польские артисты.
А это дом (на фото в центре, с балконом) Яна Матейки (1838-1893), замечательного живописца. Тут он родился, прожил почти всю свою жизнь и скончался.
Фото из интернета
Сегодня здесь мемориальный музей художника.
.
Заканчивается улица аркой и старой стеной, которая стала излюбленным местом для краковских художников. Здесь можно приобрести картину какого-нибудь молодого художника с прекрасным видом города.
А вот и Флорианская башня. Её название походит от названия одноимённого костёла. Впервые в исторических хрониках она упоминается в 1307 году. Высота её — 34,5 метров. Герб с белым орлом на башне — это герб королевской династии Пястов, который позднее стал гербом Польского государства. На обратной стороне башни, выходящей на одноимённую улицу находится фигурка Святого Флориана установленная в 1889 году князем Владиславом Чарторысским (а на втором этаже самой башни — часовня Св. Флориана)
Башня и небольшой участок стены, являются частью бывших оборонительных сооружений, которые были снесены в начале 19 века.
Идём дальше и подходим к кирпичному зданию. Этот оборонительный бастион называется Барбаканом (в Москве тоже есть подобное сооружение – это Кутафья башня Кремля).
Стены барбакана окружает глубокий ров. Это всё, что осталось от средних веков, когда город со всех сторон был окружён глубоким рвом с водой, и попасть в него можно было только через барбакан. Сначала через подъёмный мост (он выходит на площадь Матейки) люди попадали в барбакан, и только потом, по специальному переходу могли пройти дальше к Флорианской башне.
Барбакан имеет семь наблюдательных башен и 130 окошек для стрельбы.
Этот бастион предназначался для обстрела с флангов вражеских войск, штурмующих городские стены. В случае же опасности, и сам Барбакан, вокруг которого, как я уже сказал, был вырыт глубокий ров с водой (ширина его в этом месте достигала 24 метров), могли поддержать огнем с городских стен, примыкавших к Флорианской башне.
Построенный в 1498-1499 годах, в связи с угрозой вторжения турецких войск, барбакан являлся настоящим шедевром европейской оборонной архитектуры. Диаметр его составляет 24,4 метра, а толщина стен — более 3 метров.
Барбакану неоднократно довелось принять участие в сражениях: в 1587 с немецкими войсками, в 1655 году со шведскими, в 1772 с русскими.
Площадь Матейки Это бывшая рыночная площадь города Клепаж.
Нужно отметить, что на территории современного Кракова когда-то находилось несколько отдельных городов (Казимеж, Клепаж, Подгуже и другие), которые с течением времени входили в его состав, и сейчас являются его полноправными районами, при чём далеко не окраинными.
.
Названа она в честь Яна Матейко — знаменитого польского хужожника, автора известных исторических полотен "Проповедь Скарги", "Баторы под Псковом", "Битва при Грюнвальде" — по которым сегодня польские дети учат свою историю. Увидеть их можно на в Галерее на втором этаже Суконных рядов, а также внутренней росписи Мариацкого костела.
В центре площади установлен конный памятник. А на коне восседает король Владислав Ягелло, победитель в битве 1410 года под Грюнвальдом, где польско-литовские войска одержали победу над Крестоносцами.
В центре композиции – фигура короля, восседающего на коне, перед ним – опирающийся на меч литовский князь Витовт, а у их ног – поверженный магистр ордена тевтонских рыцарей – Ульрих фон Юнгинген. Именно с этого места отправлялись рыцари на битву и сюда же вернулись они с победой.
Памятник был установлен в 1910 году на средства известного пианиста, композитора и политика Ингация Яна Педеревского. Автор скульптуры — Антони Вывульский. В 1939 году он был уничтожен немцами, и восстановлен уже после победы в 1975 году.
Перед памятником поставлена могила неизвестного солдата. Каждый год в годовщину начала второй мировой войны.
Есть в Кракове место, которое идеально подходит для того, чтобы посидеть в тени деревьев, послушать пение птиц, отвлечься от суеты — одним словом, немного отдохнуть от туристической суеты и осмотра достопримечательностей. Это Планты — парковое кольцо, естественный барьер, который окружает Старый город. До начала 19 века здесь стояли высокие крепостные стены, но затем их снесли, а чтобы место не пустовало, разбили парк. Работы шли с 1822 по 1830 гг., местные жители называли эту инициативу "Плантация", отсюда и пошло название парка.
Он состоит из 8 аллей. Эта"Флорианка", находится рядом с Флорианскими воротами от улицы Sławkowska до улицы Floriańska, где расположен памятник Яну Матейко.
Костел Св. Флориана 14 века. Это историческая церковь, названная в честь святого покровителя Польши, после того как в 1528 году большой пожар поглотил значительную часть Кракова, в то время как церковь, в которой находилась реликвия св. Флориана, осталась нетронутой.
Отсюда на Вавель выдвигались процессии в честь правителей, которые либо унаследовали трон, либо получили его другим путем. На пороге церкви приветствовали также епископов и национальных героев.
Нынешний вид церкви является результатом реконструкций 17-го века.
Здания, окружающие площадь, разнообразны по архитектуре.
Вот и закончилась наша экскурсия. Я не написала заметку сразу, после посещения Кракова, надеялась, что попаду сюда снова, но, как говорится "Человек предполагает, а бог располагает". Ковид, ну и т.д...
Большие точки ))