109 материалов по 29 объектам, 1 945 фотографий
- GPS
- Иран, Nazar / Tohid, Esfahan
Новая Джульфа. Церковь Иосифа Аримафейского (Ванкский собор)
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
29 октября 2023 г. – воскресенье
Исфахан
Сразу при входе натыкаемся на информационное табло, и его текст вызывает у меня сумятицу – так это Ванкский собор, или церковь Иосифа Аримафейского? И как это понимать «Церковь кафедрального собора…»? Только покопавшись в интернете я с трудом поняла, что это одно и тоже (Church of Saint Joseph of Arimathea — Vank Cathedral). К слову сказать, при написании дневниковых записей, я столкнулась с тем, что в интернете очень скудные сведения и по достопримечательностям, и по картам в Иране. И как всегда некоторые недобросовестные люди выкладывают фото и неправильные названия того или иного места, внося путаницу. Ну и в заключения добавляю, что церковь посвящена святому Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. Он был иудейским старейшиной, который пожертвовал свою гробницу для погребения Иисуса Христа.
Храм Святого Всеспасителя (или Иосифа Аримафейского) имеет статус памятника национального наследия Ирана, и уже направлены документы на его включение в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО, и все это за его архитектурную составляющую.
Я уже упоминала, что храм достаточно лаконичен снаружи (Новая Джульфа. Армянский культурно-религиозный центр. Ч.41), но каким же богатым он оказался внутри! Все туристы в один голос говорят, что внешний вид собора сложен относительно современной кирпичной кладкой и является исключительно простым по сравнению с богато украшенными интерьерами храма.
Давайте ближе познакомимся с красотой этого здания, его внутренним убранством «со вкусами и предпочтениями народа, проживающего в этом районе. Народ, который оставил свою землю, переселился на новую землю и сотворил там такое красивое произведение».
youtu.be/S75hItRs8aw
Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Я хоть и не была еще в Армении, но была наслышана, что армянские христианские храмы строятся в уникальном архитектурном стиле, что насчитывает уже под 2 тысячи лет. В них, как правило, очень мало икон, нет дорогой и вычурной отделки, нельзя увидеть и драгоценной утвари. Действительность просто потрясла меня и очаровала своими великолепными росписями. Войдя, каждый из нас погрузился в мир красок и мастерства.
Мы стояли, задрав головы, и были в таких позах не одиноки, потому что каждый входящий поднимал глаза вверх и столбенел от восторга и необычности увиденного.
Внутреннее убранство церкви и стены покрыты сплошной цветной росписью и позолотой в иранском стиле, где повествовательно изображены различные события из жизни Христа, сюжеты из Ветхого и Нового Завета и сцены жития святых.
.
Позже Фатима скажет, что росписи были выполнены под влиянием итальянской живописи. Причем все же четко видно, что внутренние стены храма украшает два ряда росписей: верхняя часть изображает события из жизни Иисуса, нижняя — пытки, понесённые армянскими мученикам в Османской империи.
«Весь собор, включая стены, арки, внутреннюю часть купола и различные ракурсы, украшен множеством картин, некоторые из которых написаны на стенах, другие — на холсте, ткани, дереве и даже на камнях. Первая категория картин в соборе, выполненных на тканевой основе, установлена в алтаре и других частях собора. Вторая категория, настенные росписи, разбросаны по всему собору. Большинство из этих картин изображают библейские сюжеты, иллюстрирующие события от рождения до Вознесения Иисуса Христа. И это и поклонение волхвов, искушение Христа дьяволом, Тайная Вечеря, Распятие, погребение Христа и многое другое. На северной стене собора есть картины, изображающие Воскресение, с небесами и входом для праведников вверху и адом с пламенем, многоголовыми драконами и ангелами, опускающими грешников в яму внизу».
.
Ванкский собор имеет два купола: большой и малый. Большой купол расположен над алтарем, а малый построен над залом собраний собора.
Архитектурный стиль большого купола похож на купола мечетей, что необычно для армянской церкви, учитывая, что традиционные церковные купола, как правило, конические.
.
«Учитывая, что собор был построен в эпоху Сефевидов, включение архитектуры в стиле мечети неудивительно. Внешний вид большого купола выполнен из кирпича и изнутри окрашен ляпис-лазурью. Вокруг купола установлены восемь окон, каждое из которых украшено картинами, повествующими о сотворении Адама и Евы вплоть до убийства Авеля.
.
.
Чтобы увидеть купола собора, необходимо посетить западную часть, где купол поддерживают квадратные колонны с высокими арками».
.
Потолок главного купола, кроме библейских сюжетов, украшен цветочными мотивами в стиле персидских миниатюр.
На некоторых стенах изображены Судный день, рай и ад, а также Страшный суд. В зоне хористов четыре картины, окруженные цветочными мотивами, изображают пытки святых.
.
.
«Молитвенный зал Ванкского собора спроектирован в виде параллелограмма и состоит из двух частей: нефа для прихожан и секции для проведения религиозных церемоний по особым случаям. Стены молитвенного зала украшены разноцветной плиткой, что подчеркивает его красоту. Кроме того, картины из Священной Книги украшают пространство от стен до внутренней части купола».
Церковь уникальная по своей росписи, но еще больше удивляет, что такое имеет место быть в исламской стране, что говорит о толерантности к вероисповеданию жителей страны.
Конечно, сюда нужно приезжать самостоятельно, если хочешь рассмотреть и понять хотя бы часть изображенного здесь.
.
Для таких же как мы, за стеклом размещены некоторые фрески с цифровой нумерацией и английским подстрочником, обозначающем сюжет картины.
.
Я же успеваю сделать множество фотографий общих видов и каких-то отдельных сюжетов более детально.
Здесь, например, изображены издевательства римских солдат над Христом во дворе претории.
А здесь изображена Мария, получившая благую весть.
Потрясающе изображены ангелы.
Глядя на них, четко понимаешь, что их рисовали армянские художники, уж больно явственны черты лица.
.
Распятие Христа в окружении близких ему женщин…
Понятное дело, что больше всего потрясает изображение ада и адских мучений грешников. Это так и должно быть в церквях, чтобы людям было неповадно совершать злые деяния. Они должны знать, что наказание постигнет их, если не при жизни, то уж точно после смерти.
Лично мне эта часть фресок почему-то напомнила Гернику Пикассо, ставшую одним из самых узнаваемых произведений на тему ужасов войны.
В который раз убеждаюсь в том, что благодаря таким росписям, даже неграмотный человек, пришедший в церковь, мог узнать и понять основные моменты религиозного учения. Прямо азбука библейская!
Еще нужно отметить, что все реставрационные работы в церкви проводились без поддержки государством, деньги на это давала армянская диаспора. Со слов Фатимы, как церковь она служит только на Рождество.
Еще понравилось, как украшен низ стен и насколько яркие были там керамические плитки! Самая настоящая персидская мозаика.
Выходим наружу и утыкаемся в здание, похожее на церковь.
Рядом двухэтажное сооружение, оно точно используется для проживания епископа и/или халифа. На первом этаже хранятся предметы и утварь монастыря, на втором этаже проживает епископ.
.
Выходим за ворота комплекса и прямо утыкаемся в памятник, посвященный Хачатуру Кесараци, установившему первый печатный станок в Иране. При этом он был архиепископом и известным армянским духовным и научным деятелем конца XVI — начала XVII века.
Успеваю еще сделать фото традиционного армянского уголка в Иране. И слушаю коммент Фатимы о том, что еще при шахе Пехлеви армяне смогли убедить власти, не лишать их возможности изготовления и потребления спиртных напитков. И знаете каким аргументом им удалось сделать это? Вы не поверите, но это было объяснено религиозными традициями. Вот так сегодня в стране с запретом на алкоголь именно в армянском квартале всегда можно из-под полы отовариться этим запрещенным товаром.
Далее наш путь уже лежит в сам Исфахан, город великолепных куполов и грандиозных минаретов. Более того, когда-то Исфахан считался столицей и местные жители до сих пор гордо называют свой город ПОЛОВИНОЙ МИРА. И мы едем по направлению дворца персидского шаха Аббаса II, одного из выдающихся сооружений персидской архитектуры XVII века. И все же попадаем туда не сразу, а по дороге заглядываем в другой дворец и прилегающий к нему сад — Исфахан. Сад и архитектура дворца Чехель Сотун.Ч.43.
Продолжение следует...
- Адрес:
Nazar / Tohid, Esfahan
Дешёвый ✈️ по направлению Исфахан