Друзья задают мне иногда вопросы о том как мне живётся в Уганде, какие тут условия и порядки. Не претендуя на истину, полноту информации и не говоря за всю Одессу, просто оставлю здесь некоторые мои ответы. Ещё они субъективны.
1. Интересно, насколько африканские домашние дела отличаются от российских?
Надо пойти в лавку, по дороге поздороваться со всеми селянами, поговорить хотя бы немного (это почти обязательно), приготовить себе еду, убрать повсюду говно гекконов и муравьиные тропы, что за ночь насрано, потом сесть за работу. Рафты, прочий стаф, всю одежду, обувь стирать и мыть от красной пыли. Часто отключают электричество, поэтому переносить солнечную панель по ходу движения солнца. Если и вода пропала из бака, то принести 4 ведра с реки и самому там помыться. Если надо ехать в город, а машина в городе, найти боду-боду и ехать в красном облаке дорожной пыли. Сейчас начался сезон дождей, поэтому пыль обычно превращается в липкую red dirt of Uganda. Она такая жирная, будто в неё масла налили. Местность здесь холмистая, поэтому машины легко ускользают в кювет, откуда всей деревней её дружно вытаскивают.
А в остальном всё обычно. Интернет есть, еда есть, безопасность есть. Друзья есть и новые появляются.
2. Сколько примерно нужно денег чтобы прожить месяц снимая жилье с электричеством, водопроводом и интернетом?
Арендовать маленький домик или 2х, 3х комнатную квартиру для семьи с детьми в приятной для жизни мзунгу провинции можно примерно от 1 миллиона шиллингов. Это 24.000 рублей. Иное дело столица — это город контрастов, в котором есть и удушливые трущёбы и ласкающие взор и дыхание холмы, напоминающие южную Италию. В Кампале аренда может составлять как меньше миллиона, так и много больше. Интернет в городах и пригородах в целом достойный, но дорогой. Не ограничивая себя особо, я трачу в месяц порядка 5.000 рублей. Вода бывает как водопроводной в городе, так и скважинной в провинции. У меня — скважина, посему я за воду специально не плачу. Электричество есть, но часто отключается. Поэтому держу в доме дежурное питание в виде аккумулятора и солнечной панели на крыше. Расход энергии получается небольшой, порядка 700 рублей стоимостью в месяц.
3. Насколько распространён английский язык в местном общении?
Английский язык в Уганде — государственный. На нём говорят все горожане и большинство сельских жителей. Правда, говорят угандийцы на африканском английском, порой до абсурда меняя конструкцию слов в предложении, теряя предлоги, съедая окончания. Так оно в Африке везде. У меня на это чутко реагируют зеркальные нейроны и я сам начинаю говорить криво. Но если уж встречаю западного мзунгу, отвожу душу всеми деепричастными оборотами.
4. Что можно сказать про местную медицинскую помощь?
Фельдшерские пункты и аптеки в Уганде повсеместны, а квалифицированная медицина, конечно, только в больших городах. Я ещё не в том возрасте и состоянии, чтобы быть их частым клиентом, поэтому особо просвятить не могу. Скажу, однако, что импортные западные лекарства стоят немалых денег. К примеру, курс из 3 инъекций от малярии, стоит не менее 5.000 рублей. Примерно тоже самое стоит лекарственное лечение некоторых паразитарных или вирусных болезней. Хирургия стоит миллионы. Стоматология — порядка 10.000-20.000 за несложное вмешательство. Колдуны, говорят, есть, но я к сожалению еще не имел удовольствия прибегнуть к их магии.
Страховку я в России оформлять не стал по её дороговизне, а в Уганде пока руки не дошли, но это сделать реально.
5. Местные бандиты — благосклонны к приезжим или не очень?
В Уганде нет острых племенных противоречий подобных тем, что в Руанде, Сомали и многих других странах. Люди в основном добродушны. Много лет живущие в стране знакомые, не видали уличной физической агрессии. Покричать и побраниться угандийцы могут, но до драк дело не доходит. К счастью у народа нет той массы оружия, что делает жизнь в иных африканских странах много опасней. Воровство имеет место преимущественно в столице. В нашей Джиндже мы не прячем за пазуху телефоны, забываем запереть машину. Спокойный город, немало туристов. Полиция, включая армейскую, заметно патрулирует город.
6. Сильно ли общепит и продукты питания отличаются от российских и в какую сторону?
Если говорить о пище в двух словах, то главная мысль: углеводная пища, включая фрукты, в великом разнообразии и не дорога, а мясо и рыба — недёшевы. Для примера: кило помидор стоит 30-50 рублей, мяса и рыбы ~250 рублей, десяток яиц ~120, ананас 50-70, весомая связка бананов столько же.
В Уганде буквально все продукты местные и свежие. Даже некрасивые деревенские помидоры здесь вкуснее, чем "самолётные" азербайджанские. Да, курицы здесь спортивные, зато без антибиотиков. Лично мне здесь не хватает гречки и ржаного хлеба, которые почему-то не растят и не пекут. А ещё страшно хочу красной рыбы. Привезите мне лосося. Лосося хочу!
7. Как выжить на экваторе, не сдохнув от жары?
В Москве в июле бывает жарче, чем на Ниле в Уганде в среднем. В Волгограде тем более. Я живу на высоте 1100 метров над уровнем моря. Дневная температура лишь иногда и немного зашкаливает за 30 градусов, в основном 24-28. Недавно купил махровое одеяло, чтобы не замерзать по ночам. А в прошлом году в кенийской провинции околели (+5) с утра на пробежке. Где-то там даже снег выпал в саванне.
8. Легко ли и как дорого доехать из пункта А в пункт Б?
Дороги в Уганде есть всякие. Туда, куда ездит турист, дороги хорошие, а местного значения — красные пыльные грунтовки. Повсюду снуют боды (мототакси) и мататы (автобусы). К примеру, добраться из моей деревни до города в 15 километрах стоит 250 р. Доехать 60 километров до Кампалы на матате обойдется в 350 р.
9. Юридическая сторона пребывания иностранца в стране, какие ньюансы и подводные камни?
Наиболее полную картину визового оформления даст сайт Департамента гражданства и миграции: immigration.go.ug. Туристическая виза даётся на 3 месяца с возможностью продления ещё на 3. Есть, конечно, и другие форматы пребывания в стране: от волонтёрства до бизнеса.
Как показывает жизнь, в Уганде можно решить такие юридические вопросы, которые на Западе нерешаемы вообще. Государство западного типа в Уганде инсталлировано лишь в прошлом веке, поэтому общество живёт своим особым многовековым укладом, при котором залог выживания и успеха — общение и полезные знакомства. Сочетание традиций и анархии. С непривычки это доставляет хлопот и неуверенности, но, приглядевшись, понимаешь, что жить здесь можно как электрон — с огромной степенью свободы от государства. Но скакать приходится. Как и везде. А ещё мы делаем сафари. Спортивные и классические: