1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, просп. Мира, 119, Москва
- +7 495 544-34-00, +7 495 544-34-96
- vdnh.ru
Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна
Думаю, что каждой женщине интересна тема моды с которой так или иначе сталкиваешься ежедневно: на улице, в витринах магазинов, на страницах глянцевых журналов, в кино. Бывает, что увиденную модель мысленно примеряешь на себя, а тут такое...
Итак, вперёд! В фойе установлен стенд с указанием фамилий создателей, организаторов, коллекционеров (на выставке представлены экспонаты из частных коллекций).
Она располагается на 2-4 этажах павильона, включает 5 залов, более 600 объектов, 12 коллекций. На ней можно увидеть более 400 подлинных предметов 19 века — платья, обувь, нижнее белье, аксессуары, гравюры.
.
Представленные экспонаты охватывают период ампира (1800-1830 гг.),
викторианский романтизм (1837-1870 гг.)
и поздний викторианский период с переходом в модерн (1870-1900 гг.).
Информация наглядная, ее много — во всех залах имеются красочные стенды с экскурсом в историю костюма, все детали его на рисунках расписаны и указаны.
Также к каждому экспонату обязательно табличка с наименованием и указанием года, страны изготовления, из коллекции какого именно коллекционера тот или иной экземпляр.
Собственно экспозиция и задумана как "выставка-книга". Вся история моды 19 века представлена как хронологическая шкала, проиллюстрированная текстом, изображениями костюмов, подлинными гравюрами и раритетными предметами.
В сувенирном магазине, на первом этаже, можно приобрести альбом в котором она вся отображена. Что мы и сделали.
.
Зал первый — мода 1880 — 1850
Я и до посещения выставки задумывалась о том, что как же красиво и необычно выглядели наряды в 19 веке и как трудно, и сложно было в них облачаться. Здесь же увидела это воочию.
Показ начинается с 1800 года с силуэта объемного по бокам, но плоского спереди и сзади — юбки фижмы. На мой вкус выглядели такие платья несколько странно.
Вскоре на их место приходят туалеты с летящим силуэтом, высокой талией, как у античных богинь — платья-рубашки шемиз, на ногах балетки без каблука. Они для меня гораздо ближе.
В 1830-х годах талия выше естественной, пышные рукава и юбки, а образ женщины становится все более скромным.
Слева платье с завышенной линией талии с ручной вышивкой по всему полотну, Западная Европа, 1810-е г. г. (коллекция Назима Мустафеева) Для себя я его назвала Наташа Ростова.
Слева яркое платье с рукавом жиго из хлопка с набивным рисунком из коллекции Назима Мустафеева ( Великобритания, 1820 г.)
Завышенная линия талии сохраняла своё положение до 1820-х. Постепенно к 1825 году она снижается, но говорить об её возвращении на "традиционное" место ещё рано .
К 1840-му году модным становится узкий рукав, пышная юбка, очень сдержанный стиль. В 1850-х появляется кринолин-клетка (кажа), а объем платьев и рукавов потрясают воображение.
Увеличивается и подол. Если еще недавно мужчина мог спокойно видеть щиколотку прекрасной дамы, то отныне ножки оказались скрыты от нескромных взоров. Малейшая попытка показать стопу уже воспринималась, как совершенно неприличный акт. Удлинение юбки делало силуэт величественным. Да, в этом десятилетии дамские туфельки снова обрели каблук.
В 1860-х объем юбок начинает уменьшаться, из купола переходят в конус и все больше смещаются назад. Конец викторианской эпохи.
Свадебное платье для купчихи Хлудовой (в замужестве Найденовой) из тончайшего шелкового газа и украшенное репсовыми шелковыми лентами и кружевом. Предп. Россия, 1876г.
Александра Герасимовна Хлудова была наследницей крупнейшей текстильной мануфактуры династии купцов Хлудовых.
В этом платье она шла под венец за Александра Александровича Найденова, который был старше её на 18 лет. Шла не по любви — по сговору.
После замужества её семья содержала на свои средства бесплатные столовые, приюты, дома презрения и много ещё чего. Платье хранилось в семье, в России, до момента покупки нынешним обладателем-коллекционером. Казалось бы просто платье, но за ним история удивительной русской женщины.
Красное платье с вышивкой цельнокроеное, фасона Принцесса. Конец 1870-х гг.
К 1870-м турнюрная часть становится все более выпуклой. Уменьшаться этот элемент силуэта стал лишь к 1890-м годам, которые стали периодом перемен. Женщины стали свободнее, количество работающих женщин росло, изменился и облик: высокий лиф, низкая талия, небольшой турнюр, широкие юбки. На женскую моду начинает влиять мужская и появляется более простой образ и в течении десятилетия он становится всё стройнее.
Далее фото с платьями разных годов, чтобы было нагляднее видеть изменения в моде с начала 19 века и до конца.
.
Клетчатое платье, США, вторая половина 1860 г. г. Рисунок на нём выткан, а не наштампован. Клетка была актуальной на протяжении всего 19 столетия, причём популярность узора началась …с романов Вальтера Скотта о шотландских горцах.
Глядя на платья, вспоминался тот или другой фильм. Эти напомнили Скарлет и Мелани из "Унесённые ветром". Так уж получилось, что перед посещением выставки в который раз посмотрела его. Вспомнились и Наташа Ростова, и Анна Каренина...
.
Показаны платья не только для молодых девушек и красавиц с стройным станом, но и для дам умудрённых опытом, матерей семейств.
Наряды представлены ещё и с точки зрения того, что под платьем, то есть мы видим и нижнее бельё, и диковинные элементы, которые давно вышли из обихода.
Кринолин был символом 19 столетия. Он появился не на пустом месте. С 1820-х и до конца 1840-х ширина юбок достигалась при помощи руло (франц. ‘rouleau’ — рулон, сверток) — жгута из толстой ткани или валика, набитого текстилем или даже …сеном.
Изначально кринолин – это широкая юбка изо льна на конском волосе, надеваемая под нижние юбки. Собственно, термин кринолин происходит от латинского ‘crinis’ — волос и ‘linum’ — полотняная ткань. В середине 1850-х годов была изобретена облегчённая металлическая конструкция, и её по аналогии стали называть кринолином.
.
Это целая "наука" и куча новых слов-открытий: дневная рубашка к телу, корсет с вставляемой планкой-биском, камисоль поверх корсета, сзади турнюр — придающий сбоку s образный силуэт, подчеркивавший талию.
Камисоль — корсетный лиф или накорсетник, надеваемый поверх корсета.
В 1860-х безумная пышность всем надоела, и в обиход вошёл претенциозно-эротичный турнюр — ватная подушечка, размещавшаяся пониже талии.Турнюр — подушечка, подкладывавшаяся под платье сзади ниже талии для придания фигуре пышности.
Были ещё накладки на плечи, чтобы объёмные рукава держали форму.
И, конечно, появились бюстоулучшители.
Справа домашний пеньюар и муаровый свадебный корсет ( был надет леди Trafford, церемония бракосочетания состоялась в 1855 г. в Манчестере), слева — домашний пеньюар, 1850-е г. г. (экспонаты из коллекции Антона Приймака)
Чулочки, корсеты, панталоны, сорочки, нижние юбки.
.
Разнообразие нижних юбок и каркасы.
.
Каркасные юбки с кринолином и турнюром.
И любой элемент гардероба будь это чулки, платье, платок, туфли — работа невероятной красоты и изящества.
Очень понравились пуговицы, которые использовали в 19 веке. Они настоящее произведения искусства.
В некоторых при изготовлении использовались драгоценные и полудрагоценные камни. Есть пуговицы с росписями очень тонкой работы.
Помимо прочего на стендах есть информация о том, чем красили ткани в тот или иной цвет.
.
.
Для окрашивания использовались цветы, кора деревьев,
Минералы. Какие красивые и насыщенные цвета получались!
Ботиночки аделаиды со шнуровкой.
На выставке широко представлена обувь того времени. Она до изобретения в 1819 году токарного станка была в основном на одну ногу, но колодка на левую и правую ногу окончательно стала массовой лишь к 1850-м. В 1862 году запатентован новый станок скреплявший верх ботинка с подошвой по технологии названной в честь Чарльза Гудьира-младшего, сына знаменитого изобретателя вулканизации резины — Goodyear Welt.
Изобретение в конце 1850-х анилиновых красителей повлекло за собой появление ярких насыщенных цветов не только в одежде, но и обуви на выход.
Лодочки, сейчас их называем балетки — 1830-1840 гг. Вся обувь – аж до середины19 века была на плоской подошве, и женщины буквально скользили по дворцовым паркетам.
Сверху свадебные туфли конца 19 века, внизу просто нарядные.
[
Верхняя обувь из вельвета для зимних поездок в экипаже. Надевалась на лёгкую обувь с каблуком. США, 1870-1890-е гг.
Определять, когда сделана обувь довольно просто: чем выше каблук, тем ближе обувь к концу века.
Вся обувь, практически, маленького размера, но поражает ещё и то, насколько она узкая. Глядя на неё вспомнишь о Золушке.
Встречались и такие экземпляры, которые были сделаны исключительно для демонстрации на выставках и не предназначалась для использования.
А здесь совсем неожиданно — обувь и неглиже!
Коллекция несессеров Дарьи Березкиной и Александра Лисицына. Это наборы для рукоделия, где в деревянной коробочке часто с инкрустациями целая сокровищница: ножницы, наперстки, игольницы, флаконы для духов, катушки для ниток, ножи для писем.
Такие шкатулки часто заказывали ювелирам, и они использовали все свое мастерство и фантазию для их создания. Тут и ценные породы дерева, предметы из черепахового панциря, раковин, слоновой кости. Все предметы богато украшены гравировкой, драгоценными камнями. Часто такие несессеры были еще и с музыкой.
Чудесная связка с дамскими мелочами — шатлен с ландышами, состоящая из парфюмерного флакона, зеркальца, спичечницы, пудреницы и кошелька.
Можно увидеть приспособления для застёгивания многочисленных пуговиц на обуви, для затягивания корсетов.
Глядя на все эти атрибуты радуешься, что не пришлось пользоваться ими. Мне они напомнили инструментарий в операционной ))
Немного зкспонатов рассказывающих о мужской моде, представлены домашним халатом из шерсти стёганного на вате и мужской ночной сорочки из хлопка.
Набор для надевания и снимания жокейских сапог в деревянном футляре. Великобритания, 1900-1910 гг.
Мужские домашние туфли из лайковой кожи. Германия, 1900-1910-е гг.
Мужские комбинированные туфли из кожи на передней шнуровке. Франция, 1900-1910 гг.
Чёрные жокейские сапоги с отворотом. Франция, 1880-1890 гг.
Офицерские сапоги с твердым голенищем и окантовкой с розеткой из золотистого шнура. Великобритания, 1875-1885.
Домашние разнообразные мужские туфли с вышивкой и выкройка верха.
Оказывается мужчины тоже прибегали к хитростям, вместо физических упражнений корректировали свою фигуру с помощью различных приспособлений.
Корсет мужской из суровой ткани. Область живота укреплена косточками. Боковые вставки эластичные за счёт металлических пружин. Кожаные ремни на спинке регулируют утяжку по фигуре.
Как же приятно было мужчинам носить носки из шёлка...
Экспонаты, в основной своей массе, из Европы и США,
Этот небольшой зал равнодушным не оставит никого. Он знакомит с детской одеждой, обувью и игрушками 19 века.
Необыкновенно интересный игрушечный обувной магазин для кукол, Германия, 1910-1920 г. г. (коллекция Бориса Сумарокова):
Здесь крестильные платья для младенцев, детские лифы и корсеты и детские голубенькие пинетки. Кстати, само слово "пинетки" возникло от имени их производителя, французского фабриканта Француа Пинэ. Трудно даже представить, как застёгивать на малыше эти многочисленные пуговки.
Поднимаемся на другой этаж, а здесь...Эпоха бальных книжечек и кокетства веерами.
.
Из ценных экспонатов веер из пера сойки. Это была необычайная редкость! Если из страуса делали много аксессуаров (большой белый веер), то из сойки — единичные (голубой веер)
А каких видов вееров здесь только не было… Средние, яркие — прогулочные. Большие, роскошные — бальные. Был даже веер для кукол!
Кружева, роспись по ткани, роспись по перьям! Каждый экземпляр является произведением искусства.
Больше всего понравились: веер с изображением любимой Венеции, очень трогательный "Похороны маленькой птички". Франция , около 1880г. и "Полёт птичьей стаи", тоже Франция 1890г.
Идём дальше и от увиденного захватывает дух! Здесь выставлено множество самых разнообразных сумочек.
Причём некоторые выглядят актуально, только с тех пор увеличились в размерах.
Сумка ростовщика — по сути внешний карман, который вешался на пояс, дырочка была такой маленькой что можно было просунуть всего два пальца, в одном "отделении" банкноты в другом монеты, а для надежности можно затянуть кольцом.
А дальше такое разнообразие: шатлены, ридикюли, вечерние сумки, кошельки и многие расшиты бисером, из кожи, гобелена или металла.
Дорожные и дамские, портфели для бумаг, дорожные наборы и все вполне себе модные. Всё очень миниатюрное. Комплект 3в1 — бинокль, отдел под помаду, пуховочку с зеркалом и кошелёк!
А носовые батистовые платочки, созданные не для подтирания носов, это инструмент флирта и договоренностей. Предметы вздохов под луной и моменты романтических грёз.
Образ дополняли не только аксессуарами, но и ароматом. Ощутить реконструированные ароматы того времени можно на выставке. Все они были созданы в лаборатории петербургского Музея парфюмерии.
В начале века голову кружил аромат розы, любимого цветка Жозефины Богарне, жены Наполеона. В своем замке Мальмезон она вырастила самый большой розарий, в котором были все известные на то время сорта роз.
Потом стал модным аромат индийского пачули. Середина века и это триумф лаванды. Конец века и новые открытия подарили запах сена и фужерные ароматы. И конечно любимый запах конца века это сирень. Прогресс подарил ионон — ирисово-фиалковую молекулу и альдегиды. В общем, мода изменчива во всем.
.
Даже в те далёкие годы во Франции существовал журнал мод. История его создания на фото. На выставке представлены рисунки моделей из него.
Кажется, на выставке представлено всё, и осмотреть её досконально сложно, но мне не хватило разве что шляпок и более полного раскрытия мужской моды.
Что ж, мода – это, с одной стороны, поиск новых впечатлений, а в другой — бесконечное повторение пройденного. Это не столько феерия лент, кружев, рюшей и драгоценного шитья, сколько ярмарка тщеславия и парад кокетства. Мы убедились: век девятнадцатый – нарядный.
Рекомендую к посещению, ещё успеваете. Раньше не могла написать ввиду, как говорят, семейных обстоятельств.
- Адрес:
просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон "Рабочий и колхозница"
- Дополнительная информация:
понедельник — выходной
Продлится до 20 апреля 2024 - Телефон:
7 495 544-34-00, 7 495 544-34-96
- Web-адрес:
vdnh.ru Сайт moda19vek.ru
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 9 апр, 10:26удалитьНина, спасибо. Обожаю такие выставки, которые дают понятие о том, как жили наши предки.
Особенно восхищаюсь сохранности экспонатов, в том числе обуви!
Все эти платья, веера, сумки и аксессуары из далекого-далека ведут нас к пониманию того, чем дышали и занимались наши бабушки и прабабушки. И как ценили все эти вещи, которые дожили до нашего времени. - 9 апр, 11:03удалитьМне тоже очень нравятся такие выставки. Нужно ещё сказать спасибо, тем увлечённым людям, которые сохранили эти вещи, продолжают это делать и знакомят нас с ними.
- 9 апр, 14:08удалитьНина, Ваш рассказ о выставке у девушек Турбины обязан пойти на "ура", если даже у меня (мужчины) вызвал восторг!
- 9 апр, 16:12удалитьСпасибо, Виктор! У меня выставка точно прошла на "ура", хотя и очень устала, несколько залов, экспонатов много, нужно ещё и с ароматами познакомиться))
- 9 апр, 20:23удалитьИнтересная выставка! Знаю людей, которым неинтересна история развития одежды, считаю, что в этом выражается их ограниченность. Снобизм никогда не украшал никого
- 9 апр, 21:12удалитьИз истории развития общества ничего нельзя упускать, тем более такую важную часть, как одежда.
- 10 апр, 01:01удалитьАх, как я все это люблю!:)
Но у меня остался один невыясненный вопрос: как они ухаживали за всей этой роскошью? Выглядит все так, будто всегда было чистым, да я уверена, что грязными никто не ходил. Но как можно постирать эти пышности и излишества, ума не приложу. На выставке об этом не рассказывают? - 10 апр, 07:58удалитьЛена, мы осматривали сами, без экскурсии. Этот вопрос меня тоже интересовал, но вплотную я им не занималась. А сейчас поискал и нашла amp-livemaster-ru.cdn.ampproje ))
- 10 апр, 04:28удалитьВыставка замечательная, но такая одежда не для всех. Насколько же проще одежда сейчас и удобна в носке!
И, да, тоже подумалось о мужской одежде. Или не сохранилась, или была скудна на разнообразие? - 10 апр, 08:02удалитьВот и я радовалась, что не пришлось испытывать неудобств, вернее даже мучений.
- 10 авг, 17:07удалитьЗабрал в копилку, очень полезная выставка, и очень надеюсь что времена хорошего вкуса и тона в одежде еще не прошли окончательно, спасибо Нина!
- 13 авг, 11:50удалитьРанее была выставка о моде Серебряного века. Ар-деко. К сожалению не посетила её, а она более близка мне по духу.