1410 материалов по 997 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки 21, Шуваловский дворец
- (812) 333 26 55
- fabergemuseum.ru/
«Сломанная колонна» Фриды Кало
В 2010 году я посетила необычную и самобытную Мексику, о чем я писала в дневниковых записях (Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….). Эта страна никого не может оставить равнодушным, зацепила она и меня своей
природой, историей и простором небесно-голубого Мексиканского залива.
Спустя 6 лет я узнала, что в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже организована выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики». С учетом просмотренного ранее, еще до поездки в Мексику, фильма об этой художнице с трагической судьбой, мне сильно захотелось увидеть ее творчество, оценить картины женщины, которая победила судьбу.
Помнится, в 1973 году в Эрмитаже проводилась выставка мексиканских художников Х.К.Ороско, Диего Риверы и Д.А.Сикейроса, и я ходила посмотреть на творения художников далекой для нас страны. Тогда я еще не знала, кто они такие, и какую роль один из них сыграл в жизни Фриды, национального достояния Мексики, женщины, на которую, как из рога изобилия валились все мыслимые и немыслимые несчастья.
Надо отметить, что благодаря частному Музею Фаберже, живопись Фриды Кало впервые была показана в России. Только на переговоры о доставке картин ушёл целый год. Экспонаты для выставки были представлены из собраний Музея Долорес Олмедо, галереи «Arvil» и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы.
Фрида прожила короткую (она умерла в 47 лет), но ослепительно яркую жизнь, при этом наполненную бесконечной болью, физической и душевной. Как любой художественный фильм, драма «Фрида» с Сельмой Хайек в главной роли, немного искажает трагические события жизни художницы. Она еще в детстве переболела полиомиелитом, и только потом была та самая катастрофа, которая окончательно перечеркнула ее жизнь. При этом все же Фрида стала победительницей судьбы, которая, что называется, сотворила себя саму.
Вся ее жизнь состояла из страданий и боли, и случилась с ней беда в 18 лет, когда авария разделила ее жизнь на ДО и ПОСЛЕ.
Мне трудно судить эту женщину, счастливую и несчастную в своей любви к Диего Ривере. Ее бесчисленные любовники и любовницы, алкоголь и наркотики – все это было ширмой, прикрывающей глубокое одиночество. Да собственно и все ее произведения нужно рассматривать через призму этого неповторимого образа жизни. Она умерла в 1954 году, оставив миру в наследство около 145 картин маслом, 60 из них были автопортретами.
Частный музей Фаберже в Санкт-Петербурге, расположен во дворце Нарышкиных-Шуваловых, и я хорошо помню это здание, когда в нем в советское время размещался Дом Дружбы и мира с народами зарубежных стран. Выставка, о которой пойдет речь, небольшая, ей отведен всего один полутемный зал, на стенах которого размещены 35 живописных и графических работ и галерея фотографий. Все полотна не очень большого размера, но так искусно освещены, что создают иллюзию свечения изнутри.
Мы медленно знакомились с каждой картиной, и они вызывают неоднозначное впечатление. Некоторые картины очень натуралистичны, но именно ТАК Фрида транслировала себя миру. И конечно, основной картиной экспозиции была «Сломанная колонна» (1944). «Манифест стойкости перед ударами судьбы, образ силы. Из-за многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты. На автопортрете на месте сломанного позвоночника Фрида изображает сломанную колонну, края раны прописаны алым, гвозди, воткнутые в тело, символизируют не только физическую боль, но и душевные страдания. Тем не менее, она стоит прямо и открыто смотрит на зрителя». Прямо мурашки по коже только читая эти строки, а уж смотреть на эту сломанную, но не сломленную женщину и вовсе трудно.
Но это еще цветочки, потому что картина «Госпиталь Генри Форда» (1932) передает нам весь трагизм последующих после свадьбы с любимым Диего событий. По медицинским показаниям Фрида была вынуждена сделать аборт при первой беременности. Вторая беременность тоже закончилась трагически: в 1932 году в Детройте у нее случился выкидыш. «Пытаясь осмыслить произошедшее, она впервые в истории искусства обратилась к теме потери ребенка. На картине обнаженная Фрида лежит в луже крови на больничной койке, а предметы, соединенные с ней нитями-пуповинами, так или иначе рассказывают о пережитом. Плод — потерянный ребенок, улитка — мучительно ползущее в больнице время; кости таза, раздробленные в аварии, — причина, по которой она не могла выносить. Орхидея отсылает к женской сексуальности и репродуктивной системе, а с помощью изображения механического устройства художница, по ее словам, хотела передать механику медицинских процедур, их холод и жестокость».
Но и это было не все, что пришлось пережить этой молодой женщине. И главным было предательство любимого. Да еще и с ее собственной сестрой. И картина «Всего-то несколько царапин!» (1935) раскрывает нам эту драму языком кисти и красок. «На создание картины ее вдохновила газетная заметка об убийстве неверной женщины ревнивым любовником. Нанеся ей множество смертельных ножевых ранений, мужчина потом оправдывался в суде, притворно недоумевая: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!» Эта циничная фраза и стала названием картины, написанным на белой ленте». Редко можно встретить такую степень откровенности, и это случается с людьми талантливыми – художниками и поэтами, у которых в жизни случилась большая любовь.
Заканчивается выставка показом фильма «Фрида на фоне Фриды».
youtu.be/YVmtPhf4bp4
В заключение хочу привести стихи поэта Бориса Ханина, очень точно отражающие жизнь и страдания художницы:
«Символ одиночества и боли –
Линии разлома в теле и земле.
Образ человека с сильной волей,
Многое познавший в непростой судьбе.
Абсолютно точно отражает
На холсте художник муки, свою боль.
Некую фигуру всю сжимает
(Аномальным кажется) корсет стальной.
Явно неспроста прибиты гвозди
К шее, голове, рукам, ногам, груди –
О болях свидетельство: все кости
Ломит непрерывно, тело все гудит.
Отнеслась художница к картине.
Несомненно, с долей юмора при том:
На зрачках, где месту быть кручине,
Абсолютно белый голубь — грусть с добром».
- Адрес:
Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки 21, Шуваловский дворец
- Телефон:
(812) 333 26 55
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 24 янв, 13:52удалитьТатьяна, спасибо Вам за рассказ о выставке «Фрида Кало" и отдельная благодарность за прикрепленный видеоролик, который впечатлил настолько, что обязательно пересмотрю его повторно!
- 24 янв, 14:56удалитьСпасибо и вам, Виктор, за интерес к этой самобытной художнице.
У Фриды была трудная жизнь, но если смотреть на ее картины, то какие жизнеутверждающие краски она использовала!
Короткая жизнь, полная страданий, любви и прощения.
С 2016 года выставка не раз устраивалась, но в тот первый раз мы все узнали о талантливой мексиканской художнице.
Иногда давние события надолго остаются в памяти... - 26 янв, 00:48удалитьВыставка работ Фриды Кало была организована и в Москве, в Манеже незадолго до ковида. Я была на ней и тоже была потрясена воздействием её работ на меня. Может быть такое мощное восприятие было оттого, что я как раз и была осведомлена о мексиканских художниках и в частности о её судьбе. И когда готовилась к поездке в Мексику — непременно планировала посещение её дома и музея.
- 26 янв, 09:48удалитьЖаль, мы почти не увидели Мехико, и я до сих пор сильно об этом жалею...
- 28 янв, 02:30удалитьИ мне пока не довелось. Пришлось сдавать билеты — дело было в начале ковида
- 3 мар, 17:03удалитьУникальная женщина, художник и муза. Как хорошо, когда есть возможность познакомиться с ее творчеством у себя дома!
- 4 мар, 17:34удалитьДа, Сергей, это точно здорово, потому что в Мексике я не успела в ее музей-квартиру
- 4 мар, 21:45удалитьЯ тоже пропустил эту музей-квартиру в Мехико, так как был в экскурсионной группе по жесткой программе...
- 5 мая, 11:17удалитьЕе картины это конечно в основном боль и страдания, но при этом они настолько выражены сюрреалистически и самобытно, что они буквально притягивают. Очень интересная и самобытная художница а судьба ей была в помощь во многом чтобы стать кем она стала
- 17 мая, 21:14удалитьДа, Николай, так и есть. Страдания иногда даруют (если так можно сказать) в качестве компенсации какой-то талант