2010.04.24
Город потихоньку освобождался от зимней спячки, солнце все чаще и чаще проводило ревизию на предмет чистоты города. И вот в преддверии майских праздников подруга позвала меня на обзорную экскурсию по Петербургу с посещением Мальтийской капеллы в Воронцовском дворце. Я была рада не только возможности увидеть в очередной раз мой любимый город, послушать экскурсовода, но и повстречаться с единомышленницей, которой я не раз составляла компанию в этом нашем общем хобби.
Тур был рассчитан на 2,5 часа и стартовал после обеда, что позволяло и в субботу поделать какие-то домашние дела с утра. У моей подруги Ады очень активный профсоюзный лидер, и она для своей организации всегда находит какие-то нестандартные поездки. Поскольку не все люди по-хорошему повернуты на экскурсиях, предпочитая дачные хлопоты, то я практически постоянно являюсь участником этих вылазок. Благодаря Аде я посетила многие интересные места Петербурга, о чем я буду постепенно рассказывать, подкрепляя текст своими фотографиями.
Итак, начнем. Первые кадры я делала из окна автобуса, и делала я это, когда мы ехали по Троицкому мосту. С правой стороны промелькнул Храм-часовня Святой Троицы. Это так называемый новодел, так как часовня была построена к 300-летию основания Санкт-Петербурга, но она напоминает о том, что здесь был расположен Троицкий храм, возведенный здесь еще Петром l в год основания Санкт-Петербурга. Троице-Петровский собор (таково его полное имя) был разрушен в 1933 году.
Небольшая часовня немым укором напоминает нам о то, что Троице-Петровский собор был первой и главной церковью Санкт-Петербурга. Более того, именно в ней Петр I был титулован как император. И вот как она выглядела в соответствии с архивным фото.
Рядом на Петровской набережной у Троицкого моста стоит фрегат "Благодать", который являет собой историческую реконструкцию XVIII века. Понятное дело, что служит этот фрегат как ресторан.
Я уже не помню полного маршрута экскурсии, но, судя по фото, мы каким-то образом оказываемся возле Смольного собора. «История строительства Смольного Воскресенского собора начинается с выбора левого берега Невы, где в допетровское время располагалось село Спасское. Деревне не дано было дожить до начала правления Петра I, благодаря шведам, которые не оставили от нее ни одного целого строения. Император после основания Санкт-Петербурга, вместо восстановления села, в 1725 году построил на этом месте Смольный двор, в котором варили смолу для постройки кораблей. Именно поэтому собор в Санкт-Петербурге в последствии назвали Смольным. Петр I мечтал о покорении Черного моря и Балтики, а также ему нужен был флот для защиты города».
Остановку с выходом мы здесь не делаем, просто сидим и слушаем рассказ гида внутри транспортного средства. А на меня накатывают воспоминания о рассказах школьной подруги, которая работала в голубых зданиях по бокам собора. В далекие 70-е здесь располагался Комитет Народного Контроля. Помнится, что в этой конторе был очень строгий дресс-код, и ходить в брюках было запрещено, что категорически не устраивало мою подругу. Зато именно эта организация похлопотала, чтобы подруге дали отдельную двухкомнатную квартиру, и она переселилась туда из коммуналки с первого этажа.
Этот район вообще вызывает у меня ностальгические воспоминания о детстве и школе на улице Воинова (Я вспоминаю, тебя вспоминаю...), мимо которой мы как раз и проезжаем.
Едем по набережные реки Мойки, и успеваю сделать фото Михайловского, или Инженерного замка, архитектурного памятника, построенного как личная резиденция императора Павла I. «Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием. Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои».
И вот, наконец, мы высаживаемся возле Воронцовского дворца, расположенного в центре Санкт-Петербурга. Проект этого дворца в стиле елизаветинского барокко разработал известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли.
«Дворец графа М. И. Воронцова строился на протяжении 10 лет и был закончен в 1758 году. За свою долгую историю этот архитектурный памятник успел побывать гостевым домом и даже российской резиденцией Мальтийского ордена. А до 2017-го в нём располагалось Суворовское военное училище».
Строилось здание для канцлера Российской империи Михаила Илларионовича Воронцова, но строительство стало разорительным для него, поэтому уже в 1763 году он передал дворец в казну за долги.
«В самом конце XVIII века император Павел I передал Воронцовский дворец Мальтийскому ордену. В этот период ко дворцу пристроили церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, а также знаменитую Мальтийскую капеллу. При Александре I деятельность Мальтийского ордена в России была прекращена, а усадьба Воронцова вновь перешла в собственность государства».
Увы, попасть внутрь дворца нам не удалось, потому что там располагалось Суворовское военное училище.
Со школьной скамьи мне были известны имена знаменитых архитекторов, чей след в истории города остался с момента его основания. Одним из них был Расстрелли, которому удалось воплотить в жизнь такой прекрасный проект дворца. Только посмотрите, как великолепно выглядят пять балкончиков с кружевными оградами над входом в основной корпус дворца. «Каждый балкон опирается на две белоснежные колонны. Окна большие, арочного типа, обильно украшены лепниной и наличниками. Интересно, что архитектор впервые в своей практике именно здесь ввёл барельефы мужских голов в узоры наличников окон».
Да и в целом декор здания исключительно богат, включая еще и львиные морды в проемах между окнами третьего этажа. Простенки между другими окнами, обрамленными наличниками сложного рисунка, заполнены пилястрами и сдвоенными колоннами.
Центральный ризалит завершается фронтоном, который ранее был украшен скульптурной композицией с гербом владельца. С внутренней стороны на фасаде отреставрирован государственный герб Российской империи с короной и двуглавым орлом.
.
В 1798—1800 годах в комплексе Воронцовского дворца по проекту Джакомо Кваренги в стиле классицизма были построены православная домовая церковь и Мальтийская капелла.
«В самом конце XVIII века войска Наполеона Бонапарта захватывают небольшой остров-государство – Мальта, с резиденцией старейшего в мире рыцарского Ордена. Члены Ордена принимают решение переждать тяжёлые для себя времена подальше от родных стен. Они обращаются за помощью к Павлу I, и он великодушно соглашается.
Мальтийских рыцарей квартируют в Воронцовском дворце. И специально для дорогих гостей, Павел I просит Джакомо Кваренги немного дополнить шедевр Растрелли. Так во дворце появляются несколько новых корпусов и самое главное – Мальтийская капелла. (Сегодня это Домовый Храм Рождества св. Иоанна Предтечи).
Разумеется, в начале XIX века внутреннее убранство капеллы выглядело иначе, чем сегодня. В центре зала 14 скамеек, обтянутых красным сукном. Слева от алтаря кресло епископа, а справа, под балдахином малиновый трон магистра Ордена, которым стал сам император – Павел Первый. Но православный царь на католической службе присутствовать не может и поэтому Павел наблюдает за обрядами рыцарей тайно».
Здание Капеллы является частью Воронцовского дворца, и оно, выполненное в ярко-красном цвете, хорошо вписалось между соседними крыльями дворца.
Нам удалось посетить эту католическую капеллу, призванную служить для религиозных мероприятий и собраний членов Мальтийского ордена, которую построил в 1798 году во дворе здания архитектор Д. Кваренги. Долгое время она служила как католический храм и была открыта для посещений сотрудниками посольств и миссий, а также членов императорской фамилии. Сейчас, как я уже упоминала, ее используют как концертный зал для органной музыки, и попасть во двор Воронцовского дворца не так-то просто.
Стены расположенных рядом зданий украшены портретами знаменитостей, но вот при чем тут Петр I, выяснить мы не успели, потому что проследовали внутрь Капеллы.
.
Внутри храм имеет прямоугольную форму с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн коринфского ордера, выполненных из искусственного мрамора, делят пространство на три нефа. Потолок расписан растительным орнаментом, розетками и гипсовыми гирляндами. Украшением внутреннего пространства капеллы служат декоративные арки, скульптуры ангелов, гипсовые гирлянды и, конечно, мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах «На службе трех Императоров» Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса.
«Алтарная часть представляет собой апсиду с колоннами, расположенными вплотную к стенам. В центре находится мраморный алтарь, за которым находился запрестольный образ Иоанна Крестителя (святого покровителя Мальтийского ордена) работы А.И.Шарлеманя, созданный художником в 1861 году».
К трехсотлетию Санкт-Петербурга интерьеры Мальтийской капеллы были отреставрированы.
На этом наша экскурсия заканчивается, и мы от всей души благодарим нашего гида, позволившего нам окунуться в «эпоху славных дел».