В Тирану я попал в ходе автобусной экскурсии из Черногории в Албанию. Чем хороши автобусные экскурсии — можно услышать много полезной информации от знающего гида, чем плохи автобусные экскурсии — сфотографировать во время езды некоторые вещи затруднительно, особенно, если они находятся по другую сторону автобуса.
Поэтому про аэропорт в Тиране мы выслушали много информации, а вот фотографии у меня не получились. Первой скульптурой в городе оказалась вот это нечто современное.
До поездки Албании казалась мне чем-то архаическим, застывшим в прошлом. Оказалась — она разная.
Высадились мы в центре столицы и пешком направились на прогулку, в хорошем темпе, без лишнего отвлечения внимания на места, которые мы проходили. Но тем не менее — кроме глаз и ушей есть еще и фотоаппарат.
Строения, мимо которых мы проходили, были малоэтажными и построены в основном были в прошлом веке. Здесь концентрировались административные здания вперемешку с культурными достопримечательностями.
Первым стало здание Министерства финансов и экономики, яркой весёлой расцветки.
А вот театры выглядели построже.
Здание Национального театра в Тиране было построено в 1939 году после итальянской оккупации Албании.
Функционально это был кинотеатр для обслуживания итальянских солдат. В 1945 году здесь разместился народный театр, который потом неоднократно менял названия. В 2018 году албанское правительство приняло решение снести здание театра.
Рядом с ним находится Национальный экспериментальный театр Kujtim Spahivogli — это новый театр, который отпочковался от Национального театра.
На другой стороне улочки, по которой мы шли располагается один из бункеров эпохи Энвера Ходжи Бункер — музей министерства внутренних дел Албании.
Рядом с бункером яркое здание.
Впереди видна знаменитая Часовая башня.
Часовая башня была построена в 1822 году. Вот только вид её изменился с тех пор. Сначала на башне был колокол, привезённый из Венеции, который каждый час отбивал время. В 1928 году башню надстроили и заодно убрали колокол, установив часы и Германии. Часам не повезло — во время Второй Мировой войны они были повреждены. На смену им привезли часы из Шкодера в 1946 году, затем новые часы установили в 1970 году.
Но мы пошли не к башне, а свернули налево к зданию мэрии.
Если бы не гид, то до сих пор бы терялись в догадках, что обозначает сия инсталляция, встретившаяся нам на краю площади Скандерберга. Эти железные мужчины- памятник о Первой Мировой войне.
Это было время когда молодой албанской независимости мог прийти окончательный конец, планировалось раздербанить её между соседними государствами. К этому всё шло во время Первой Мировой войне, но в январе 1920 года, когда военные страсти улеглись, албанский Национальный конгресс вновь провозгласил независимость страны и объявил Тирану столицей государства.
Вот мы подошли к главной цели прогулки с гидом -площади Скандерберга. Здесь располагается памятник герою албанского народа Скандерберг. Александр Македонский для Албании.
Часовая башня и Мечеть Et’hem Bey остались единственными старинными зданиями на площади Скандерберга.
Всё остальное было снесено в строительном раже в XX веке.
Всего в столице Албании в 1967 году насчитывалось 28 мечетей. Но после провозглашения в 1967 году тогдашним лидером страны Энвером Ходжой Албании «первым в мире атеистическим государством» мечети или сносились или приспосабливались под другие нужды. Первой мечетью, открытой после долгого перерыва, стала мечеть Эфем Бей. Произошло это 18 января 1991 года. В 1991 году мечеть была самой большой мечетью Албании, хотя и вмещала всего 60 верующих.
Строительство мечети было начато в 1789 году, а завершено примерно в 1821 году. Ныне это — самое старинное здание площади Скандербега.
Позади мечети и Часовой башни видно здание TID Tower.
С 2011 года TID Tower был самым высоким зданием Тираны, был построен в рамках генерального плана строительства десяти новых высотных зданий вокруг площади Скандербег. Его высота составляет 85 метров. Но в 2019 году была сдана в эксплуатацию Arena Center Tower, высотой 112 метров. В углу TID Tower сохранена гробница Каплана-паши Топтани, которая была построена в 1820 году над захоронением правителя Тираны, умершего в октябре 1819 года.
Что еще располагается на центральной площади столицы Албании?
Национальный исторический музей встречает посетителей площади Скандерберг своей монументальностью.
Он был открыт 28 октября 1981 года и является крупнейшим музейным учреждением в Албании. На его фасаде — красивая фреска, которая символизирует историю Албании в развитии.
Среди зданий на площади Скандерберга интересна судьба здания, которое не выделяется особыми архитектурными решениями, но которое задумывалось как символ советско-албанской дружбы, хотя и не стало им.
Когда-то на месте здания находилась старинная мечеть Махмуда Мухсин-Бея, перед мечетью находился старый базар также османской постройки. 3 июня 1959 года в ходе визита в Албанию Никиты Сергеевича Хрущева был заложен первый камень Дворца культуры, чье строительство планировалось завершить в 1962 году.
Сначала работа началась споро. Но в дело вмешалась политика. В 1961 году Албания разорвала дипломатические отношения с СССР. СССР отозвал специалистов, перестал поставлять строительные материалы. Албания только к 1966 году смогла достроить Дворец культуры, а до того шесть с лишним лет на главной площади Тираны стоял огромный огороженный котлован стройплощадки Дворца культуры без признаков строительных работ.
На площади находится большая подземная стоянка,
сверху этого даже не заметно.
Но это место полезно не только для автомобилистов. Внизу расположены бесплатные туалеты, что для туристов в незнакомом городе бывает часто полезной информацией.
Когда Вам даётся в незнакомом городе ограниченное количество времени и при этом надо еще поесть, то главное — не выбирать, а быстренько приземлиться, поесть и дальше — на осмотр города. Практически рядом с площадью Скандерберга находится фаст-фуд Sufllaqe Special.
Интересно, но снаружи — другая вывеска.
Времени было жалко, мы заказали по порции гироса. Столкнулись с явлением, часто процветающим в туристических городах. В Албании валюта — лек, а у нас с собою были только евро. Обменный курс: 122 лека за 1 евро. Но здесь считали 100 леков за 1 евро, разобрались с помощью гида и она тихо сказала, что так уж здесь заведено. Заплатили, перекусили и помчались дальше.