Как-то не складывался у меня роман с городом Волгоградом.
Два года служил в Ахтубинске, вроде относительно недалеко, но времени вырваться в Волгоград не было. Лишь, уйдя на дембель, мы заехали в Волгоград в 1989 году, где и гуляли под небольшим дождём.
Следующий раз побывал в Волгограде в 2008 году, но пребывание было условным, на машине привезли в аэропорт и на машине обратно увезли.
А за последние десятилетие несколько раз побывал в славном городе Волгограде.
Судьбоносным стал 2013 год, когда перед отлётом в Болгарию я побывал в гостях у двоюродного брата, а после возвращения он устроил ознакомительную прогулку по Волгограду.
Первым местом, где мы побывали стала Площадь Павших Борцов, куда мы приехали на маршрутке из Гумрака
Раньше попадались мне площади преимущественно в виде прямоугольника. Площадь Павших Борцов выглядит иначе. Фактически она состоит из двух частей: на одной прямоугольной части устроен сквер,
а другая, тоже прямоугольная, открыта всем ветрам, как и положено площади, и по ней движется автотранспорт. Обе части площади образуют своеобразную букву «Т».
Читал во многих книгах, что Волгоград во время войны был полностью разрушен и поэтому после расчистки развалин было легко прокладывать новые широкие проспекты. Но видимо, не всё было разбомблено до самого конца, раз получилась такая площадь.
Увидев в глубине сквера памятник, я не удержался и потащил сопровождающих осматривать достопримечательности площади.
В тот момент я видел только сквер и не знал, что он составляет единое целое с видневшейся вдали транспортной артерией. В сквере находится два памятника и знаменитый тополь, сохранившийся в горниле военных действий в 1942–1943 годах и выживший в современном, зачастую непригодном для нормального дыхания, воздухе мегаполиса.
Под деревом табличка с надписью: " Тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».
В центре сквера находится братская могила, фактически захоронений было несколько и они разбросаны по территории сквера. Стало уже традицией в прошлом веке во многих российских городах устраивать братские могилы не на кладбищах, а в центре города, воздвигая над ними памятники. На центральной площади Волгограда разместился целый погост. Появилась первая братская могила в июле 1919 года, когда белогвардейцами на Александровской площади были захоронены жерты красного террора, но об этом обычно стыдливо умалчивается. А вот когда здесь же 8 февраля 1920 года были захоронены жертвы белого террора, то уже на следующий день площадь была переименована в Площадь Павших Борцов. После завершения Сталинградской битвы на площади были захоронены солдаты и офицеры 62 и 64 армий, павшие смертью храбрых во время грандиозного сражения на берегу Волги. Гранитный памятник, возвышающийся в сквере над братскими могилами, был установлен в 1957 году.
1 февраля 1963 года здесь появился Вечный огонь.
Здесь же мемориальная плита.
Говорили, что у Вечного огня установлен Пост № 1, где в почётном карауле стоят дети, но мы поста не увидели. Был у детишек выходной. Обидно только, что политические потрясения часто бьют по патриотическому отношению людей к своим святыням. Идеология- идеологией, но память о людях, спасших мир от коричневой чумы, не должна зависеть от политической конъюнктуры. А юнаймерский пост номер один дважды закрывали. Последний раз это было 30 августа 1991 года и только через восемь долгих лет пост вернулся к подножию памятника.
Я же увидел пост лишь в 2021 году.
Небольшая гранитная плита с тремя фамилиями размещена на месте небольшой братской могилы в сквере на Площади Погибших Борцов.
В ней захоронен единственный иностранец, получивший звание Героя Советского Союза за Сталинградскую битву, Рубен Руис Ибаррури (1920 -1942) — гвардии капитан, командир пулемётной роты. Рядом с ним лежат в земле сырой майор- лётчик Каменщиков Владимир Григорьевич (1915 — 1943), на обелиске написано Каменьщиков, и капитан-артиллерист Хофиз Фаттяхутдинович Фаттяхутдинов, награждённый орденом Ленина посмертно.
Пройдя сквер, я очутился на оперативном для фотографирования просторе. Под ногами увидел интересную штуковину. Оказывается на границе обеих частей площади находится, нулевой километр автодорог Волгоградской области.
Вроде не середина области, но кто-то принял решение и все дороги области построены во фрунт, отдавая приоритет и честь этому железному кругу на брусчатке центральной площади города.
Среди зданий на открытом участке площади бросились в глаза Главпочтамт, построенный уже после войны,
две гостиницы: «Волгоград»
и «Интурист»,
а также театр, которые были разрушены во время Сталинградской битвы и восстановлены в послевоенное время.
Здание, в котором находится Волгоградский государственный новый экспериментальный театр (НЭТ), было открыто 20 декабря 1915 года. Интересно, что шла первая мировая война, а по России возводились новые фундаментальные здания, по крайней мере это видно на примере Саратова и Волгограда. Построено оно было на средства царицынского купца Александра Александровича Репникова, уникальнейшего человека, который был одним из трёх почётных граждан Царицына удостоенных этого почётного звания до революции.
В октябре 1922 года здесь был открыт первый театральный сезон. Во время Сталинградской битвы здание сильно пострадало и долгое время реставрировалось. В 1952 году реконструкция закончилась. Так возродилось практически из послевоенного пепла и развалин здание театра.
В 1988 году Волгоградский драматический театр имени Горького был закрыт, когда людям не хватает хлеба — им не до зрелищ. Труппа театра была распущена. Советская театральная история не ведала ранее такого скандала. Театральная душа старого здания, видевшего множество спектаклей и артистов, казалась бы погасла на смертном одре. Но нашелся человек, который пошёл наперекор злой судьбе, оставив должности художественного руководителя и главного режиссёра Горьковского академического драматического театра имени Горького, Отар Иванович Джангишерашвили за три месяца собрал в Волгограде новую труппу и в 1989 году театр и его дух возродился. Пусть с новым именем и людьми. И этот тетр стал известен далеко за пределами Волгограда. Как говорят волгоградцы — НЭТ заставил ходить в театр даже тех, кто сроду в нём не бывал.
Интересно, что на площади имеются два объекта в честь Александра Невского: памятник перед театром
и часовня слева от входа в сквер с улицы Ленина.
Когда-то на центральной площади Волгограда, тогда еще Царицына, были и часовня и храм, посвященные Александру Невскому.
Сначала появилась часовня, посвященная визиту императора Александра II в. Царицын. Визит состоялся в 1871 году, а в 1872 году уже была построена часовня. В двадцатых годах прошлого века часовня была снесена.
В 1901 году было начато строительство собора Александра Невского и в 1916 году оно было завершено. Но недолго храм радовал глаз, в 1929 году он был закрыт, а 21 марта 1932 года был взорван, кирпич пошел на строительство городских дорог. Так город потерял и часовню, и собор в честь Александра Невского. В 2004 году проблема восстановления храма и часовни была решена своеобразным образом. На месте восточной стены взорванного Александро-Невского собора на площади Павших Борцов Площадь Павших Борцов была в 2004 году построена часовня Александра Невского.
Когда переходили проспект Ленина, то слева от Площади Павших Борцов увидели здание, где находится кукольный театр.
Дальнейший наш путь лежал на Аллею Героев.
Длина аллеи всего 100 метров, она начинается от площади Павших Борцов Площадь Павших Борцов и проспекта Ленина, заканчивается возле фонтана «Искусство».
До войны на месте бульвара Аллея Героев было три улицы: Комсомольская, Карла Либкнехта и Московская. Название Аллея Героев появилась на карте города 25 августа 1954 года. В создании бульвара принимали архитекторы Каро Семенович Алабян (1897 -1959), Ефим Иосифович Левитан (1915 -2007) и Б. Г. Гольдман.
В 1985 году на Аллее Героев появились мраморные стелы Героев Советского Союза, на которых увековечены имена 127 героев -сталинградцев, погибших в боях.
С одной стороны на Аллее Героев расположены: стела с изображениями орденов и медалей,
три мраморных стелы с именами
и стела с названием.
С другой стороны — другая стела с изображениями орденов и медалей,
три мраморных стелы с именами
и стела с названием.
На набережной мы повернули налево и пошли к Музею-панораме «Сталинградская битва».