729 материалов по 149 объектам, 14 176 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza San Marco, Venice
Северный фасад собора Святого Марка
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
Совсем иначе воспринимают северный фасад венецианские прихожане, для которых здесь находится главный вход в собор во время проведения утренних и вечерних молитв, месс и других литургических торжеств. Для туристов вход в собор со стороны западного фасада с 9:30 до 16:45, тогда как богослужения проходят без них, начинаясь в 8:00 и в 17:45, и на входе в северном фасаде прихожан встречает дежурный священник, который при поддержке охранников не пускает назойливых туристов в собор, но в виде исключения может пропустить иногородних паломников, убедившись в личной беседе, что это истинно верующие католики.
Северный фасад собора Святого Марка в Венеции
Выдающимся образцом венецианской скульптуры XIII века является арка над входом северного фасада собора Святого Марка, именуемым Дверь Цветов (Porta dei Fiori). Внешнюю сторону полукруглой арки украшают поясные фигуры Христа и святых, а ее внутреннюю сторону — поясные фигуры Девы Марии, ангелов и пророков среди пышной листвы, наглядно подтверждая строку Ветхого Завета «Праведник цветет, как пальма» (Псалтирь, псалом 91, стих 13).
Арка над Дверью Цветов северного фасада собора Святого Марка
В тимпане над Дверью Цветов находится элегантная скульптура Рождества в соответствии с византийскими канонами в обрамлении 11 фигур ангелов с копьем.
Скульптура Рождества над Дверью Цветов северного фасада собора Святого Марка
На архитраве Двери Цветов изображены в полный рост евангелисты Марк и Иоанн, при этом фигура последнего также венчает весь входной портал северного фасада собора Святого Марка.
Евангелисты Марк (справа) и Иоанн (слева) на архитраве Двери Цветов северного фасада собора Святого Марка
Евангелист Иоанн над входным порталом северного фасада собора Святого Марка
Самым ценным украшением северного фасада собора Святого Марка считаются прекрасные мраморные плиты XIII века с изображением Христа и четырех евангелистов, вывезенные из Константинополя после Четвертого крестового похода. Их расположение на фасаде не совсем традиционно: не на одной стене, а на двух прямоугольно состыкующихся стенах.
Византийские мраморные плиты с изображением Христа и четырех евангелистов на северном фасаде собора Святого Марка
И это не единственные трофеи венецианцев из Константинополя, представленные на северном фасаде собора Святого Марка: византийские мраморные плиты XIII века с изображением Святого Христофора, Девы Марии, архангела Уриила, Святого Леонарда и евангелиста Марка вмонтированы в северный фасад в разных местах.
Византийские мраморные плиты с изображением Святого Христофора, Девы Марии, архангела Уриила на северном фасаде собора Святого Марка
Византийские мраморные плиты с изображением Святого Леонарда и евангелиста Марка на северном фасаде собора Святого Марка
В отличие от изысканных мозаичных изображений южного и западного фасадов собора Святого Марка на северном фасаде собора присутствует единственная прямоугольная мозаика апостола Павла под угловой башенкой-часовней.
Мозаика с изображением апостола Павла на северном фасаде собора Святого Марка
Под этой мозаикой на углу северного фасада находится небольшая и мало привлекающая внимание скульптурная композиция из двух львов, а ведь именно она дала название Львиной площади, на которую выходит северный фасад собора Святого Марка. Площадь меняла свой внешний вид на протяжении веков, но главное изменение было внесено в 1722-23 годах, когда архитектор Андреа Тирали (Andrea Tirali) полностью перепроектировал ее. Площадь перед северным фасадом была поднята относительно уровня площади Сан-Марко, первоначальная кирпичная плитка заменена на большие каменные плиты, установлен колодец и поставлены два льва из красного мрамора по аналогии со скульптурной композицией из двух львов на северном фасаде собора.
Скульптурная композиция из двух львов на углу северного фасада собора Святого Марка
Лев из красного мрамора на Львиной площади у северного фасада собора Святого Марка
Готический венец северного фасада собора Святого Марка стилистически повторяет венцы западного и южного фасадов. На вершинах люнетов полукруглой формы установлены аллегорические фигуры четырех теологических добродетелей (Благоразумие, Воздержание, Вера и Милосердие) в окружении ветхозаветных пророков, а в башенках-часовнях – статуи четырех римских Отцов Церкви (Иероним, Августин, Амвросий и Григорий Великий).
Готический венец северного фасада собора Святого Марка
У дальнего конца северного фасада собора Святого Марка находится сооружение, о существовании которого большинство туристов не подозревает и не обращает внимания. Это гробница Даниэле Манина (Daniele Manin), лидера Рисорджименто в Венеции, героя национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского господства и за объединение Италии. Его дед имел еврейское происхождение, затем перешел в христианство и взял себе фамилию последнего венецианского дожа Людовико IV Манина.
Даниэле Манин родился в семье венецианского адвоката, продолжил фамильную адвокатскую практику в родном городе – Венеции, и не проявлял интереса к политике, не состоял в обществе карбонариев или какой-либо иной революционной группе. В 43 года резко изменил свои взгляды и возглавил венецианских патриотов, выступавших против господства над Венецией Австрийской империи, был арестован и заключен в австрийскую тюрьму за свою патриотическую деятельность. В 1848 году, когда во всей Италии началось восстание, венецианцы вынудили австрийского губернатора освободить Манина, а после окончательного изгнания австрийцев из Венеции он был избран президентом провозглашенной Республики Сан-Марко, просуществовавшей 17 месяцев.
В мае 1849 года Венеция была окружена австрийскими войсками, в течение трех недель подвергалась непрекращающимся бомбардировкам, приводящим к сильным пожарам, к которым добавились голод и начавшаяся эпидемия холеры. Когда положение города стало совсем безнадежным, Даниэле Манин согласился на почетную капитуляцию: Венеция была сдана австрийцам, которые позволили Манину и его 39 соратникам отправиться в изгнание. Даниэле Манин на борту французского корабля навсегда покинул Венецию. Остаток жизни он провел в Париже, где и скончался. В 1868 году, спустя два года после оставления австрийцами Венеции и одиннадцать лет после смерти, останки Даниэле Манина были перезахоронены с государственными почестями у северного фасада собора Святого Марка.
Гробница Даниэле Манина у северного фасада собора Святого Марка
- Адрес:
Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- Телефон:
+390412708311
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 11 окт 2023, 21:06удалитьС интересом рассмотрела! Во время посещения Венеции не всегда удавалось уделить пристальное внимание, как того заслуживает этот потрясающий собор. Спасибо!
- 12 окт 2023, 03:10удалитьСпециально приходил рано утром (до туристического наплыва), чтобы обстоятельно, без суеты рассмотреть и сфотографировать собор
- 12 окт 2023, 10:33удалитьУже разместил на Турбине 17 рассказов непосредственно о соборе Святого Марка. И не надейтесь, что ограничусь этим!
- 12 окт 2023, 10:37удалитьТак это и прекрасно, такое сооружение и требует именно такой детализации!
- 12 окт 2023, 10:45удалитьНаписал для Турбины четыре сотни разных материалов, но ни одному туристическому объекту не уделял столько внимания и времени как главной венецианской базилике
- 12 окт 2023, 17:30удалитьЧудесные фасады! Можно любоваться ими бесконечно! А если еще понимаешь содержание изображений, то они еще более чудесны!
- 13 окт 2023, 02:58удалитьСпасибо, Сергей! Понимание приходила ко мне благодаря интернет-переводчикам, потому что детальную информацию по собору Святого Марка лучше получать на итальянском языке.